Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Палеоистория человеческого общества существенно отличалась от последующей истории человечества (неоистории), т.к. первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.
Культура человеческого общества всегда несет в себе черты специфики его бытования. Культура этой исторической эпохи теснейшим образом взаимосвязана со всей жизнью первобытного общества.

Содержание работы

Введение…………………................................................................................3
1.Начало истории человечества. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры……………………………………………………..4
2.Синкретизм как главный признак первобытной культуры……………...9
3.Генезис духовной культуры…………...…………………………………16
Заключение………………………………………………………………......19
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Культура первобытного общества (р).doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Культура  первобытного общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

 

Введение…………………................................................................................3

1.Начало истории человечества. Роль труда и общения в возникновении   и становлении культуры……………………………………………………..4

2.Синкретизм как главный признак первобытной культуры……………...9

3.Генезис духовной культуры…………...…………………………………16

Заключение………………………………………………………………......19

Список литературы………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Очевидно, что человек прошёл в  своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению  временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло  внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Говоря о первобытной эпохе  и первобытной истории, нужно  помнить о том, что об этой эпохе  не существует никаких письменных сведений. Ни палеоантропология, ни археология, сами по себе взятые, ничего не могут сказать об общественных отношениях той эпохи. Единственный источник сведений об этих общественных отношениях  –  этнология, или этнография, – наука, один из разделов которой – социальная антропология, специализируется на изучении первобытных обществ. Любая схема эволюции первобытного общества представляет собой реконструкцию, основанную прежде всего, на данных, которыми располагает этнология о  первобытных обществах.

Палеоистория  человеческого общества существенно  отличалась от последующей истории человечества (неоистории), т.к. первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа  принудительной власти.  Оно было доклассовым,  догосударственным.

Культура  человеческого общества всегда несет в себе черты специфики его бытования. Культура этой исторической эпохи теснейшим образом взаимосвязана со  всей жизнью первобытного общества.

В данной работе рассматривается вопрос о возникновении и становлении культуры в первобытном обществе, анализируются первые формы дорелигиозных верований и истоки первобытного искусства, и прослеживается их тесная связь с жизнью первобытного человека.

 

1.Начало истории человечества. Роль труда и общения в возникновении  и становлении культуры.

Первобытнообщинная   формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным – примерно 2 млн. лет назад, а верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет.

Широко распространена археологическая  периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Это деление истории человечества на три века – каменный, бронзовый и железный. Каменный, в свою очередь, делится на древний каменный век  – палеолит, средний каменный век – мезолит и новый каменный век  –  неолит.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о  времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно  как и об отправной точки его  эволюции. Очевидно лишь, что человек  прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают  перед нами группами, вокруг огня. Использование  огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии.

Образование групп и сообществ, осознание их смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Для первобытнообщинного  строя характерен крайне низкий уровень  развития производительных сил. Почти  на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей.

В первобытном обществе дифференциация и специализация видов человеческой деятельности только зарождалась и  была лишь в очень слабой степени  закреплена возникавшим половозрастным разделением труда.

Так, зачатки дифференциации видов  деятельности в родовом обществе можно увидеть, прежде всего, в том, что охота на крупных животных (мамонта, зубра, пещерного медведя, оленя и т.п.), став исключительным делом взрослых мужчин, отделилась от собирательства и охоты на мелких животных, которыми занимались женщины и дети. Таким образом, возникло зачаточное разделение труда в производственной сфере. Но кроме собственно трудовой, производственной деятельности в родовом обществе существовала и сфера внепроизводственной деятельности первобытной общины. Она включала в себя помимо потребительской деятельности и зачатки духовной деятельности, которые находили свое объективное, предметное выражение, прежде всего, в обрядах. Именно обрядовые действия были тем видом деятельности, в котором одновременно реализовалось несколько качественно разнородных духовных потребностей первобытной общины: эмоционально-экспрессивная, познавательная, эстетическая, магическая (религиозная).

Советская историография считала, что социальная потребность, породившая первобытную духовную культуру, вырастала на основе развития человеческого труда и общения, совершенствования человеческого сознания, материализованного в различных формах. Иначе говоря, истоки культуры, по мнению советских ученых, лежат в той стороне человеческой практики, в которой находит свое проявление человеческая свобода.

