Культура народов Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Культурные традиции негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) весьма своеобразны. И основой этих традиций является стремление обратиться к прошлому. Ориентация на прошлое – вот главный принцип, на котором базируется культура «черных» народностей. Как понять этот принцип «ориентация на прошлое»? Это значит, что традиционно мышление африканского народа может разделять время только на настоящее и прошлое. Только осмысливалось это далеко не так, как в культуре современных европейцев. Будущее же понималось как весьма короткая проекция саса на текущие потребности. Будущее имеет только незначительную ценность, нет будущего «самого по себе», И «Дж. Ибити назвал следующие определения, которые позаимствовал из языка суахили: саса -- теперь и залгапи -- давно.

Содержание работы

Введение.
1. Глава 1.
1.1. Откуда произошло название Африки.
1.2. Происхождение человека.
1.3.Декоративно-прикладное искусство
1.4.Роль женщины.
1.5. Литература Африки
1.6. Музыка.
2.Глава 2. Религия народов Черной Африки.
2.1. Культ предков.
2.2. Тотемизм.
2.3. Культ животных.
2,4. Фетишизм.
2.5. Жречество и обрядовые танцы.
3. Глава 3. Женские традиции.
3.1.Украшения и одежды.
3.2.Прически.
3.3.Тату.
3.4.Свадебные традиции.
4.Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии..docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение.

1. Глава 1.

   1.1. Откуда произошло название Африки.

   1.2. Происхождение человека.

   1.3.Декоративно-прикладное искусство

  1.4.Роль женщины.

   1.5. Литература Африки

   1.6. Музыка.

2.Глава 2. Религия народов Черной Африки.

   2.1. Культ предков.

   2.2. Тотемизм.

   2.3. Культ животных.

   2,4. Фетишизм.

   2.5. Жречество и обрядовые танцы.

3. Глава 3. Женские традиции.

    3.1.Украшения и одежды.

    3.2.Прически.

    3.3.Тату.

    3.4.Свадебные традиции.

4.Заключение

                                                                          

                                                         Введение.

         По географическому признаку культуру всего Африканского континента  можно разделить на две части: Северную и Чёрную Африку.  В чем их отличия? Культура Черной Африки оставалась достаточно долгое время в своем первозданном виде и, в отличие от прибрежных зон южно-атлантического побережья, которые  регулярно сталкивались с европейскими купцами и путешественниками, не подвергалась воздействию внешних факторов. Территория же Северной части Африки наоборот, пользовалась большой популярностью  у самых различных народов.

         В данной работе больше внимания уделяется рассмотрению  культуры народов именно Черной Африки. Данная тема изучена достаточно мало, чем и определяется ее актуальность.

        Основной задачей является рассмотрение  отдельных составляющих африканской культуры: религии, мифологии, литературы, искусства и т.д.

      Все население Африки можно разделить на племена, группы и общины.

Африканский континент с  древних времен привлекал внимание различных народностей. Большой поток мигрантов устремился в Африку. Представители арабского населения приехали в северную Африку еще в VII веке. Постепенно они рассредоточились по всему континенту. Но больше их привлекла  восточная  и центральная  Африка. В XVII веке , у мыса Доброй Надежды, появились первые европейцы. Потомки же их переселились на  территорию Южную Африку. Индийцы заселили  Уганд, Кению , Танзании и Южной Африке.

        Культурные традиции негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) весьма своеобразны. И основой этих традиций является стремление обратиться к прошлому. Ориентация на прошлое – вот главный принцип, на котором базируется  культура «черных»  народностей. Как понять этот принцип «ориентация на прошлое»? Это значит, что традиционно мышление африканского народа  может  разделять время только на настоящее и прошлое. Только осмысливалось это далеко не так, как в культуре современных европейцев. Будущее же понималось как весьма короткая  проекция  саса на текущие потребности. Будущее имеет только незначительную  ценность, нет будущего «самого по себе», И «Дж. Ибити назвал  следующие определения, которые позаимствовал из языка суахили: саса -- теперь и залгапи -- давно. Саса -- это восприятие человеком своего «т.е в котором он непосредственно принимал активное  участие. Чем старше человек, тем длиннее период саса, оно содержит в себе прежде всего динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым. если саса -- это автономное микровремя, то залгани -- макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», по выражению Дж. Мбити.                

                                                                                                                                [1]

        Сотни разнообразных видов диалекта  насчитывают на Африканском континенте. Особую важность представляют – арабский диалект, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят во всех частях Африки. Поэтому в одной стране можно столкнуться с таким явлением, как несколько официальных языков. Многие африканские народности употребляют в речи следующие виды языков: малагасийский язык, английский, испанский, французский, бамана, сесото и т.д. В языковой семье народов Африки можно выделить несколько групп.4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно - афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская.  Почти вся культура Африки ориентирована на семейные ценности/ Искусство, музыка и устная литература служат, чтобы укрепить существующие религиозные и социальные образцы.

