Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:23, реферат
Культурология как наука сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Понятие «культурология» формируется на базе единства философии, эстетики, этики и ряда других гуманитарных дисциплин.
Главная задача культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.
Введение 3
1. Структурная целостность культуры 4
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек —
системообразующий фактор в развитии культуры 4
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 8
2. Многомерность культуры как системы 13
2.1. Предназначение культуры 13
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура
деятельности человека 16
2.3. Взаимоотношение культуры и общества 19
Заключение 21
Список использованных источников 22
Жизнь человека в обществе, коллективе или социальной группе требует согласования действий и упорядоченных отношений. Обычай, как нормирующий механизм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей. Передаваясь из поколения в поколение, он срастается с внутренними мотивами поведения и создает потребность в его соблюдении, что создает устойчивость отношений, обеспечивает сотрудничество с предсказуемыми результатами, что обеспечивает взаимопонимаемость.
В духовной культуре могут действовать
нормы, которые выделялись из обычаев
и приобрели самостоятельное
существование или специально разработаны
для случаев
В закрытых культурах обычаи и нормы
регламентируются, и их соблюдение
является неукоснительным. В открытых
культурах возможен плюрализм норм
и обычаев, что порождает атмосферу
терпимости. Такие условия требуют
от человека выбора и более творческого
подхода к избираемым мотивам
поведения. Все это способствует
духовному обогащению личности и
росту социальной комфортности в
жизни человека.
На более высоком уровне духовной культуры
доминирующее значение в качестве регулятивов
приобретают ценности. Это более сложный
и более развитый продукт духовной культуры.
Ценность формируется через синтез не
только функций нормы или обычая, но она
включает в себя интерес и потребность,
долг и идеал, побуждение и мотивацию.
Ценность, как более сложный регулятив
поведения, подразумевает выбор, допускает
полярность решений, что свидетельствует
об амбивалентной, двойственной природе
ценности. Учитывая смысл одной и той же
ценности, можно отвергать или принимать
событие, давать положительную или отрицательную
его интерпретацию и оценку. В разных ситуациях
в качестве доминирующего основания для
выбора могут выступать различные составляющие
ценности. Например, при интерпретации
такой ценности, как патриотизм, в одном
случае на первом месте может стоять долг,
в другом — идеал, в третьем — потребность
и т. д.
Некоторые исследователи выделяют различные
типы ценностей, например: ценности витальные,
связанные с идеалами здоровой жизни,
физического и духовного здоровья, идеального
образа жизни; ценности социальные, связанные
с социальным благополучием, должностью,
благосостоянием, комфортной работой;
ценности политические, связанные с идеалами
свободы, правопорядка и социальной безопасности,
гарантий гражданского равенства; ценности
нравственные, связанные с идеалами справедливости,
нести, добра и т. п.; религиозные и идеологические
ценности, связанные с идеалом смысла
жизни, предназначения человека, поиска
целей для будущего; художественно-эстетические
ценности, связанные с идеалами прекрасного,
гармонии, возвышенным смыслом и идеалами
чистой красоты; семейно-родственные ценности,
связанные с идеалами семейного уюта,
благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания
и уважения идеалов различных поколений,
гармонии семейной традиции и обновления
их; ценности трудовые, связанные с идеалами
мастерства, талантливости, справедливого
удовлетворения результатами труда и
т. д.
Ценности более гибко
Ценности в духовной жизни общества
создают смысловые поля различной
напряженности. Человек, побуждаемый
поиском смысла своих действий, не
может вести себя в таких полях
индифферентно. Он либо принимает существующие
смыслы, либо становится к ним в
оппозицию, либо пытается найти компромисс.
Чем выше уровень духовной культуры,
тем разнообразнее ценности и
смыслы. Чтобы культура могла обогащаться,
она должна быть способной ассимилировать
и синтезировать ценности. Поэтому
развитые культуры полиморфны. Такие
культуры более эффективно работают
в ситуациях внутренних или внешних
вызовов. Обладая более богатым
набором ценностей, они имеют
более широкие возможности и
для конструирования ответа, для
более гибкой реакции и, следовательно,
имеют более высокую ступень
выживаемости.
