Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 11:03, реферат
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Введение…………………………………………………………..………………3
1. Общая характеристика эпохи Возрождения………...……..………………4
2. Истоки Возрождения..………………………………………………………...6
3. Основные периоды развития культуры эпохи Возрождения. ……………7
3.1 Проторенессанс………………………………………………………………8
3.2 Раннее Возрождение.………………………………………………………..8
3.3 Высокое Возрождение………………………………………………………..9
3.4 Позднее Возрождение……….………………………………………………10
4. Северное Возрождение………………………………………………………10
5. Формирование нового принципа мировосприятия………………………...12
5.1 Теория Николая Коперника……………………………………...………….13
5.2 Бесконечная вселенная Джордано Бруно…………………………………..15
5.3 Механистическая картина мира Галилео Галилея………….……………..16
6. Титаны эпохи Возрождения……………………………………………….20
7. Возрождение в России………………………………………………………24
8. Значение культуры эпохи Возрождения……………………… …………..26
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..29
Все эти идеи великий ученый сформулировал в “Диалоге о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой” (1632) , научно доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих “заблуждений”. Его книга была запрещена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бруно и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыслитель вышел победителем.
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки - природа и человек. Предмет религии - “благочестие и послушание”, сфера моральных поступков человека.
Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безграничного познания природы. Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрождения Галилей отрицательно относился к схоластической, силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к открытию новых истин и должна, согласно Галилею, приводить подлинно научная методология. При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным, страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Стремление к опытному исследованию природы было свойственно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо.
Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает дедукцию. Ученый показал громадное значение количественного анализа, точного определения количественных отношений при изучении явлений природы. Однако разработанная Галилеем научная методология носила в основном односторонне аналитический характер. Это особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленением производственного процесса наряд операций.
Возникновение этой методологии было связано со спецификой самого научного познания, начинающегося с выяснения наиболее простой формы движения материи - с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой. Отмеченная особенность, разработанная Галилеем методологии, определила и отличительные черты его философских воззрений, которые в целом можно охарактеризовать как черты механистического материализма. Материю Галилей представлял как вполне реальную, телесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель возрождал здесь воззрения античных атомистов. Но в отличие от них Галилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с математикой и механикой. Поскольку механистическое понимание природы не может объяснить ее бесконечное качественное многообразие, Галилей, в известной мере опираясь на Демокрита, первым из философов нового времени развивает положение о субъективности цвета, запаха, звука и т.д. Механистический характер воззрений Галилея, а также идеологическая незрелость класса буржуазии, мировоззрение которого он выражал, не позволили ему полностью освободиться от теологического представления о боге. Он не смог это сделать в силу метафизичности его воззрений на мир, согласно которым в природе, состоящей в своей основе из одних и тех же элементов, ничто не уничтожается и ничего нового не нарождается.
Таким образом, в новое время Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу. Этого взгляда придерживалось затем большинство передовых мыслителей 17 - 18 вв. Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе - механистическому и метафизическому материализму 17 - 18 вв.
6. Титаны эпохи Возрождения
Прошло пять столетий, жизнь неузнаваемо изменилась, а творения великих мастеров ренессансного искусства не перестают волновать все новые и новые поколения людей.
После тысячелетия средневековья Возрождение явилось первой могучей попыткой духовного раскрепощения человека, освобождения и всестороннего развития скрытых в нем колоссальных творческих возможностей. Искусство, рожденное этой эпохой, несет в себе бессмертные этические ценности. Оно воспитывает, развивает гуманные чувства, оно пробуждает в человеке Человека.
Самым прославленным среди зачинателей ренессанса считается поэт всех времен и народов Данте Алигьери (1265-1321). Он родился во Флоренции в семье родовитых феодалов, но стал провозвестником совершенно иной эпохи. Его по праву считают создателем итальянского литературного языка – одного из первых национальных (народных) языков, вытеснивших из литературы латынь, превращенную средневековьем в мертвый язык богословов и схоластов. Вершина творчества Данте – «комедия», прозванная «божественной» (1307-1321). Данте, как и все гении ренессанса, был человеком многосторонним, он не только писал стихи, но и активно занимался политикой, проводил философские, исторические и филологические исследования.
Сегодня Данте, Петрарку и Боккаччо называют «тремя китами, на которых зиждется ренессанс» или «тремя корнями, воспитавшими возрождение».
Родоначальником гуманистической культуры считается великий итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). В 1342-1343 гг. Он написал философский трактат «о презрении к миру», в котором категорически отвергал средневековый аскетизм и провозглашал высшим назначением человека любовь, в первую очередь к женщине. В этой же книге «темные времена» средневековья впервые противопоставлены античности, и звучит призыв к возрождению идеалов классической древности. Петрарка первый из гениев ренессанса предпринял попытку написать историю в виде собрания биографий выдающихся личностей, а заодно издал собственную переписку, чтоб просветить потомство.
Между ранним и высоким возрождением творил великий флорентийский художник Сандро Боттичелли (настоящее имя Алессандро Филипепи, 1445-1510). Его первые шедевры - к примеру, «весна» (1477-1478) и «рождение Венеры» (1483-1484) - даже своими названиями свидетельствуют о расцвете нового искусства.
