Культура народов Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Культурные традиции негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) весьма своеобразны. И основой этих традиций является стремление обратиться к прошлому. Ориентация на прошлое – вот главный принцип, на котором базируется культура «черных» народностей. Как понять этот принцип «ориентация на прошлое»? Это значит, что традиционно мышление африканского народа может разделять время только на настоящее и прошлое. Только осмысливалось это далеко не так, как в культуре современных европейцев. Будущее же понималось как весьма короткая проекция саса на текущие потребности. Будущее имеет только незначительную ценность, нет будущего «самого по себе», И «Дж. Ибити назвал следующие определения, которые позаимствовал из языка суахили: саса -- теперь и залгапи -- давно.

Содержание работы

Введение.
1. Глава 1.
1.1. Откуда произошло название Африки.
1.2. Происхождение человека.
1.3.Декоративно-прикладное искусство
1.4.Роль женщины.
1.5. Литература Африки
1.6. Музыка.
2.Глава 2. Религия народов Черной Африки.
2.1. Культ предков.
2.2. Тотемизм.
2.3. Культ животных.
2,4. Фетишизм.
2.5. Жречество и обрядовые танцы.
3. Глава 3. Женские традиции.
3.1.Украшения и одежды.
3.2.Прически.
3.3.Тату.
3.4.Свадебные традиции.
4.Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии..docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

    В современном мире нам постоянно пытаются навязать определенные стандарты красоты, для этих целей проводят  разнообразные конкурсы, которые демонстрируют и пропагандируют эталоны  цивилизованного мира. Но в то же время немногочисленные коренные народы всеми усилиями  стараются сохранить свои   исконные  представления о том, что такое настоящая красота.

Сравнивая наши и их представления, мы поражаемся тому, насколько их эталоны отличаются от наших. Иногда нам эти стандарты кажутся просто устрашающими, потому что, как правило, эта самая красота требует немалых жертв.

Корнями нательная  живопись  восходит к Африке, где практически каждое племя  стремилось создать свои собственные традиции художественного оформления тела. Огромную роль в развитии этого искусства сыграли климатические условия. Благодаря этому фактору получила такое распространение нательная живопись. Только на этом побережье Африки еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг.

    Украшая свое тело, люди преследовали разные цели.

Считалось, что нательные  знаки могут рассказать о человеке очень многое: о социальном статусе человека, выражали его мировосприятие, помимо этого отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). При нанесении татуировок  учитывалось их местоположение,  интенсивность, цвет, размеры и т.д.. Последние нередко были особенными для каждого племени или семейства. 

 Татуировки носили  и  мужчины, и женщины. В некоторых племенах даже детей подвергали этому обычаю. Так, например, в ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. В некоторых племенах считалось обязательным наносить татуировки женщинам. Считалось, что они  говорят об их семейном положении (замужем ли, есть ли дети и др.).

Мужские нательные знаки  обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина. Как уже  было сказано, немаловажное значение имело  местоположение нательного знака. Рубцы  наносили на все части тела: на грудь, спину, руки и ноги. Например, было принято  украшать грудь, спину и руки симметрично  расположенными шрамами. 

 В разных племенах знаки на какой-либо части тела читались по-разному. Например, женщины яунде делали себе рубцы на бедрах. А вот у соседствующих с ними жителей подобное считалось просто жутко неприличным.

В определенных племенах обряду рубцевания подвергались даже маленькие  дети. Им смазывали щеки специальной  смесью из  разных трав и втирали  ее до образования ран. Когда раны заживали, на теле образовывались страшные рубцы. Этот обычай очень древний. Он символизировал собой переход из младенчества во взрослую жизнь.

У большинства африканских  племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью. Процесс нанесения татуировок считался очень сложным и опасным, но так как он занимал очень важное место в жизни племен, ему уделялось особое внимание. 

 

3.4. Свадебные традиции.       

Семейные ценности в Африке  преобладают над всеми остальными. Поэтому разводов здесь практически не бывает. Еще с ранних лет девочек начинаю готовить к премудростям семейной жизни.      

В некоторых племенах  существует даже специальный язык замужних женщин. С его помощью  женщины  могут  общаться между собой, не посвящая мужчин в свою беседу. Этому языку девочек заставляют учить.      

