Культура общения и поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми...

Содержание работы

Введение. 3

1.Культура общения. 5

1.1.Общие принципы. 5

1.2.Функции общения. 7

1.3.Формы общения и их культура. 8

1.4.Понятие установки. 9

2.Культура поведения. 11

2.1.Поведение и характер. 11

2.2.Поведение и культура. 12

2.3. Что значит « воспитанный человек»? 13

2.4.Деловые отношения. 14

Заключение. 16

Список литературы: 17

Файлы: 1 файл

культура реферат.docx

— 36.43 Кб (Скачать файл)

Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при  этом человек может и не заметить, что другие-то настроены "на другую волну". Их может что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга  или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо-ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с "ориентировки" в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.

Очень часто нам  приходится сталкиваться с ситуацией, когда наша собственная шутка  не вызывает ожидаемой реакции, будь то смех или хотя бы улыбка. А если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля? Как поступать  тогда? Тем более, если кто-то подшутил над кем-то, и этот второй обиделся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, прекрасно начинают общение, а у кого это столь  важное чувство отсутствует - затрудняются начать разговор, познакомиться. "Не понимает человек шутки - пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий  ум, будь человек хоть семи пядей  во лбу!" - это слова Антона Павловича  Чехова. С этим можно согласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и не каждый из нас обладает чувством юмора. Трудность обнаружения  у самого себя слаборазвитого чувства  юмора заключается в том, что  вообще не существует людей, которые  бы не смеялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может вызываться разными  причинами. Если эти причины ничтожны или вообще не могут быть, строго говоря, причинами веселья, то здесь  уместна поговорка: “Смех без  причины - признак дурачины”. Например, нельзя считать уместным смех при  виде упавшей полной женщины, которая  шла по улице, неся тяжелую сумку  с продуктами. Но есть люди, которым  это смешно, и тем смешнее, чем  больше разных вещей выкатится из сумки упавшей, чем больше будет  грохота. Человек, способный рассмеяться  при этом, вероятно, не способен придумать  ничего смешнее, как убрать стул из-под  садящегося на него человека. Можно  почти с полной уверенностью сказать, что такой "шутник" еще не дорос  до понимания действительно смешного и плохо знает или не знает  лучших образцов юмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно (и это доказано экспериментально) и музыкальный  слух. Как это сделать? Для этого  придется немного потрудиться, хотя труд в последствии будет вознагражден сверх меры добрым смехом. Надо будет  почитать, наверно, юмористические очерки,романы, например, не забыв про "Похождения бравого солдата Швейка".

2.Культура поведения.

2.1.Поведение  и характер.

    Человек всегда так или иначе « ведет  себя» - совершает определенные поступки и действия  по отношению к  окружающему его миру и, прежде всего  по отношению к людям. Важно всегда понимать и видеть, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, от кого и когда  сам вправе ожидать поддержки  и помощи. На Востоке существует традиция, по которой человек не имеет права обнаруживать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое  выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет подобной традиции, но каждому следует помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей.

    Поведение бывает, двух видов, если можно так  выразится: вербальное(словесное) и реальное.

       Вербальное поведение – это наши высказывания, мнения, суждения, доказательства. Иногда люди не придают внимания словам сказанным в минуты раздражения или усталости. Непременным условием взаимопонимания в общении является участливое, доброе отношение к собеседнику.

    Реальное  поведение – это наши практические действия и поступки. В своем поведении мы обычно ориентируемся на определенные правила, руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека. Возможны случаи расхождения того и другого. Нередки случаи, когда люди знают моральные нормы, но не следуют им в своем поведении. Соответствие нравственных знаний и нравственного поведения свидетельствует о высоком нравственном развитии человека. Между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Она выражается в том, что именно в поведении проявляются особенности, черты  характера человека. Характер – это неповторимое сочетание  психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том хороший ли это человек. Слова, действия, движения, отдельные поступки и поведение в целом позволяют нам понять характер человека, они как бы высвечивают нам его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Народная мудрость гласит:

    « Каков характер, таковы и поступки».

2.2.Поведение  и  культура.

 

    Культура  – это совокупность достижений всего  человечества в  производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Иногда говорят: «культурное поведение человека», а в иных случаях – «поведение культурного человека». Представляется, что это далеко не одно и то же.

