Культура народов Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Культурные традиции негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) весьма своеобразны. И основой этих традиций является стремление обратиться к прошлому. Ориентация на прошлое – вот главный принцип, на котором базируется культура «черных» народностей. Как понять этот принцип «ориентация на прошлое»? Это значит, что традиционно мышление африканского народа может разделять время только на настоящее и прошлое. Только осмысливалось это далеко не так, как в культуре современных европейцев. Будущее же понималось как весьма короткая проекция саса на текущие потребности. Будущее имеет только незначительную ценность, нет будущего «самого по себе», И «Дж. Ибити назвал следующие определения, которые позаимствовал из языка суахили: саса -- теперь и залгапи -- давно.

Содержание работы

Введение.
1. Глава 1.
1.1. Откуда произошло название Африки.
1.2. Происхождение человека.
1.3.Декоративно-прикладное искусство
1.4.Роль женщины.
1.5. Литература Африки
1.6. Музыка.
2.Глава 2. Религия народов Черной Африки.
2.1. Культ предков.
2.2. Тотемизм.
2.3. Культ животных.
2,4. Фетишизм.
2.5. Жречество и обрядовые танцы.
3. Глава 3. Женские традиции.
3.1.Украшения и одежды.
3.2.Прически.
3.3.Тату.
3.4.Свадебные традиции.
4.Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии..docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

       Часто  музыка способствует  поддержанию  законности и порядка на  африканском побережье.

     Распространена такая практика, что   с помощью песен  истец  в суде излагает свое обвинение, а судьи выносят приговор исходя из того, понравилось ли им его пение, забывая о выяснении виновности  или невиновности. В первую очередь музыка в Африке  является средством общения. Как и язык (а может быть, и лучше), музыка способна ярко ,образно передавать не только конкретное содержание, но и идеи, мысли, надежды, желания и веру. «Говорящий барабан» действительно может «говорить», имитируя тональное звучание языка. Гонг при помощи ритмического кода и двухтонных вариаций передает почти такие же сложные послания, как и барабан. Так музыка помогает общению людей. Но все это мелочи, если учесть, что музыка  способствует  общению  человека с Богом. Для общения с предками слов недостаточно, в них нет необходимой силы. Такая сила есть у музыки, так как жизненная сила составных частей инструментов (дерева, кожи, кости, клыка слона) сочетается с силой самого музыканта, который становится сильнее благодаря тщательной тренировке и соблюдению ритуальной чистоты. Музыка передает не слова, а чувства — непосредственно и просто. Все это одинаково относится как к профессиональным музыкантам, так и к пигмеям, которые сидят ночью у костра и поют своему лесному богу. Именно через музыку живые могут общаться с потусторонним миром, понять его волю и получить благословение.

 

                          Глава 2.  Религии народов Черной Африки.

 

                                                        2.1. Культ предков.

      Основной  чертой религии народов Африки  является культ предков. Его корни восходят к патриархально-родовому  строю. Хотя у народов Африки культ предков связан еще и пережитками материнского рода, которые местами, особенно у народов, которые занимаются земледелием, очень сильны.

      Африканцы верят, что духи предков становятся существами , которые защищают  семью и род. Также африканцы считаю, что духи не будут служить им просто так и необходимо приносить  им  жертв и поклонения. Только при этих  условиях духи будут покровительствовать тем, кто остался на земле; в обратном случае считается, что они насылают разного рода несчастья, болезни и гибель. Каждая семья почитает две группы духов предков: с отцовской и с материнской стороны. Предкам с материнской стороны отдается наибольшее предпочтение, так как это связано это с материнско-родовым строем. Но культ этих духов семейный: обрядами всегда занимается старший в семье мужчина. Замужняя женщина не должна принимать участия в почитании предков семьи, так как происходит из другого рода и у нее свои предки. Каждый старый человек, после смерти становится предметом почитания и поклонения в своей семье. Считается, что если  духов что-то не устраивает, то они могут являться в виде животных.  Предки строго следят за соблюдением семейных обычаев и нравственности. [4]

      Духов, как правило, делили по возрасту: умершие совсем недавно, умершие давным-давно и умершие не столь давно. Предпочтение отдается  духам недавно умерших предков, т.к. они еще не успели забыть свою семью.. Многие племена верят, что, получая обильные жертвы, эти духи покровительствуют семье. Духи же тех, кто умер ранее, не получают жертв, так как считается, что они будто бы их оттесняют на задний план недавно умершие. Они превращаются в голодных, злых и всячески стараются навредить своим потомкам, оставляющим их без внимания.

       И 3 группа духов-умершие давным- давно. О них ,как правило, редко кто вспоминает, т.к. считается, что и они утратили свои родовые связи.

2.2. Тотемизм.

       Черты тотемизма сохранились у народов Африки лишь в пережитках. Это можно наблюдать в тотемических названиях родов и в том, что местами соблюдаются запреты употреблять мясо тотемических животных в пищу. У народов Южной и Восточной Африки, которые занимаются скотоводством, тотемы — главным образом виды домашних животных. Другие проявления тотемических верований и обычаев предки. У бечуанов (африканкие племена) эти черты сохранились в большей степени. Отмечены, например, особые тотемические пляски. Причем у каждого рода эти пляски свои; Поэтому обычаю можно узнать к какому роду принадлежит человек. Другие племена (Батока)  придерживаются обычая  выбивать передние зубы стремлением быть похожим на быка — тотемное животное (на самом деле этот обычай, конечно, пережиток древних инициации).

 

2.3. Культ животных.

     Однако культ животных может быть связан и с суеверным страхом перед дикими зверями. Особо почитаем в Африке леопард — одно из самых хищных и опасных животных. Широко распространен культ змей. У тех народов, у которых змеи пользуются почитанием, считается величайшим преступлением причинять им какой-либо вред.

2.4. Фетишизм

 

        Понятие фетишизм восходит  корнями к  Африке. Ведь именно там впервые столкнулись с таким явлением португальские моряки еще в XV в. «Слово «фетиш», или, на языке африканцев, боссум, происходит от имени их идола, которого они также называют боссум». В дальнейшем название фетишизм  получила  религия народов Африки. Европейцы воспринимали население Африки, как дикарей. Отсюда произошло еще одно мнение, что «фетишизм»-это самая ранняя стадия религии». Однако более углубленное изучение фактов показывает, что фетишистские обряды присущи лишь Западной Африки: но, несмотря на это мнение, большинство населений Африки  далеко не столь отсталые, как принято это считать. Многие из них их достигли грани классового общественного строя

         Майор А. Эллис установил своими исследованиями, что господствующая форма верований  африканских народностей —  родовой культ, а это почитание своих родственников. и локально-общинных покровителей (бохсум); но тот человек, который не удовлетворяется их покровительством, достает для себя лично фетиша — сухман; культ этих сухманов не связан с традиционной религией народа. К таким же выводам пришел и Раттрей — исследователь религии ашанти. У племен бассейна Конго венгерский путешественник Эмиль Тордай точно так же обнаружил, что культ фетишей — новое явление, весьма неодобряемое приверженцами старой религии — родового культа предков. Можно думать, что культ фетишей в Африке — по крайней мере личных фетишей, которые численно сейчас преобладают,— развился как своеобразная форма индивидуализации религии, связанной с распадом старых родовых связей.

    Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил. Фетишем может быть любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного, какое-нибудь изображение — идол. Нередко предмет в качестве фетиша выбирается наугад. Если после этого человеку что-нибудь удастся, он считает, что фетиш помог, и оставляет его себе. Если, напротив, произошла какая-то неудача, тогда фетиш выбрасывают, заменяют другим. Обращение с фетишем двойственное: за оказанную помощь его благодарят жертвой, за небрежность наказывают. Особенно интересен африканский обычай истязания фетишей, притом не ради наказания, а ради побуждения их к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, в него вбивают железные гвозди, так как предполагается, что фетиш, испытывая боль от гвоздя, лучше запомнит и сделает то, о чем его просят.   [4]

 

2.5. Жречество и обрядовые танцы.

    В религии африканских народов важное место занимает такое явление как жречество. Они делились на несколько категорий :официальные жрецы племени, состоявшие при храмах и отвечавшие за общественный или государственный культ, и вольнопрактикующие жрецы — знахари, колдуны, гадатели, действовавшие по частным заказам.

Храмовые жрецы племени считались более почитаемыми. Каждый храм представлял собой  юридическое лицо: у него было свое имущество, земля, Доходы с имущества и земли шли в пользу жрецов.  На жрецов публичного культа возлагалась метеорологическая магия — обряды вызывания дождя. У некоторых народностей этим занимались особые жрецы («делатели дождя»), которые за исправное исполнение своих обязанностей отвечали перед вождем. Обряды вызывания дождя длились по времени так долго, что обычно они все-таки заканчивались успехом: рано или поздно дождь начинал идти. В числе публичных обязанностей жреца входили и военные обряды.  Но куда более важной обязанностью жрецов, а особенно в Западной Африке, было участие в судебном разбирательстве.

В африканских государствах преобладали такие судебные процессы, в которых особо важное значение придавалось магическим приемам установления виновности или невиновности .

Жрецы решали  обычно эти  вопросы с помощью ядов. Давали выпить обвиняемому и обвинителю особо приготовленный яд.

Правым признавался тот, кто оставался жив.

Но составление и дозировка  яда находились в руках жреца, то только от мнения этого жреца и зависел исход дела.

Другая группа жрецов — колдуны, знахари, шаманы — занимались преимущественно лечением больных, а также разными гаданиями и предсказаниями. Среди них тоже было дробление профессий и узкая специализация. В большинстве своем лечением больных занимались шаманы. С помощью определенного напитка они впадали в транс. С помощью бешеных плясок, диких выкриков, громких ударов бубна они прогоняли от человека злых духов.