     

                                                                   Глава 1

                                    1.1. Происхождение названия Африка.

        Существует несколько теорий относительно  происхождения Африки. Одна из них гласит, что «Слово «афри» стали употреблять жители древнего Карфагена по отношению к людям, который жили неподалеку от города. Термин этот пошел от финикийского «afar», который переводится как « пыль». В последствии к нему добавили суффикс «-ca». Значение этого суффикса было  «страна».

 Спустя какое-то  время   континент получил название «  Африка.»

Из второй теории следует, что жители африки стали так называться  «от берберского термина «ifri» - пещера, обозначающий пещерных жителей. Провинция Ифрикия, которая возникла на тех местах, сохранила этот корень в своем названии».

Третья теория- Африкой назвали страну в честь внука Авраама Эфера, потомки которого заселяют Ливию;

 Четвертая теория-Слово «Африка» произошло от латинского «aprica», означающее «солнечный»;

  Пятая Теория- Лев Африканский-известный историк -утверждал, что название страны произошло от греческого слова «αφριχη» - без холода. По его словам присоединенный префикс «α-», придающий отрицательное  значение , к слову «φριχη» обозначает страну, в которой нет холода и ужаса;

египетский поэт Джеральд Мэсси решил, что слово «Африка» произошло от египетского «af-rui-ka».

1.2. Происхождение человека

          Ученые считают, что родиной  человека является Африка. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo sapiens. Из восьми видов этого рода выжил только один - человек разумный, и в небольшом количестве (ок.1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000-40 000 лет назад), и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000-15 000 лет).

                                             1.3. Декоративно-прикладное искусство

         В декоративно-прикладном искусстве  ярко проявилось  все богатство  фантазии народов Африки, а также в нем отразился бытовой  уклад , особенности повседневной жизни.

        К особым формам прикладного искусства можно отнести искусство  создавать маски. Чаще всего на них изображается  морда какого-либо животного. Корни этой традиции восходят к животным - покровителями, тотемами рода.  
«Например, если посмотреть  на маски племени нунума сразу бросается в глаза соединение  фигуры  крокодила и грызуна.

       Если посмотреть на маски такого рода, то  можно увидеть  совершенно оригинальные сочетания, ясно показывающие, что изначальные представления о предке-тотеме исчезли. Помимо   масок, изображающих животных, есть такие виды, где явно различимы человеческие черты. Из них есть такие, которые поражают своим спокойным, умиротворенным, видом. Однако, вместе  с ними можно встретить страшные ,совершенно  пугающие , отличающиеся  ужасными чертами, маски. Нередко лицо человека искажается жуткими чертами дикого зверя. Отличает такой вид масок яркая раскраска.

        Ее задача подчеркнуть всю необычность и мощь фигуры, а также внушить ужас врагам. Обычно, на этих масках изображаются духи, и самое главное их  предназначение   заключается в том, чтобы навести страх на людей. На тех масках, где запечатлены спокойные лица изображены умершие родственники. В Либерии существуют такие племена, где такие маски используют специально для установления контакта с умершими родственниками. Их (маски) почитают, носят при себе, в случае какой-то сложной ситуации к ним обращаются за  помощью , их используют  в  разного рода гаданиях.. Существует мнение, что эти  маски пришли на смену черепов, которые иногда хранились в домах ,а также на алтарях предков. Разновидность масок, на которых изображены умершие  родственники, с художественной стороны весьма интересны.

     Их главное отличие-это реалистичны. Также на них можно  обнаружить черты портретности. У этих масок глаза обычно закрыты, что и говорит о  том, что перед нами маска с изображением умершего.  
 
     На выполнение маски, почти всегда уходит один  кусок дерева. Она закрепляется на голове в 3 различных положениях. Она может быть укреплена на темени, может закрывать всю голову, может закрывать только лицо.

      Можно выделить ряд символических понятий  в африканской истории и культуре маски. Африканцы делают маски с замысловатыми волосами и украшениями, чтобы показать огромное богатство и уважение к своим предкам. Многие маски изготавливаются специально для церемоний, где необходимо изобразить  божество, духов предков, мифологических существ, хороших или злых духов, мертвых, духов животных или других существ, имеющих власть над человеком.

      «На протяжении тысячи лет в Африке изготавливаются украшения из скорлупы страусиного яйца

       На их изготовление уходило достаточно много времени, сначала кусочки скорлупы обтачиваются куском рога или металла. В качестве наковальни используется камень. В центре бусины проделывается отверстие, после чего ее нанизывают на нить и подгоняют, чтобы бусины ровно прилегали одна к другой. Из таких бусин делают браслеты, ожерелья, серьги и броши. Природные украшения, такие как кусочки игл дикобраза, рог, дерево и семена используются для создания шедевров декоративно-прикладного искусства».

