Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:41, реферат
Палеоистория человеческого общества существенно отличалась от последующей истории человечества (неоистории), т.к. первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.
Культура человеческого общества всегда несет в себе черты специфики его бытования. Культура этой исторической эпохи теснейшим образом взаимосвязана со всей жизнью первобытного общества.
Введение…………………................................................................................3
1.Начало истории человечества. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры……………………………………………………..4
2.Синкретизм как главный признак первобытной культуры……………...9
3.Генезис духовной культуры…………...…………………………………16
Заключение………………………………………………………………......19
Список литературы………………
Исходным пунктом эволюции религии была магия. Возникнув, магия развивалась. Исследователи выделяют два ее основных вида: магию действия и вербальную магию.
Магию действия еще можно подразделить на два подвида. Первый и самый ранний подвид магии действия – магия содействия. В таком случае магические обряды лишь дополняют здравые действия, направленные на достижение желаемого результата. Цель магических действий состоит в том, чтобы обеспечить успех здравых действий.
Второй подвид магии действия – магия самодействия. Магические обряды не сопровождают здравые действия, а их заменяют. По убеждению людей, одних только магических действий вполне достаточно, чтобы вызвать нужный результат. Такой характер часто носила вредоносная магия.
Другой основной вид магии – словесная, или вербальная магия. Если магия действия проявляется в обрядах, то словесная магия – в заклинаниях, заговорах и т.п. Она тоже подразделяется на магию сопровождающую, содействующую, когда цель заклинания состоит в обеспечении успеха здравых действий, и магию заменяющую, самодействующую, когда считается, что одних лишь заклинаний, заговоров достаточно, чтобы добиться желаемого результата.
Если вначале сверхъестественно
Следующий после оменализма шаг состоял в наделении сверхъестественным влиянием определенных предметов – фетишей, включая амулеты и талисманы. Возник фетишизм. Магия и фетишизм зародились уже в эпоху палеоантропов.
До наших дней дошло множество фетишей амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.
Фетишем иногда становилось часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть просто рисунком или татуировкой на теле.
Особая группа
фетишей связана с
Фетишизм тесно
переплетается с другими
Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог изображаться любым символом, словом или звуком.
Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть и иные тотемы. Например, все мужчины одного рода считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.
Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство и ним.
Тотемизм – это религия раннеродового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными среди людей. Подобные же связи, человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.
Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии – культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов. Одним из проявлений зоолатрии является, например, уподобление животных людям. При этом считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми.
Именно культ животных проявляется в запрете убивать определённых зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклании зверя, мясо которого съедают во время обряда умилостивления духа животного. О культе животных у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскрешающем звере, о браках людей с животными и рождении детей от них, вера в духов – хозяев животных и обряды, посвящённые им.
Кроме тотемизма и фетишизма к наиболее ранним формам религии можно отнести и анимизм, в котором сверхъестественная сила представляется в виде особых самостоятельных существ. Так возникла вера в демонов или, как иногда говорят, духов. Примерами демонов могут послужить домовые, лешие, водяные, русалки, эльфы, тролли, наяды, дриады и т. п. Своеобразной категорией демонов являются души умерших, которые тоже понимались как телесные существа.
Вера в существование души и духов присуща всем культурам человечества. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала более ранняя ступень религиозного сознания – аниматизм, когда существовала вера не в отдельных духов, а во всеобщую одушевлённость природы.
Своеобразным синтезом фетишизма и демонизма является идолопоклонство, когда невозможно точно установить, наделяется ли сверхъестественной силой изображение демона или изображенный демон. Сходный характер имеет культ растений и животных. Невозможно, например, установить, кому приписывается сверхъестественная сила: дереву или связанному с ним (обитающему в нем) демону.
В дорелигиозных верованиях выделялись люди, которые, как считалось, были способны успешнее других использовать сверхъестественную силу для достижения тех или иных целей. Вначале это были колдуны. С переходом к демонизму появляются шаманы – проводники в мир духов. Люди верили, что шаманы с помощью духов могут лечить от болезней, предотвращать различного рода несчастья, обеспечивать успех в промыслах, предсказывать будущее и т.п. Систему верований, в центре которой находятся шаманы, называют шаманизмом.
3.2.Зарождение морали: табу и их социальный смысл
Табу – негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Они возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе. В первобытном обществе табу регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).
Совокупность табу, налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на различные сферы жизни первобытного человека:
- слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.);
- людей (женщин, воинов, правителей и др.);
- тело человека и части тела;
- общение;
- сексуальные и брачные отношения;
- действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.);
- пищу и питье;
- животных и растения;
- различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты);
- посещение тех или иных мест и мн. др.
Согласно существовавшим
В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования табу наибольшим влиянием пользуются следующие:
3.3.Зарождение искусства
Возникновение искусства – закономерное
следствие развития трудовой деятельности
и техники палеолитических
Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. лет до н.э. появились основные виды изобразительного искусства: скульптура, живопись, графика.
Первоначально необособленное в отдельный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отображало постепенное познание человеком действительности, его представления об окружающем мире.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по всей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.
Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.
Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура.
Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объём - природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.
Следующий второй этап - искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось вначале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объёмном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными росписями.
Палитры каменного века бедны, в ней четыре основные краски: чёрная, белая, красная, жёлтая. Две первые употреблялись довольно редко.
Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые «макароны»). Более поздние изображения эпохи палеолита – это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер.
Через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. Женщины – первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это – молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.
По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине.
Появляются первые статуэтки животных. Они отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны.
Первобытные простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.
Склонность первобытного человека изображать именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. И зоологические и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию.