Культура как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Культурология как наука сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Понятие «культурология» формируется на базе единства философии, эстетики, этики и ряда других гуманитарных дисциплин.
Главная задача культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Содержание работы

Введение 3
1. Структурная целостность культуры 4
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек —
системообразующий фактор в развитии культуры 4
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 8
2. Многомерность культуры как системы 13
2.1. Предназначение культуры 13
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура
деятельности человека 16
2.3. Взаимоотношение культуры и общества 19
Заключение 21
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

культурология - копия.docx

— 44.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                             3

1. Структурная целостность  культуры                                                                            4

1.1. Материальная и духовная  стороны культуры. Человек —

системообразующий фактор в развитии культуры                                                                  4                          

1.2. Культура как нормативно-ценностная  и познавательная деятельность               8

2. Многомерность культуры как  системы                                                                      13

2.1. Предназначение культуры                                                                                        13

2.2. Взаимодействие природы  и культуры. Экологическая культура 

деятельности человека                                                                                                               16

2.3. Взаимоотношение культуры  и общества                                                                19

Заключение                                                                                                                        21

Список использованных источников                                                                              22

 

 

 

Введение

Культурология – философская наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры.

Культурология как наука сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Понятие «культурология» формируется на базе единства философии, эстетики, этики и ряда других гуманитарных дисциплин.

Главная задача культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

 

1. Структурная целостность культуры

1.1. Материальная и духовная  стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры

Культура, если ее рассматривать  в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными  ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого  в качестве исходного материалы  объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.

При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек  относится к классу артефактов. С  одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет и действует  как материальное существо, а с  другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует  как созидатель, носитель и потребитель  духовных ценностей, которые природа  «сама по себе» создать не способна. 
Человек, таким образом, дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная. Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным или техническим творчеством.

В силу того, что человек  по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так  и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает  и потребляет пищу, одежду, жилища, создает  технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и  искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как  материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать  человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль — это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре — это место центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

Культура функционирует  как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек  как творческое, создающее и активно  действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение  их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя  эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как  социального существа.

Фигурально говоря, человек—и начало и результат в развитии культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее и воплощение. Объективная целостность человека задает целостность его деятельности, которая затем типизирует целостность и системность культуры в трех основных направлениях: в генезисе, в структуре и функционировании. 
Генезис и развитие культуры идут как целостный процесс с усвоением и сохранением ценностей прошлого, трансформацией и обогащением их в настоящем и передачей этих ценностей как исходного материала для культуры будущего. 
Структурная целостность проявляется в том, что ценности культуры соотносятся иерархическим образом, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие — второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие — локальное и конкретное. 
Важно отметить, что целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы. 
Целостность природы как система объективных и естественных условий существования человечества на планете Земля включает в себя прежде всего целостность биосферы, которая, однако, опирается на целостность климатических и географических условий, а они, в свою очередь, зиждятся на целостности геологических предпосылок. Если продолжить этот анализ, то он приведет к целостности планетарной и далее к космической. 
Однако та целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни — это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур.

Материальная культура более  непосредственно и более прямо  обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком  в качестве исходных материалов или  сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов  и материальных средств существования  человека.

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам  и формам артефакты, где природный  объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, т. е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы  творческими способностями человека так, чтобы они более точно  или более полно удовлетворяли  потребности человека как «homo sapiens», а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.

Материальная культура, в  другом смысле слова, — это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму  вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся  и опредметившийся дух человечества. 
В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда — от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т. п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлом — памятники, археологические  объекты, оборудованные памятники  природы и т. п. Следовательно, объем  материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества  между материальной культурой в  целом и материальным производством  в частности. Кроме того само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, т. е. говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т. п.

Материальная культура в  целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его «Я», его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

Гармоничные отношения между  материально-техническими возможностями  и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в  оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет — культура становится неустойчивой, несбалансированной и страдает либо инерционностью и  консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Культура как нормативно-ценностная  и познавательная деятельность

Таким образом, становится очевидным, что возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим  развитием и наоборот — уровень  совершенства материального производства зависит от возможностей духовного  потенциала общества. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой — и  саму духовную деятельность. Артефакты  духовной культуры существуют в разнообразных  формах. Это обычаи, нормы и образцы  поведения человека, сложившиеся  в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это  всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Они, как и продукты материального производства, используются в качестве жизнедеятельности человека, для удовлетворения его определенных потребностей. 
Обычаи — одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Этнографические исследования показывают, что обычаи доминируют в качестве основных регуляторов поведения в архаичных обществах, в основном в той бытовой среде, которая характеризуется повышенной устойчивостью и инерцией. В социальных структурах, более современных и более динамичных, они играют менее обязательную роль, однако присутствуют в любой развитой культуре.

Обычаи — это привычные, мало подвергаемые осознанию, целостные  образцы поведения. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые  или ритуальные действия, куда обязательно  включаются нравственные регулятивы. Исторически обычаи должны отшлифовываться в той или иной социальной среде, долго практикуются и апробируются, т. е. они представляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Как и всякий образец, обычай может нести в себе разрешение на определенные действия, и тогда он играет роль алгоритма исполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняет функцию алгоритма, блокирующего определенные действия человека.

Информация о работе Культура как система