      Своей оригинальностью  славилась деревянная скульптура маконде (Танзания) - мужские и женские фигуры в рост, а также скульптурные группы, выполненные из одного куска дерева, прежде изображение матери с ребенком.    

                                                     1.4. Роль женщины.

       Немалая роль в жизни Африки отводится женщинам. Женщину окружают внимание и почитанием, ухаживают за ней ,балуют ,но не только до свадьбы, а   даже после нее.. Внешний статус мужа определяется    по количеству украшений и нарядов, которые он подарил жене. В обществах, которые допускают многоженство, муж чаще всего бывает просто гостем в доме жены. Каждая жена должна вести свое хозяйство.

      Значимость женщин   определяется еще и тем, что они рожают детей.

Семья — это  главная  форма организации, и для многих  африканских обществ она служит образцом всей общественной формы племени.

Мужчины могут заниматься грубой, сельскохозяйственной деятельностью. Допустим, расчищать поля!

Африканские женщины, не упускаю т момента, чтоб не похвалиться, своей физической силой, и если мужчина предложит помочь ей донести  тяжелый груз, она может принять это за  смертельное оскорбление.

Хрупкость в представлении  здоровой африканской женщины — просто минуты слабости, а в Африке это наложило бы отпечаток на ее репутацию. [3]Что касается политики, то в этой сфере женщины теряют свои позиции.

Именно в сфере духовных сил мы яснее всего видим влияние  женщин, особенно в районе южных  саванн.

 

                                                 1.5. Литература Африки

       Литературу Африки можно разделить на две части: письменную и устную. К устной литературе относятся   поэтические и прозаические формы. Поэзия африканцев выражается чаще всего в песнях: хвалебных, ритуальных.  Легенды, мифы-это уже проза. Образцом устной литературы доколониального периода является эпос о Сундиата Кейта, которого считают  основателем древнего государства Мали. В письменной литературе  Африки  преобладали: греческий, латинский  и финикийский языки.

      Колониальный  период определен в африканской  литературе проблемой рабства.  Первый роман «Свободная Эфиопия: очерки о расовой эмансипации», был написан Джозефом Эфрахимом Кейсли-Хэйфордом.  Как только многие страны обрели независимость, литература Африки стала развиваться с необычайной быстротой. Большинство африканских писателей получили широкое признание. Темами постколониального периода стали различные конфликты: личность и общество, прошлое и настоящее. Воле Шойинка стал первым африканским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, в 1986 году. [3]

 

                                                1.6. Музыка

       Музыка — это один из самых ярко выраженных, развитых и богатых видов искусства на Африканском континенте. Она включает  в себя  не только пение, но и игру на разных музыкальных инструментах. Какие бы материалы ни были под рукой, африканец всегда сумеет использовать их для извлечения музыкального звука, и, можно предположить, что  когда-то все началось с самого важного инструмента — человеческого тела.

Он и сейчас словно танцует под звуки инструментов всем своим телом — танцует, притоптывает, прихлопывает в ладоши и, конечно, распевает.

Музыка, как и религия, проникает во все области человеческой жизни, и они тесно взаимодействуют друг с другом.

       Возможно, это и покажется простой забавой, на самом деле служит удовлетворению общественных потребностей. Весельем, плясками  и музыкой всегда сопровождают встречи молодых людей. Молодежь большими группами собираются в одной деревне и идет к другой , распевая и танцуя, высматривая невест и женихов. Танец может способствовать установлению добрых отношений с соседней деревней или племенем. Такие важные события жизни, как рождение, свадьба и смерть, обычно сопровождаются музыкой и танцами, хотя с первого взгляда может показаться, что люди просто развлекаются.

Музыкальными инструментами  используют в повседневном труде, что помогает преодолеть сильную усталость и поддержать ритм тяжелого коллективного труда.

 Возможно, что музыка  берет свое начало в музыкальных и ритмических движениях  работающего человека. Музыку и ритм мы можем слышать при ударе кузнечного молота, а сам кузнец старается  орудовать мехами так, чтобы получился музыкальный эффект. Когда женщины толкут ямс в одной ступке и в промежутках между перемежающимися и синкопированными ударами они стучат пестиком о пестик, извлекая  куда более более сложный ритм. Рыбаки, прислушиваясь к ритму весел и реки, добавляют к нему тональные вибрации, постукивают  рукой по бортам лодки, словно  аккомпанируя песне. А может таким образом подают сигналы другим рыбакам или жителям своей деревни. Земледелец рубит деревья, чтобы расчистить поле, охотник прислушивается к звону колокольчика, подсказывающему ему, где находится собака, — всюду, даже на работе, их сопровождает музыка. У жителей африканского континента  даже звук шагов превращается в музыку и танец. [3]

Информация о работе Культура народов Африки