Другое направление, не принимавшее  марксистскую идеологию, отстаивало несомненную  связь первобытной культуры с  магией и религией. Сторонниками этой версии были французский археолог и историк С.Рейнак  и немецкий исследователь первобытного искусства Г.Кюн.

Деятельность человека, связанная  с художественным освоением мира, способствовала формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии.

 

2.Синкретизм как главный  признак первобытной культуры

В первобытном обществе культура носила синкретичный характер. Художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом, образуя единый культурный комплекс. Также музыка, пение и танцевальные движения существовали вместе, нерасчлененно.

Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи.

В первобытное время восприятие окружающего людьми оставалось конкретным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. За каждым понятием скрывался образ, живое действие. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.

Судить об этом можно, в первую очередь, по изобразительному искусству, в котором и воплощается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

Изображения зверей в пещерах позднего периода древнего каменного века выглядят живыми и яркими. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.

Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это – условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.

Та же связь с природными формами  обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.

Таким образом, преобладающим в  восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями.

Синкретический характер первобытной культуры ярче всего проявлял себя в обрядовых действиях. В них сливались, переплетаясь, магия и искусство. Религиозный культ и ритуальные действия строились на художественно-эстетической основе, где художественные элементы ритуала воздействовали на сознание человека. Древние обряды представляли собой целостное сакрально-художественное действо, в которое включались и окружающая природа (земля, пещеры, горы, источники), и художественные предметы культа, и песни, музыка, и слово жреца.

В охотничьем танце, в изображениях и масках, которые были его компонентами, по свидетельству этнографов, очень точно фиксировались особенности поведения зверей, их повадки. В обряде тем самым находила свою реализацию практическая потребность познания особенностей животных –  объектов охоты  –  и передача этих знаний новым поколениям.

Многие охотничьи обряды включали в себя поражение участниками  танца изображения зверя копьями  или дротиками. Подобные действия не могли не упражнять умение, силу и ловкость охотников и служили  тем самым своеобразным способом практической подготовки к охоте. Эта сторона обряда выступает особенно ясно в тех случаях, когда подобные ритуалы практиковались подростками и юношами и включались в состав инициации  (т. е. обрядов, знаменовавших переход подростков в состав взрослой мужской части общины). Многие свидетельства этнографов и археологов говорят о том, что охотничьи ритуалы в этих случаях были особым способом обучения молодежи приемам охоты. Немаловажную роль играли первобытные обряды и как форма проявления эмоций, как способ эмоциональной разрядки.

Наконец, в обряде удовлетворялась  и зарождавшаяся эстетическая потребность  первобытных людей. Обряды органически  включали в себя компоненты как изобразительного искусства (рисунки, скульптуры зверя, его маски), так и танцевально-музыкального. Первобытных художников, очевидно, интересовал не столько результат изобразительной деятельности, сколько сама эта деятельность, которая имела не только художественное, но и магическое значение.

Таким образом, обряд, как система эмоционально-экспрессивных действий, никогда не выполнял только одной, магической, функции. Он был полифункциональным, синкретическим образованием, которое выступало формой реализации сразу нескольких социальных потребностей.

 

3.Генезис духовной  культуры

3.1.Первые формы дорелигиозных  верований

В глубокой древности человек и  не думал отдалять себя от природы, но это не значит, что он не стремился  понять объяснить мир, в котором  жил.  Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на окружающий его мир. Так родилась вера в то, что природа – живая. Камни, деревья, реки, облака – всё это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и не доступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку. 

Люди наблюдали, как из земли  появлялись ростки, крепли, становились  деревьями, – значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными рыбами и птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет самого человека. Первобытный человек просто не мог не ощутить не зримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини – Матери.

У народов, сохранивших пережитки  отдалённых неолитических времён, практически  повсеместно встречается культ всеобщей Матери. Все женские божественные лики – разновидность единой богини, и эта богиня – женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.

Богиня-Мать –  всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому  в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры – это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла  представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов. 

Информация о работе Культура первобытного общества