Леонардо да Винчи (1552-1519) - воистину один из величайших гениев в истории человечества. Неслучайно поэтому его так часто объявляют то ангелом, спустившимся с небес, то представителем высокоразвитой цивилизации, явившимся на помощь землянам. Им не устают восхищаться самые разные люди. Клочок бумаги со случайными набросками великого Леонардо продается дороже самого роскошного лимузина. будучи великим ученым-теоретиком, Леонардо оставался деловым и практичным инженером, изобретателем, техником и даже мастером-ремесленником. О его физической силе слагали легенды. Леонардо родился 15 апреля 1452 г. В местечке Винчи близ Флоренции. Он был побочным сыном нотариуса пьеро да Винчи. Его мама - простая крестьянка. В 14 лет Леонардо поступил учеником к живописцу и скульптору Верроккьо, у которого провёл 6 лет. Самый ранний его рисунок – пейзаж окрестностей Флоренции. Надпись на картине сделана «зеркальным» способом. Рисовал он тоже «одной левой», причем медленно, бесконечно экспериментируя. Особенно его не устраивала техника фрески, требовавшая быстрого, без поправок исполнения. Результаты экспериментов часто погибали. До нас дошло лишь полтора десятка живописных произведений да Винчи. Но среди них такие гениальные, как «Мадонна с цветком» - «Мадонна Бенуа» (1473-1478), «Мадонна Лита» (1485-1490), «Тайная вечеря» (1495-1497) и загадочная «Мона Лиза Джоконда» (1503). Леонардо да Винчи принадлежит множество открытий в области математики, физики, астрономии, картографии, геологии, ботаники, физиологии и во многих других областях. Он отстаивал решающее значение опыта в познании природы и провел свыше семи тысяч экспериментов и естественнонаучных исследований, придумал и изготовил такие машины, как крутильный станок на несколько веретен, прокатный стан, волочильную машину, станки для нарезки винтов, приспособления для шлифовки оптических стекол, устройство для насечки напильников, камерные шлюзы, водоподъемные машины различных конструкций, рессорный (пружинный) автомобиль, домкрат, будильник, паровую пушку, пирамидальный парашют и многое другое. Леонардо изучал полет птиц и спроектировал летательный аппарат тяжелее воздуха (орнитоптер), однако пришел к выводу, что такой аппарат летать без достаточно мощного двигателя не может. Да Винчи изобрел современный пропеллер и придумал вертолет, появившийся только в ХХ в., а также ракету с реактивным двигателем.
«Светлым гением высокого возрождения» называют Рафаэля Санти (1483-1520). Он родился в городке Урбино, столице небольшого, но славного своей уютной и творческой атмосферой герцогства, в семье придворного художника. В 8 лет Рафаэль потерял мать, в 11 – отца. Его учителями были отец и Перуджино (Пьетро Ваннуччи). Наиболее значительный период творчества Рафаэля неразрывно связан с расцветавшим Римом. Приглашенный в Рим для росписи комнат («станц») Ватикана, Санти создал целый ряд монументальных композиций. На одной из них шествуют Платон и Аристотель, а вокруг расположились Гераклит, Диоген, Сократ, Птолемей, Архимед и многие другие знаменитые философы и ученые древности. На другой композиции в диспуте сошлись знаменитые церковные деятели. На третьей и четвертой – поэты и юристы. Здесь Рафаэль дважды нарисовал любимого Данте как поэта и богослова. Кроме этих четырех композиций Санти создал множество других, правда, зачастую с помощью своих учеников. В серии женских образов Рафаэля заметен путь художника от внешней миловидности к глубокой внутренней красоте. Вершиной его творчества считается «Сикстинская мадонна», созданная около 1513 г.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт, ярко и остро выразивший идеалы силы, присущие эпохе высокого возрождения, а также трагические ощущения кризиса в период позднего возрождения. Микеланджело родился в Капрезе, близ Флоренции, в семье главы местного самоуправления. Буонарроти называл себя скульптором, но реализовал также грандиозные живописные и архитектурные проекты. Именно на рубеже XV-XVI вв. были найдены знаменитые античные статуи «Аполлон Бельведерский», «Лаокоон», «Афродита Ватиканская» и др. В этих шедеврах эллинистического искусства люди эпохи возрождения нашли свой идеал прекрасного человеческого тела, прямо противоположный средневеково-христианскому обузданию плоти. Первые скульптурные произведения Микеланджело - рельефы. Один из них - «битва кентавров» - предвестник будущих свершений. Масштабные (более 600 м.2 ) росписи потолка Сикстинской капеллы в Риме (1508-1512) Микеланджело насытил сочными образами титанически мощных людей (свыше 300 фигур).
7. Возрождение в России
Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.
Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом, не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор XII века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.
В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике».
Тем не менее, с начала XVI и до конца XVII века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это было совершенно уникальное явление, отличающееся от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов.
К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна, который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого.
В середине XVI века на Руси начали печатать книги, и Иван Федоров был первым известным русским печатником. В XVII веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в XIX веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литье, восходящее ещё к XV веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году.
8. Значение культуры эпохи Возрождения
Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Это отразилось, прежде всего, в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере ее чувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и новое, объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство творчества отдельной личности было также значимо, как и деятельность школ и периодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собой героические задачи и успешно их решали. Те, кто видел решение всех проблем в совершенствовании идей общественного устройства, шли на смерть и лишения ради всеобщего блага человечества и создавали предпосылки для грандиозной деятельности последующих поколений.