Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:23, реферат
Культурология как наука сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Понятие «культурология» формируется на базе единства философии, эстетики, этики и ряда других гуманитарных дисциплин.
Главная задача культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.
Введение 3
1. Структурная целостность культуры 4
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек —
системообразующий фактор в развитии культуры 4
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 8
2. Многомерность культуры как системы 13
2.1. Предназначение культуры 13
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура
деятельности человека 16
2.3. Взаимоотношение культуры и общества 19
Заключение 21
Список использованных источников 22
Таким образом, человек выполняет
роль соединительного звена двух типов
эволюции — природной и культурной, или,
как еще говорят, творческой эволюции.
Человек обладает внутренней принадлежностью
к природе и культуре, внутренней принадлежностью
к естественной и творческой эволюции.
В конце концов, культура — это пересозданная
человеком природа. Человек, «пересотворяя
природу», утверждает тем самым себя как
субъекта культуры, как ее создателя и,
следовательно, как Человека. В артефактах
синтезированы два типа реальности —
природно-ограниченный и духовно-технический.
Прогресс культуры сопровождается ростом
массы и сложности артефактов, и вместе
с тем удельный вес и значение духовно-технических
компонентов в них так же существенно
растет.
Культура все более сложно и более глубоко
опосредует отношение человека к природе.
Как следствие этого — нарастает степень
отчужденности природы и человека. Созидая
надприродную реальность, человек постепенно
теряет естественные корни своего бытия,
естественную природную детерминацию
своего существования. Культура XX века
показала это наглядно и довела отчуждение
до максимума, что породило формы техницизированного
бытия человека и вслед за этим — экологические
проблемы. Рост и развитие культуры сопровождается
тем, что исчезает и уменьшается органичность
единства человека и природы. Природа
— это среда инстинктивного обитания
человека, а вне этого человек не способен
существовать как биологический вид.
Но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является культура, которая создает надинстинктивную систему поведения, поведения сознательного, но от этого не менее необходимого.
Культура постепенно делает своим объектом отношение к природе, т. е. возникает культура экологической деятельности человека, или, чаще говорят, экологическая культура. Ее задача — поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знание об этих отношениях в систему ценностей культуры. Это потребует переориентации всех видов жизнедеятельности человека, его менталитета, целей и идеалов, т. е. мировоззрения. Природа в этом мировоззрении должна рассматриваться как самоценность, и ее преобразование должно санкционироваться высшими духовными смыслами, а не технократическими показателями, как это зачастую делается в современной культуре. Такая оценка природы должна быть имманентна самосознанию человека, а не только культуре. Природа должна оцениваться человеком как источник эстетических, нравственных и других идеалов. Гуманизм, при таком подходе, с необходимостью должен включать в себя ценности и идеалы экологического характера, т. е. необходимо выйти за границы антропоцентрических ценностей и идеалов. Возможно, это будет биосфероцентристский менталитет и мировоззрение, где основная задача культуротворческой деятельности человека должна сводиться к развитию и установлению экологической самодостаточности человечества. Очевидно, что это — задача новой по духу культуры и нового по мировоззрению человека.
Наряду с действием на природу,
культура влияет на ход истории человечества,
где она взаимодействует с
обществом, с социумом. История человечества
— более широкая реальность, чем культура.
Культура является продуктом творческой
и созидающей деятельности человека. Но
в историю человечества входит и разрушительная
деятельность человека, например, войны,
возникновение которых всегда сопровождается
разрушением культуры. История, таким
образом, включает все виды жизнедеятельности
человека — конструктивные и деструктивные,
прогрессивные и регрессивные. Поэтому
полного тождества между развитием культуры
и историей общества не может быть. Однако
верно и то, что культура обнаруживает
себя в истории общества и вне этого она
непостижима и невозможна. Смысл и содержание
культуры невозможно понять, если рассматривать
явления культуры вне конкретных исторических
рамок, т. е. абстрактно. Сущность исторического
процесса, конкретной стадии в развитии
общества является контекстом, по отношению
к которому выявляется конкретный смысл
и значение артефактов культуры.
Многие исследователи считают, что культура
возникла прежде всего под воздействием
общественных запросов и потребностей.
Прежде всего общество нуждалось в закреплении
и передаче духовных ценностей, которые
вне общественных форм жизнедеятельности
человека могли бы погибать вместе с автором
этих ценностей. Общество, таким образом,
процессу созидания ценностей придало
устойчивый и преемственный характер.
В обществе стало возможным накопление
ценностей, культура стала приобретать
кумулятивный характер развития. Кроме
того, общество создало возможности для
публичного создания и использования
ценностей, что привело к возможности
более быстрого их понимания и апробирования
другими членами общества.
Таким образом, общество создает условия
для социального развития человека,
т. е. человека как личности. Личность
несет печать конкретной культуры и
конкретного общества. Кроме того
общество создает условия для
массового использования
Развитие интересов и
В развитом обществе человек стремится действовать на основе единства, целостности и тождественности своего «Я». Европейская культура всегда придавала личностному началу качество безусловности, независимости от других регулятивов общества, устойчивости и целостности личного мира человека. Только при таком положении личность способна в самой себе находить регулятивы и ценности, которые позволяют выстоять перед вызовом обстоятельств, и придать этому вызову смысл, опираясь на собственное «Я», только при таком положении возможно чувство ответственности в осуществлении своих целей, индивидуализм как установка на самостоятельное значение человека. Эти идеалы и ценности личностного поведения в обществе культивируются уже с античности в первых идеях рационального и мудрого образа жизни. Затем в христианстве, в идеях и идеалах индивидуального спасения. Далее, в эпоху Возрождения — идеалы гражданского и естественного права, просвещения и научности, рационализма в нравственных и правовых идеалах, и, наконец, в идеалах демократии, открытого общества и открытой культуры, характерных для XX века.
Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности.
Заключение
Культурология - это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.
Культурология использует все методы философского социо-гуманитарного познания. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием. В частности, широко используется диалектический метод, предполагающий рассматривать культуру как развивающееся, внутренне-противоречивое, многостороннее явление, требующее конкретного изучения. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры, так сказать, в «чистом виде».
Список использованных источников
1 Культкрология [Текст]: учебние/ под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 566 с.
2 Антосевич, Г. С. Краткий курс по культурологи [Текст]: учеб. Пособин / Г. С. Антосевич. – М.: Издательство «Окей-книга», 2008. – 125 с.
3 Гуревич, П. С. Культурология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2000. – 280 с.