Официальное жречество племен как правило пренебрегает такими дикарскими способами действий. Шаманами чаще всего были мужчины, и их главным инструментом воздействия на природу и события был и есть до наших дней – танец. На всех континентах во всех Древних религиях жрецы или их помощники использовали танец для восхваления богов, просьб о помощи...[6]

Танцевали на каждый праздник, перед охотой, перед посевной, перед войной или другим важным событием... Танцевали все, и женщины и мужчины, но в некоторых случаях в танцах участвовали только мужчины

 

 

 

 

Глава 3. Женские традиции.

                                        3.1. Украшения и одежда

    У африканских женщин  с древних времен существовал обычаи надевать на себя разные украшения, сделанные из бусинок, камней и раковин моллюсков. [2]

Еще  сто  тысяч лет назад бусы и браслеты уже были весьма популярным украшением.

Прошло с тех самых пор уже достаточно много времени, но  желание украшать свое тело никуда не исчезло. Наоборот широко используются разнообразные материалы  для изготовления украшений, а также не осталось и частей  тела, на которые бы эти украшения не надевались — на  пальцы, на ноги, на лоб и т.д.

Женщины из племени Южной Африки стали известны благодаря своим традиционным шейным  украшениям, которые сейчас уже редко можно увидеть на молодых девушках.

Невероятно красивой девушкой считалась та, у которой шея была самой длинной.

С раннего возраста  девочек этого племени приучали к закрепленным на шее латунным обручам, благодаря чему их  шея могла стать длиннее на 40-50 см. Их никогда нельзя было снимать, т.к.  полное отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к мгновенной смерти.

Важным украшением для женщин - африканок являлись клиновидные или круглые диски. Женщины должны были надевать эти диски тогда, когда их мужья и свекрови уходили на долгое время охотиться.

Во всем этом прослеживалось стремление африканских  женщин  подражать птицам,  играющим важную роль в их верованиях.

Помимо всего прочего  считалось, что некоторые украшения обладают магическим свойством. Они способны защищать от дурного глаза.

В некоторых африканских  племенах этот обычай использовался для того, чтобы шокировать своим внешним видом работорговцев. Увидев такую «красоту», мало кто мог отважиться на столь экзотическую  покупку.

Позже начали изготавливать украшения , служащие  защитой для особо открытых частей тела. Считалось, что через них в человека легко могли бы проникнуть злые, страшные духи, вредные испарения или какие-либо сверхъестественные силы.

Эфиопский народ – сурма – самые великолепные декораторы человеческого тела, какие только встречаются  на Земле.

Они прославились своими знаменитыми  нательными рисунками. Их работы просто уникальны. Для краски они используют природный краситель сурму.

 К выбору этих рисунков они подходили с особой тщательностью, а потом красителем переносили изображение на тело.

Женщинам из племени мусгу на верхнюю губу прицепляли прищепку. Такие украшения были характерны для многих племен республики Чад. В детском возрасте девочкам из племен лоби и кирди протыкали уши, губы и ноздри и веки. Отсюда берет начало пирсинг-современный вид украшения.

 

                                                  3.2. Прически

    У каждых африканских племен  существовали свои идеалы красоты. Для

Племени мангбе-ту таким идеалом считалось удлинение головы. Якобы оно способно защитить женщину от злых врагов, колдовства. Для того, чтоб достигнуть нужного эффекта, через 8 дней после рождения ребенка его голову очень крепко бинтовали, а потом на голову  надевали очень длинный цилиндрический узел из волос, чтобы эффект удлинения черепа еще усилился.

Разгар парикмахерского искусства Африки пришелся на 17—19века — времена “королевств”.

 Именно  тогда появился обычай  делать прически не на париках, а из собственных волос. Это означало, что человек с таким образом желал “остаться самим собой” как можно дольше, вне зависимости от происходящего.

Родиной «афро» считается Западная Африка.

 Разновидностей этого  фасона довольно много. Одной из самых дорогих причесок считается прическа  с основой из  расчесанных волос. Называется она “бананы” (bananas), когда волосы окружают голову  и напоминают грозди этих плодов. Одна из влиятельных особ — жена президента Камеруна Шанталь Бийа-постоянно на людях появляется «со строгими и «холодными» «бананами»».

Другая очень популярная африканская прическа- “дрэды” , переводятся как “страшные локоны”. Дрэды  появились в Восточной Африке. Главная их особенность, что они не требуют совершенно никакого особенного ухода. В западной части континента источником для вдохновения парикмахеров были  приезжие люди, в Восточной части Африке источником для творческого вдохновения был мир живой природы. Максима африканского направления турбизнеса — “на Западе стоит смотреть на людей, на Востоке — на животных” — помогает понять и феномен парикмахерского искусства этого континента. Например, прическа у масаев, которая состояла из сотен тонюсеньких косичек, доходящих до пояса, — подражание природе. Масаи считали , что их народ происходит от львов. Поэтому волосы — символ мужественности и силы. Женщины же обязаны бриться  налысо, т.к. ассоциируя себя с львицами они не должны иметь гривы.

                                               3.3. Тату

Информация о работе Культура народов Африки