 Браки  в этой стране заключаются  достаточно рано, как только дети достигнут полового созревания, а это 13-15 лет.

 

 

       Особый интерес представляет головной убор невесты, который называется "экори".Его специально изготавливают из козьей шерсти. Берут кожу , особым   образом натирают составом красной охры, смолы и жира до приобретения коричневого оттенка.      

 После того, как свадьба окончена ,молодожены  не показываются на люди первые 3-4дня.Считается,что  их семейную жизнь могут сглазит..

 

 

      В племени  Сурма распространен такой обычай, что юной девушке за полгода до свадьбы протыкают т нижнюю губу, и вставляют в нее глиняный диск. Постепенно увеличивая его размеры.

Через какое-то время  диски утяжеляются. Два нижних зуба удаляются, чтобы не мешали расположению тарелки.       

 Смысл  этого обычая  заключается   в том, что, чем больше размер диска, тем богаче приданое невесты. Таким образом, губной  диск может достигать в диаметре 30 см. С одной стороны, это обезображивает ее внешность, а с другой - дает понять, что девушка является завидной богатой невестой. Также в религии этих племен считается, что злые духи находят путь к телу через рот, а диск оберегает девушку от несчастья. [7]      

 Снимать  этот  губный диск девушка могла себе позволить только на ночь, а также во время употребления пищи, или когда рядом нет мужчин.      

 Самая старшая  женщина должна была подготовит невесту к брачной ночи., Обучая всем всем хитростям, способным доставить мужу удовольствие. Нередко случается, что заботливая "учительница" проводит первую брачную ночь под кроватью молодоженов, чтобы оказать поддержку и подсказать, как себя вести в случае надобности.      

 Мужу же после свадьбы,пока длится медовый месяц ,не имеет право снимать с себя женские одежды. Народ считает, что мужчина должен  вкусить все прелести женской доли. Считается, что это будет способствовать терпимому отношению супруга к хозяйственным обязанностям жены.

 

                                          4. Заключение

     Африканская культура внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Африканский народ уникален и неподражаем.

   Традиционные культуры негритянских народов Африки ориентированы  на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое.

    Еще одна из особенностей африканского искусства состоит в том, что оно коренится в повседневной жизни. Оно составляют неотъемлемую часть верований и принадлежат всей общине.

    Африканское искусство существует в связи с повседневным отношением к жизни, использующим символы для защиты от дурного глаза и вторжения «неведомых», чуждых сил, злых или добрых. Перед нами подход африканца к произведениям искусства как к фетишам. 

В контекст европейской культуры органически вошел джаз, имеющий в своей основе ритуальные танцы африканского населения.

      Способность  к синтезу, которая характеризует  искусство Африки, до сих пор  является одним из направлений  художественных поисков мировой  культуры. Чарам африканской культуры  подвержены были такие поэты  и писатели, как Гийом Апполинер, Жан Кокто и др., а художественные круги с энтузиазмом встретили сборники мифов, поэзии и легенд, собранных на Черном континенте Лео Фро-бениусом, а затем опубликованных в многочисленных книгах и статьях. Можно привести ряд других примеров, свидетельствующих о животворном влиянии культур Африки на мировую культуру, однако и так ясно их значение для людей XX в.

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  История культуры народов мира / Лекиия 13 Культура черной Африки

2. Традиции и обычаи народов Африки. Подчуфарова Елена Сергеевна. Фестиваль педагогических идей.

3. Человек в Африке (Колин М. Тернбул)

4. Африка глазами эмигрантов. Россияне на континенте в первой половине 20 века. М., Восточная литература 2002г. 214 с..

5. Африка: Взаимодействие культур. М. Гл ред вост лит Наука 1989г. 367с.

6. Африканская сказка - III: к исследованию языка фольклора. М., Восточная литература, 2005г. 519 с.

7. В.Б. Новичков  Африка М. ''Педагогика пресс'' 2001

8. Советский энциклопедический словарь М. ''Советская энциклопедия'' 1985

9. Страны и народы Востока. Вып. XXI. Африка. География, этнография, история М. Главная редакция восточной литературы 1980г. 207с.

10. Страны, народы, цивилизации. Энциклопедия. М. Аванта +  т.13 2002

11. «http://ru.wikipedia.org»


Информация о работе Культура народов Африки