Развитая культура способна создать подвижную
систему ценностей и регулятивов. Эта
подвижность проявляется в том, что ценность
на одном уровне бесспорна, а на другом
уровне она изменяется. Устойчивость развитых
культур обеспечивается тем, что в них
есть механизмы согласования ценностей
без взаимного их разрушения, именно благодаря
возможности уточнять смысл ценности
и соотнесения ее к фиксированному уровню.
Как тут не вспомнить: «Кесарю — кесарево,
Богу — Богово». Но чтобы механизм согласования
ценностей работал, культура должна иметь
принятую в ней иерархию ценностей, уметь
распределять ценности по различным нишам
культуры, взвешивать ценности по их социальным
последствиям. В целом, чем выше уровень
ценностей, входящих в ту или иную культуру,
тем более она требует осознанности этих
ценностей от носителей этой культуры.
Чем выше органичность системы ценностей
в той или иной культуре, тем выше целостность
духовной жизни в такой культуре. Максимально
ограниченные ценности образуют ядро
культуры. Ядро формирует основные идеалы,
и если культура полиценностна, то эта
работа осуществляется без крайностей,
т. е. с максимально достижимой в данной
культуре универсальностью. Это способствует
тому, что такая культура способна гасить
крайности и чрезмерный радикализм. Ядро
модифицируется в зависимости от исторических
особенностей развития общества. Ценностное
ядро родового общества, например, отличается
от ценностного ядра национального или
многонационального общества.
Природа ценностей такова, что они технологичны,
т. е. они заряжены целевыми установками,
причем цели, как правило, имеют некоторую
возвышенность, а поэтому они выходят
за рамки обыденной жизни. В обществе всегда
есть социальные силы, которые стремятся
рафинировать ценности, придать им элитарный
статус. Они изыскивают пути рационализации
ценностей, где цель и средства ее достижения
соотносятся с точки зрения их адекватности.
Культура стремится обеспечивать выживание
и отбор тех ценностей, которые обеспечивают
человека более эффективными регуля-тивами.
Для отдельного человека фактически возможны
следующие ситуации: он знает ценности
своей культуры и способен их реализовать;
он плохо знает ценности и его возможности
ограничены этим обстоятельством; он догматизировал
свое знание о ценностях, а в реальности
они уже преобразовались; и, наконец, —
человек руководствуется ценностями,
которые еще не вошли в культуру. Во всяком
случае необходимо уметь находить меру,
а это уже не только знания и эрудиция,
но и житейская мудрость, искусство жить.
Привлечение ценностей как материальной,
так и духовной культуры для достижения
жизненно важных целей человек, как правило,
осуществляет по нескольким основным
направлениям и основаниям. Прежде всего
необходимо располагать достаточно полными
и систематизированными данными о языке
и явлениях данной культуры. Эти знания
позволяют зафиксировать объем содержания
данной культуры, представить масштабы
и глубину контекста ее ценностей. Затем
необходимо выработать представление
об истории ценностей данной культуры.
Это хронология возникновения их, список
этих ценностей, основные этапы их развития
и распределение по степени важности на
каждом этапе и, особенно, на этапе, современном
с жизнедеятельностью самого выбирающего
эти ценности. Далее следует определить
корпус образцовых для данной культуры
достижений и ценностей, так сказать, понять
объем и место классического наследия
в данной культуре, иметь представление
о канонизированных образцах и ценностях
культуры. Это сведения о классических
памятниках, текстах и т. п. После этого
становится возможным правильное понимание
имен, авторов данной культуры в зависимости
от их вклада в культуру. Это, так сказать,
пантеон данной культуры и знание его
позволяет видеть потенциал данной культуры.
Кроме этого каждая культура содержит
в себе набор образцов поведения, имеющих
нормативный характер и алгоритмизирующий
характер поведения в соответствующей
культуре или обществе. Это функциональная
часть культуры, которая задает регламент
поведения человека в мире ценностей.
