Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:11, контрольная работа
Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества.
Эпоха Возрождения - это эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к буржуазии. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, но так, же в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания.
Введение…………………………………………………………………………...3 1 Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………..……………5
2 Гуманизм как основное содержание эпохи..…………………………………7
3 Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре……………….. …………………….…………………………………11
4 Особенности Итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители ……………………………………….…………………………13
5 Венецианское Возрождение ……………………..………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованных источников………………………………………….. 24
Одной из самых значительных фигур XV века был Лоренцо Валла (1407-1457). Согласно Валле, все, что создала природа, не может быть не свято, и наслаждение также свято и похвально; но, поскольку человек состоит из тела и души, наслаждение проявляется по-разному. Как антиклерикал, Валла выступал против светской власти римских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и анахроничность монашества как его главного носителя. Он враждебно относился к схоластической метафизике как к праздному занятию, тщетно стремящемуся сделать понятным то, что не может и не должно быть понято [12, cтр.8].
Эпоха Гуманизма и Ренессанса отмечена всеобщим обращением к платонизму, создающему определенный духовный климат.
Развитию платонизма в Западной
Европе способствовало переселение
большого числа ученых византийцев
на Запад (главным образом в Италию).
Византийцы сохранили живую
Гуманисты Ренессанса
Гуманизм – одно из важнейших
течений Ренессанса, отразившее основную
идею этой эпохи. Освобождение человека
из рамок средневековых
3 ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ
В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Обращение к античности стало следствием глубинных процессов в позднесредниковой культуре, когда наметился тупик в развитии схоластики. Антропоцентризм и прославление прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма.
Восстановление античного
Гуманисты проявляли большой интерес
и к античной философии - натурфилософии,
эпикуреизму, неоплатонизму. В середине
XV века во Флоренции основывается Платоновская
академия. Почитание Платона было
здесь превращено почти в религиозный
культ. Таким образом, преемственная
связь Возрождения с
Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессиональным служителям католической церкви. Отрицание церкви еще не означало отрицание религии. Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие деятели Ренессанса были людьми верующими, и даже духовными лицами католической церкви.
Считается, что ни одна эпоха в
истории европейской культуры не
была наполнена таким огромным количеством
антицерковных сочинений и
Однако, вся средневековая культура с ее многолетней историей, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось.
В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведений было написано на библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для церквей, имела культовое назначение.
В отличие от античной и особенно средневековой культуры, ренессансная культура имела ярко-личностный характер. Свободная личность - художник, философ, поэт, который не зависит не только от заказчика, но и от средневековых цеховых норм организации и регламентации творческого труда, - самая характерная черта Возрождения. Художник Ренессанса начинает чрезвычайно ценить свою творческую свободу и индивидуальность, гордиться ими [6, стр.98].
4
ОСОБЕННОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО
Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов развития. Их границы отмечены столетиями - XIV, XV, XVI вв. и хронологическими рубежами внутри них [9, стр.85].
В итальянском Ренессансе обычно выделяют следующие основные периоды:
- проторенессанс (предренессанс) - конец XIII-начало XIV вв. - переходная эпоха между Средневековьем и собственно Возрождением;
- Раннее Возрождение - период с середины XIV в. до примерно 1475 г.;
- зрелое, или Высокое Возрождение - последняя четверть XV-начало XVI в. (квадроченто);
- Позднее Возрождение (чинквеченто) период XVI-начало XVII вв. [2, стр.582].
В итальянской культуре XIII-XIV вв. на
фоне ещё сильных византийских и
готических традиций стали появляться
черты нового искусства - будущего искусства
Возрождения. Потому этот период его
истории и назвали
Этап раннего гуманизма
К концу столетия ренессансная культура уже занимала лидирующие позиции во многих сферах духовной жизни общества и в искусстве. Влияние гуманистической образованности стало накладывать отпечаток и на ряд явлений народно-городской, церковной, дворянской культуры, из которых в свою очередь черпала и сама ренессансная культура.
В культуре итальянского Возрождения архитектура и изобразительное искусство занимают выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в XV в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ. В архитектуре сложились тосканская, ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые веяния нередко сочетались с местными традициями. В изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, также сформировалось несколько школ - флорентийская, умбрийская, североиталъянская, венецианская - со своими неповторимыми стилистическими особенностями.
Именно в художественном творчестве новая культура реализовала себя с наибольшей выразительностью, именно в искусстве она воплотилась в сокровища, над которыми не властно время. Гармония, красота обретут незыблемую основу в так называемом золотом сечении (этот термин был введен Леонардо да Винчи; впоследствии применялся и другой: «божественная пропорция»), известном еще в древности, но интерес к которому возник именно в XV в. в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры». Крупнейший архитектор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.
Эпоха Раннего Возрождения
Искусство Высокого Возрождения представляет
собой живой и сложный
Наиболее яркие представители в литературном направлении Данте Алигьери и его «Божественная комедия» и Джованни Боккаччо «Декамерон», Франческо Петрарка.
В "Божественной комедии" отражается вся эпоха раннего Возрождения в Италии. Живая мысль пробилась сквозь прежний мертвый язык, летаргический сон средних веков проходил, латинский бред сменялся жизненной, гибкой речью. В поэме можно найти очень реальное и красочное описание ада. Это наиболее яркая часть «Божественной комедии». Цель поэмы - «вывести людей из их бедственного состояния к состоянию блаженства». Программа «Божественной Комедии» охватывала всю жизнь и общие вопросы знания и давала на них ответы: это - поэтическая энциклопедии средневекового миросозерцания [2, стр.602].
В своей книге Боккаччо связал воедино традиции французской куртуазной литературы и тосканской народной прозы и фольклора, благодаря чему сделал шаг к развитию итальянской прозы.
«Декамерон» показывает новые
грани возникающего
Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста. Идеалом женской красоты у Петрарки была его возлюбленная Лаура, которой он посвятил множество сонетов. В своих стихотворениях он восхваляет ее, называя образцом добродетели, средоточием всех совершенств. Так он восхваляется ею даже после ее смерти. Она - идеал всей его жизни, воплощение вечной, безупречной красоты.
Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки.
5 ВЕНЕЦИАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Город каналов и гондол, отделенным морем от остальной Италии, Возрождение пришло позже. Но уже во второй половине 15 века Венеция явила миру великих Джорджоне, Тициана, Веронезе. Венецианских художников от большинства современников отличали большая чувственность и меньший интеллектуализм в трактовке сюжетов, а выдающемуся мастеру портрета Тициану не было равных в передаче цвета и фактуры. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист («Венера и Адонис», «Портрет Карла V в кресле», «Женщина перед зеркалом» и др.). Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции [6, стр.112].
Первое значительное произведение Палладио - так называемая Базилика в Виченце: в этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио - он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как простую декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции, из-за чего она становится ясной, кажется просто и ясно организованной, гармоничной.
Так же архитектор создает новый тип городского дворца - паллацо.