Культура общения и поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми...

Содержание работы

Введение. 3

1.Культура общения. 5

1.1.Общие принципы. 5

1.2.Функции общения. 7

1.3.Формы общения и их культура. 8

1.4.Понятие установки. 9

2.Культура поведения. 11

2.1.Поведение и характер. 11

2.2.Поведение и культура. 12

2.3. Что значит « воспитанный человек»? 13

2.4.Деловые отношения. 14

Заключение. 16

Список литературы: 17

Файлы: 1 файл

культура реферат.docx

— 36.43 Кб (Скачать файл)
 

Оглавление

Введение. 3

1.Культура общения. 5

1.1.Общие принципы. 5

1.2.Функции общения. 7

1.3.Формы общения и их культура. 8

1.4.Понятие установки. 9

2.Культура поведения. 11

2.1.Поведение и характер. 11

2.2.Поведение  и  культура. 12

2.3. Что значит « воспитанный человек»? 13

2.4.Деловые  отношения. 14

Заключение. 16

Список литературы: 17 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Наша  жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми... Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение -  это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).Общение - это деятельность. При этом деятельностью является не только общение, которoe происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие.

Поведение человека – это образ его жизни  и  действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности  его характера, темперамента, его  потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам  людей можно судить о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.  «Поступки людей, - писал Д. Томас, - подобны указателю в книге, они  указывают на самое примечательное в них.»

Общая культура поведения  проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Д.Локк писал: « В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие – шутовством; простота – неотесанностью; добродушие –  льстивостью». Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры, как таковой, очевидны и ведут к нарушениям отношений  между людьми. Все знают из своего опыта, как бывает обидно и как  портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что вы устали, и не уступит место в транспорте, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток. А. Моруа весьма тонко заметил, что каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и сам не ошибается, когда судит о других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Культура  общения.

1.1.Общие  принципы.

  Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура - это очень многогранное и емкое понятие, но когда мы говорим - культура общения, каждый знает, что понимается под этим термином. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.

Основной элемент  общения - речь, именно от того, насколько  культурна ваша речь, структурирована  и интеллектуальна, зависит в  целом культура общения с вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли  и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем  за достойного оппонента, не уважаем  его и его мнение.

Культурная речь не содержит слов-паразитов, нецензурных  выражений, некорректных формулировок, изобилует словами вежливости, учтивости. Необходимо обязательно употреблять  «волшебные» слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, будьте добры  и др. С речью необходимо передавать положительные эмоции, избегать выражения  агрессии, гнева и других разрушительных эмоций.

Рамки культуры в  общении устанавливают сами собеседники, иногда только что познакомившиеся  люди, легко переходят «на ты», общаются тепло и дружественно, как  будто знакомы много лет. В  то время как люди давно знакомые, могут не переходить определенных рамок  и оставаться в общении на большой  дистанции.

Культурное общение  всегда приятно собеседникам и не вызывает неприятных ощущений. Общее  впечатление о собеседнике складывается не только из его речи и выражений, также важен и визуальный образ. Одежда и обувь должна быть чистой и опрятной, внешность должна соответствовать уровню культурного человека, недопустимо: неопрятная прическа, немытые волосы, грязь под ногтями - эти факторы отталкивают собеседника и оставляют о вас негативное впечатление.

Если собеседник при общении не сдерживает себя, и выражает свои эмоции слишком резко, и здесь вы не должны потерять облик  культурного собеседника, своими речевыми оборотами вы можете охладить оппонента  и перестроить его на позитивный лад. Выражая собственное мнение так и надо говорить «Я считаю…», «Согласно моему мнению...» и  т.д.

Культура общения  подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела.

Вербальное общение - это общение словесное, т. e. на одном  из естественных национальных языков. Невербальная культура общения подразумевает открытое положение тела, минимальную жестикуляцию, очень некультурно размахивать руками перед лицом собеседника. Не принято стоять к собеседнику боком или отворачиваться спиной. Мимику довольно сложно контролировать во время разговора, но надо следить, чтобы ваше лицо не стало неприятной гримасой при выражении каких-либо эмоций.

Также негативно  воспринимается собеседником «закрытая» поза: скрещенные руки на груди и  скрещенные ноги. Принимать такую  позу по отношению к собеседнику - признак некультурности.

Если общение происходит сидя, некультурно раскачиваться  на стуле, отворачиваться от собеседника, ерзать на сидении, чистить ногти, грызть зубочистки и не смотреть на собеседника. Также не красиво уставиться на собеседника  и смотреть на него, не отрывая глаз.

Культурное общение - это всегда диалог, обмен мнениями, выражение собственных мыслей и  интерес к мыслям собеседника. Не надо перетягивать инициативу разговора  на себя, и уж тем более долго  и нужно говорить о том, что  волнует только вас. Не бойтесь, если во время беседы возникнет пауза  и зависнет тишина, это значит, что  собеседники собираются с мыслями, не надо без умолка тараторить, чтобы  «забить» все паузы. Крайне некультурно  перебивать собеседника на середине фразы, если вам уж сильно надо что-то сказать, всегда необходимо извиниться за то, что перебили речь собеседника.

Культура общения  подразумевает то, что в коммуникации участвуют два умных и культурных человека, которые прекрасно понимают рамки дозволенного и не позволяют  их себе нарушать. Некультурно передавать в разговоре слухи, сплетни, а  уж если вы решили посудачить и «промыть кости» какому-либо общему знакомому, то такую беседу и вовсе нельзя назвать культурной.

Культура общения - неотъемлемая часть поведения в  обществе, любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-либо сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными.

1.2.Функции общения.

Огромное значение межличностного общения объясняется  важнейшими функциями, которое оно  выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция  в той или иной форме и степени  связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают  более результативно при условии  непрекращающегося информационного  общения.

Общение выполняет  так называемую регуляционно-коммукативную  функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его  нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек  познает и переживает свою значимость.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует  тот эмоциональный фон, на котором  осуществляется наша деятельность и  который в немалой степени  определяет само мироощущение. Эта  функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его  функции органически сливаются, независимо от его формы.

1.3.Формы общения и их культура.

Общения между людьми происходит в различных формах, которые  зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами  межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором  особое место занимают служебные  отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не исчерпывает  все возможные формы общения, в которых может участвовать  человек.

    Рассмотрим  основные формы поподробнее.

Анонимное общение  представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под  ним понимают любые временные  связи между людьми, в которых  они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры  поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного  матча, посетители музея или выставки и т.п. Имеется виду их предварительное  и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения  друг с другом и расходятся. Они  анонимны, безымянны по отношению  друг к другу.

Формально-ролевое  общение предполагает различной  продолжительности связи между  людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют  определенные функции по отношению  друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант –  клиент, врач – больной и т.п. Служебные  отношения тоже носят функционально-ролевой  характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют  большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга  в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение  представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных  отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных  отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям и т.п. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.

1.4.Понятие установки.

Установка - очень  неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к  конфликту в процессе общения. Установки  всякого рода играют чрезвычайно  важную роль в теоретической и  практической деятельности человека и  ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение  собеседника, надо знать, что такое  установка, как она развивается  в условиях общения, как ее можно  изменить и как ею следует управлять.

В условиях повседневного  общения нередко кто-нибудь вдруг (именно "вдруг", т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни  или, скажем, анекдот, в то время, как  ни того, ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они  были поглощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия. Вот, например: "Вы думаете  это правильно?!" - раздраженно  спросил однажды пожилой человек  женщину, стоящую рядом с ним  в автобусе. Та растерялась: "Простите, но я Вас не понимаю... Мы, кажется, не знакомы с вами...". Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина  хотел оказать растерявшейся  женщине услугу: стоящая рядом  с ней сердобольная мама посадила на освободившееся место свою здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вот вместо этой девочки и должна была сесть, как полагал разгневанный, женщина, не обратившая на происшедшее  никакого внимания. Своим возгласом, продолжившим ход его мыслей, мужчина  как бы приглашал осудить неверный поступок матери девочки. Но разве можно  понять его намерения по его возгласу? Пришлось разъяснить, тратить нервные  усилия, зря терять время...

Информация о работе Культура общения и поведения