Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:23, реферат
Культурология как наука сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Понятие «культурология» формируется на базе единства философии, эстетики, этики и ряда других гуманитарных дисциплин.
Главная задача культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.
Введение 3
1. Структурная целостность культуры 4
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек —
системообразующий фактор в развитии культуры 4
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 8
2. Многомерность культуры как системы 13
2.1. Предназначение культуры 13
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура
деятельности человека 16
2.3. Взаимоотношение культуры и общества 19
Заключение 21
Список использованных источников 22
Содержание
Введение
1. Структурная целостность
культуры
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек —
системообразующий фактор в
развитии культуры
Введение
Культурология – философская наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры.
Культурология как наука сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Понятие «культурология» формируется на базе единства философии, эстетики, этики и ряда других гуманитарных дисциплин.
Главная задача культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.
1. Структурная целостность культуры
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры
Культура, если ее рассматривать
в широком плане, включает в себя
как материальные, так и духовные
средства жизнедеятельности человека,
которые созданы самим
При более внимательном рассмотрении
оказывается, что и сам человек
относится к классу артефактов. С
одной стороны, он возник в результате
эволюции природы, имеет естественное
происхождение, живет и действует
как материальное существо, а с
другой стороны, он существо духовное
и социальное, живет и действует
как созидатель, носитель и потребитель
духовных ценностей, которые природа
«сама по себе» создать не способна.
Человек, таким образом, дитя не только
природы, но и культуры, не столь существо
биологическое, сколько социальное, а
его природа не столько материальная,
сколько духовная. Сущность человека включает
в себя качества и свойства как собственно
природные, материальные, прежде всего
биолого-физиологические, так и духовные,
не материальные, продуцированные культурой
и интеллектуальным трудом, художественным,
научным или техническим творчеством.
В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль — это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре — это место центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
Культура функционирует
как живая система ценностей,
как живой организм до тех пор,
пока активно действует человек
как творческое, создающее и активно
действующее существо. Человек организовывает
потоки ценностей по каналам культуры,
он совершает обмен и
Фигурально говоря, человек—и
начало и результат в развитии культуры,
и цель и средство ее функционирования,
и замысел ее и воплощение. Объективная
целостность человека задает целостность
его деятельности, которая затем типизирует
целостность и системность культуры в
трех основных направлениях: в генезисе,
в структуре и функционировании.
Генезис и развитие культуры идут как
целостный процесс с усвоением и сохранением
ценностей прошлого, трансформацией и
обогащением их в настоящем и передачей
этих ценностей как исходного материала
для культуры будущего.
Структурная целостность проявляется
в том, что ценности культуры соотносятся
иерархическим образом, существуют субординация
и ранжирование их: одни из них занимают
центральное и фундаментальное место,
а другие — второстепенное и производное,
одни из них имеют общее и тотальное значение,
другие — локальное и конкретное.
Важно отметить, что целостность культуры
опирается, как на фундамент, на целостность
природы.
Целостность природы как система объективных
и естественных условий существования
человечества на планете Земля включает
в себя прежде всего целостность биосферы,
которая, однако, опирается на целостность
климатических и географических условий,
а они, в свою очередь, зиждятся на целостности
геологических предпосылок. Если продолжить
этот анализ, то он приведет к целостности
планетарной и далее к космической.
Однако та целостность культуры, с которой
человек сталкивается в повседневной
жизни — это целостность материальной
и духовной жизни человека, целостность
всех тех материальных и духовных средств,
которыми он пользуется в своей жизни
ежедневно, т. е. это целостность материальной
и духовной культур.
Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.
Материальная культура включает
в себя разнообразные по типам
и формам артефакты, где природный
объект и его материал трансформированы
так, что объект превращен в вещь,
т. е. в предмет, свойства и характеристики
которого заданы и продуцированы
творческими способностями
Материальная культура, в
другом смысле слова, — это человеческое
«Я», переодетое в вещь; это духовность
человека, воплощенная в форму
вещи; это человеческая душа, осуществленная
в вещах; это материализовавшийся
и опредметившийся дух человечества.
В материальную культуру входят прежде
всего разнообразные средства материального
производства. Это энергетические и сырьевые
ресурсы неорганического или органического
происхождения, геологические, гидрологические
или атмосферные составляющие технологии
материального производства. Это орудия
труда — от простейших орудийных форм
до сложных машинных комплексов. Это разнообразные
средства потребления и продукты материального
производства. Это различные виды материально-предметной,
практической деятельности человека.
Это материально-предметные отношения
человека в сфере технологии производства
или в сфере обмена, т. е. производственные
отношения. Однако следует подчеркнуть,
что материальная культура человечества
всегда шире существующего материального
производства. В нее входят все виды материальных
ценностей: архитектурные ценности, здания
и сооружения, средства коммуникации и
транспорта, парки и оборудованные ландшафты
и т. п.
Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлом — памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, т. е. говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т. п.
Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его «Я», его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.
Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет — культура становится неустойчивой, несбалансированной и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.
Таким образом, становится очевидным,
что возможности духовного
Обычаи — одно из самых древних явлений
в духовной истории человечества. Этнографические
исследования показывают, что обычаи доминируют
в качестве основных регуляторов поведения
в архаичных обществах, в основном в той
бытовой среде, которая характеризуется
повышенной устойчивостью и инерцией.
В социальных структурах, более современных
и более динамичных, они играют менее обязательную
роль, однако присутствуют в любой развитой
культуре.
Обычаи — это привычные, мало подвергаемые осознанию, целостные образцы поведения. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые или ритуальные действия, куда обязательно включаются нравственные регулятивы. Исторически обычаи должны отшлифовываться в той или иной социальной среде, долго практикуются и апробируются, т. е. они представляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Как и всякий образец, обычай может нести в себе разрешение на определенные действия, и тогда он играет роль алгоритма исполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняет функцию алгоритма, блокирующего определенные действия человека.