И, наконец, человек должен уметь грамотно
интерпретировать ценности данной культуры,
обладать искусством толкования их содержания,
умением нахождения действительного смысла
этих ценностей. Овладев всеми этими подсистемами
культуры, человек может предпринимать
усилия по ее освоению, по ее использованию
и воссозданию, т. е. он становится субъектом
культуры.
Чтобы стать действительным субъектом
культуры, необходимо исходить из знания
о культуре и действовать сознательно.
Знание, в культурологическом смысле,
не только то, что продуцирует наука, т.
е. не только научное знание. Знание для
культурологии — есть объем сведений
или информации, проверенной общественно-исторической
практикой и зафиксированной средствами
культуры в форме представлений, текстов,
суждений или теорий, т. е. достоверные
и системно-упорядоченные данные. В культуре
всякое знание сопряжено и сопоставимо
с определенным видом или уровнем жизнедеятельности.
С практической, повседневной и обыденной
жизнедеятельностью сопоставимо обыденное,
житейское знание. С духовной жизнью человека
сопоставимо духовное знание. С художественной
деятельностью сопоставимо художественно-эстетическое
знание. С познавательной деятельностью
— эмпирическое и теоретическое знание,
с политической или идеологической —
политическое и идеологическое знание,
с нравственной — этическое и т. д.
Таким образом, с точки зрения культурологии, знание тождественно достоверной информации, а сама информация является непременной предпосылкой такой деятельности человека в контексте культуры, которая предполагает сознательное и осознаваемое отношение как к объекту деятельности, так и к самой деятельности. Знание само по себе не создает новых видов реальности, но оно открывает их и, следовательно, включает их в культурогенное творчество, более рационально и более быстро осваивает их. Оно способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышать эффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных или духовных средств жизнедеятельности. Чем выше уровень культуры человека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребитель ценностей, а следовательно, тем богаче и совершеннее сама культура, но теперь уже как ресурс и источник развития самого человека.
Культура исторически
Культура превратилась в сложное
по деятельности, многообразное по
формам духовное образование. Сюда входят
нравственность, религия, искусство, наука,
философия и идеология, политика,
миф, мировоззрение и т. д. Сложное
взаимодействие этих систем артефактов
образует целостную ткань культуры.
Развитие процессов общественного
разделения труда привело к тому,
что эти формы духовной деятельности
все глубже дифференцировались и
специализировались. В развитой культуре
они превращаются в относительно
самостоятельные сферы
Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличаются, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.
В обобщающем смысле, однако, можно
говорить о некоторых целостных
функциях культур. Прежде всего, это
продуцирование и накопление духовных
ценностей. Культура постепенно гармонизирует
многообразные ценности и создает
целостное пространство духовного
богатства человечества. Далее, духовные
ценности апробируются в массовой деятельности
людей, и здесь устанавливается
нормативная сущность культуры. Она
осуществляет нормативизацию действий,
средств и целей человеческой жизнедеятельности.
Практическое использование норм культуры
позволяет вскрыть их значение и эффективность.
Культура оказывается способной реализовать
оценочную функцию. Она подразделяет действия
человека на положительные и отрицательные,
изящные и нет, гуманные и бесчеловечные,
прогрессивные или консервативные и т.
д. Культура создает методы и критерии
оценки действий человека и таким образом
формирует режим регламентированного
и ранжированного поведения человека.
Кроме этого, культура, формируя эталонные,
идеализированные ценности, вырабатывает
идеалы, которые выполняют роль стимулов
и целеполагания для формирования и отбора
целей в жизнедеятельности человека. Культура
выполняет функцию целеполагания, она
типизирует цели, разрабатывает их содержание
и делает достоянием общества.
Практическая работа по достижению целей,
по их реализации и воплощению в жизнь
требует от человека знаний и умений, причем
знаний не только специально-научных,
т. е. в основном технократических, но и
знаний гуманитарных, т. е. нравственно-духовных.
Поэтому следующая функция культуры —
познавательная в широком смысле слова.
