Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Палеоистория человеческого общества существенно отличалась от последующей истории человечества (неоистории), т.к. первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.
Культура человеческого общества всегда несет в себе черты специфики его бытования. Культура этой исторической эпохи теснейшим образом взаимосвязана со всей жизнью первобытного общества.

Содержание работы

Введение…………………................................................................................3
1.Начало истории человечества. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры……………………………………………………..4
2.Синкретизм как главный признак первобытной культуры……………...9
3.Генезис духовной культуры…………...…………………………………16
Заключение………………………………………………………………......19
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Культура первобытного общества (р).doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. лет до н. э. стали более красочными. В среднем каменном веке на скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Главным предметом изображения становится группа людей. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. По ним видно, что человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.

На наскальных рисунках этого времени  можно видеть толпы охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нужным изобразить пышный головной убор (скорее всего, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое внимание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и люди в них не просто танцуют, а совершают важный обряд.

Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, действиям которых они старались подражать, потому что считали их образцовыми.

Наскальные рисунки древнекаменного  века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. лет до н.э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры. (Например, так называемые «каменные бабы» Северного Причерноморья). Характерная черта культуры неолита – распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху неолита появились изображения, передающие более сложные  и отвлечённые понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н.э., преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической, т. е. архитектура больших камней (от греческих корней «мег» – большой и «лит» – камень). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы – менгиры – высотой до 20м несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

В конце этого периода наравне  с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

В глубокой древности для искусства  человек использовал подручные  материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху  земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал применять её для изготовления посуды и скульптуры. На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракционного орнамента, нанесённого на глиняную посуду.

Изучая первобытное искусство, можно увидеть процесс зарождения музыкального искусства. Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В  древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни.

Ритм раньше других музыкальных  элементов получил развитие в  первобытном музыкальном искусстве. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время  удивительно сложной и разнообразной  в ритмическом отношении. Певцы  подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением.

 В одной из пещер Мезинской стоянки (Украина) был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.

При изучении этой же древней стоянки эпохи позднего палеолита были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. «Возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет.

3.4.Мифотворчество первобытных людей

В первобытную эпоху возникли и  произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место  среди них занимали мифы. В своей  исходной форме миф представляет собой повествование, в котором  те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.

Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться  как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.

В дальнейшем мифы стали возникать  и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях –  существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних, культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда более поздней эпохи, является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В первобытную эпоху, когда умственный труд еще не отделился от физического, сознание первобытных людей было непосредственно связано  с  их деятельностью, и прежде всего деятельностью  трудовой, производственной. Именно там  в сфере трудовой, производственной деятельности людей лежат истоки как зачатков их художественной деятельности, основы духовной культуры, так и их первоначальных религиозных верований, по мнению современной науки, – важной части этой самой духовной культуры.

Искусство и религия были тесно переплетены в структуре древнего синкретического сознания. Культура существовала в концентрировании своих ценностей, образов и значений вокруг мифологии как ядра, синтеза общей идеи и конкретного образа.

С помощью искусства первобытный человек непосредственно выражал свое чувство, свое видение мира. Поэтому произведения первобытного искусства являются не простым отражением предметов или существ окружающего мира, но и выражением состояния человека. Искусство было преломленным в сознании первобытного человека миром. Оно наиболее показательно для характеристики первобытной культуры.

Это еще не было собственно религией, собственно искусством и собственно познавательной деятельностью, но было первоначальным синкретическим единством всех этих форм сознания. Причем, более всего походило все-таки на искусство – по характеру и результатам действий, по силе эмоций, по специфическому чувству целесообразной и выразительной формы, которое в этом процессе вырабатывалось.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Виппер Р. Ю. История древнего мира, М.: Республика, 1994.

    2.  Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М.: Канон-пресс, 2000.

     3.  Еремеев А.Ф. Первобытная культура: в 2 ч. М.: Юрайт, 2001.

  1. Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999.
  2. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства, М., 1985.

     6.  Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003.

     7.  Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религииwww.gumer.info/Psihol/fr_tabu/02.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Культура первобытного общества