    Культурное  поведение – это поведение  человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых  придерживается данное общество. Это  определенные манеры, принятые способы  общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают: как  правильно и красиво вести  себя за столом, быть вежливым и предупредительным  со старшими, с женщинами, уметь держать  себя в обществе( как в знакомом, так и в малознакомом), освоить  азы поведения, связанные с профессиональной этикой; понимать, что прилично и  что неприлично делать в данной обстановке(неприлично громко кричать, громко переговариваться, перебивать речь другого, навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. « О друзьях, - шутливо замечает А. Моруа,- у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе  ста метров от их дома»)

    Можно сказать, что культурное поведение  – поведение в соответствии с  теми или иными общепринятыми  правилами. Оно отображает эти правила, является их внешним воплощением. Эти  правила могут меняться – будут  меняться и манеры поведения. 

2.3. Что значит « воспитанный человек»?

    В толком словаре под редакцией  С. И. Ожегова сказано, что воспитанный  – это умеющий хорошо вести  себя. Опять мы имеем дело с поведением человека, потому что вести себя определенным образом – это значит поступать таким образом, быть человеком  такого поведения.

    Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Облик  воспитанного человека говорит сам  за себя и узнать такого человека можно  с первого взгляда. Он умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно  есть, не теряется в незнакомом обществе, не будет  разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или сигарету во рту.

2.4.Деловые  отношения.

 

     Деловые отношения занимают большое, может  быть, даже определяющее место в  нашей жизни, мыслях, поведении. И  дело даже не в том, что труд у  большинства из нас занимает преобладающую  часть активного времени, поглощает  наибольшую долю сил. Дело ч том, что  в процессе труда наиболее полно  проявляются многие из наших человеческих качеств, формируется и раскрывается наше социальное «Я». И наиболее важные стороны современных трудовых отношений- это деловое общение и профессиональная этика работающих людей.

     Разные  виды деятельности имеют свою, порой  весьма существенную специфику, которая  проявляется в области этики  и культуры поведения.

      Профессиональная  этика - это совокупность моральных  норм, которые определяют отношение  человека к своему профессиональному  долгу.  Нравственные отношения людей  в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.  Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.Профессиональная  этика изучает:

- отношения  трудовых коллективов и каждого  специалиста в отдельности;

- нравственные  качества личности специалиста,  которые обеспечивают наилучшее  выполнение профессионального долга;                                                                          - взаимоотношения внутри профессиональных  коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;                                         - особенности профессионального воспитания.

     Разговор  о профессиональной  этике можно  закончить мыслями высказанными около двух столетий назад, но они  звучат современно даже сейчас, словно автор наблюдал нашу, нынешнюю жизнь: « Положение, должность имеют  влияние на образ мыслей человека, его внутреннюю жизнь, его веру более, чем он сам сознает это. В большинстве  случаев уже нельзя отличить образа мыслей по долгу службы от свободных  убеждений, того, что исходит от самого человека, от того, что исходит от него в связи с его внешней профессией. Отнимите у бесконечного множества людей их положение, и вы отнимите у них веру. Вера – это профессиональный долг. Не  убеждения поддерживают положение, а положения – убеждения» -, сказал это один из основоположников современного материализма Людвиг Фейербах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Общение - это и  одно из ocнoвных условий, существования  культуры. Оно органично культуре и в том, что в процессе взаимодействия, так же, как в культуре, в целом, происходит столкновение противоречивых тенденций между объединением и  обособлением, социализацией и индивидуализацией, что также cтaновитcя движущей силой  развития и обогащения всех участников общения. «Тoлько в общении, во взаимодействии человека c человеком раскрывается и человек в человеке как для  других, так и для себя самого» (М. М. Бахтин). Следовательно, признание  неoбходимоcти «другого», для существования  личности придает общению ценностный характер, делает общение частью культуры в целом.

Сегодня, когда  имеет место опережающее  развитие  технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.  Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

      Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

      В основе всех хороших манер лежит  забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь  не мешать друг другу. Воспитывать в  себе нужно не столько манеры, сколько  то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому. 
 
 
 
 

Список  литературы:

1.Русский язык  и культура речи / Учебник / Н.А.  Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова  – М., 2004

2. Культурология:  Учебник для студентов технических  вузов.Под редакцией Н. Г. Багдасарьян. 3-е изд.М. 2001г. 

3.Энциклопедический  словарь по культурологии.

4. « Культурология», под редакцией Попова Е.В.

5. « Культурология», под редакцией Радушина А.А.

6. « Мы  живем среди людей» Кодекс  поведения. Кандидат психологических  наук И. В. Дубровина.                    М. Политиздат, 1989г. 
 
 
 
 
 


Информация о работе Культура общения и поведения