Культура осуществляет различные формы
познавательной деятельности. Кроме науки,
как профессионализированного познания,
в культуре осуществляется художественное
познание, религиозное, нравственное и
т. д. Основным результатом познавательного
отношения к миру в культуре является
установление смысла и значения содержания
артефактов или явлений природы, которые
стали объектом культуры. Смыслообразующая
функция культуры осуществляется с помощью
различных творческих приемов, особых
для каждого вида духовной деятельности,
языков и знаков, специфического набора
символов и образов, понятий и идей. Продуцируя
и репродуцируя духовные ценности, культура
создает определенную систему коммуникаций,
которая должна обеспечить обмен и взаимодействие
участников культурного процесса. Культура
обеспечивает взаимодействие людей через
ценности, интегрирует общество, поддерживает
и развивает его целостность. Осуществляя
эту работу, культура осуществляет социализацию
человека, постоянно предлагая ему нормы,
образцы и алгоритмы жизнедеятельности,
отличающиеся от поведения животных.
Таким образом, культура выводит человека
из мира животного в мир «homo sapiens», человека
разумного, осознающего свое общественно-социальное
предназначение. Кроме этого культура
способна выполнять роль общественной
памяти. Она создает способы и средства
сохранения и накопления опыта духовной
деятельности человека. Благодаря этой
роли культуры становится возможным формирование
глубинных, подсознательно действующих
алгоритмов культурного поведения человека,
т. е. формирование архетипов, которые
закрепляют поведенческие образцы или
модели на психофизиологическом уровне.
К. Юнг убедительно показал, что архетипы
действуют как врожденные психические
структурные образования, которые возникли,
однако, в результате культурного развития
человека. Архетипы служат питательной
почвой для творчески продуктивной духовной
деятельности человека.
И, наконец, рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется «очищением души». Это можно делать в театре, а можно и в храме или на карнавале. В открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.
Очевидно, что культура — это
целостный организм и наиболее благоприятного
результата достигает та личность,
которая не замыкает себя в отдельных
и изолированно практикуемых видах
духовной деятельности. В открытой
культуре и личность должна быть открытой,
конечно, при развитой духовной ее самостоятельности
и самодостаточности.
Всякая культура реализует свои функции
не в вакууме, а по отношению к реально
существующим объектам: либо природы «первой»
— естественной, либо «второй», искусственной
природе. В целом, для культуры объективно
реальна и та, и другая природа. Мир, в котором
живет человек, — целостен, он представляет
собой сложную систему «природа-общество»,
и культура функционирует на всех уровнях
именно этой системы. Поэтому направления,
в которых культура осуществляет реализацию
своих функций многообразны, хотя внутренне
целостны и едины.
Исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем природа не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир внеприродной реальности, создал мир артефактов, т. е. мир культуры и социума.
Для естественноприродных явлений, как
подчеркивал Н. Бердяев, принципы происхождения
находятся в самих этих явлениях. В то
время, как для артефактов, явлений, созданных
культурой, принципы происхождения находятся
вне этих явлений, в голове человека, проектирующего
и осуществляющего продуцирование артефактов.
В этом можно усматривать несовместимость
природы и культуры. Существует точка
зрения, которая разрабатывает идею несовместимости
природы и культуры, противоречия биологического
и социального в человеке.
Однако очевидно, что вне природы
«первой» никакая культура невозможна,
что культура трансформирует, преобразовывает
то, что дано первой природой. По этому
поводу существует противоположная
точка зрения, которая разрабатывает
идею природоцентризма, где обосновывается
вывод о центральной и основополагающей
роли первой природы в развитии культуры
и человека. Однако более предпочтительной
кажется идея об.общения этих двух крайних
точек зрения, идея поиска гармонизации
природы и культуры (А. Бенуа).
Культура, конечно, формирует человека
настолько существенно и глубоко, что
можно утверждать, что она создает новый
вид человека. Собственно, до культуры
или вне культуры не существует человека
как «homo sapiens», как разумного и социального
существа. Сущность человека глубоко сопряжена
с сущностью культуры. Однако сущность
человека в широком смысле слова не исключает
биологические характеристики его как.вида.
Поэтому возникновение культуры логичнее
было бы рассматривать как дальнейший
шаг естественной, природной эволюции.