Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:07, контрольная работа
Культура первобытной эпохи - одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны, заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся настенных росписях, созданных более 2,5 млн. лет тому назад. Это великое наследие человечества помогает нам понять смысл первобытных культов и верований, увидеть то, что связывает современного человека с его далекими предками.
Введение 3
Образ жизни, быт и духовная культура первобытного человека 4
2.1. Неандертальцы заселяют мир 4
2.1.1. Облик неандертальцев 5
2.1.2. Жизнь неандертальцев 5
2.1.3. Мустьерские погребения 8
2.1.4. Крапинские людоеды 10
2.1.5. Неандерталец владеет огнем 11
2.2. Люди позднего палеолита 12
На сцену выходят кроманьонцы 12
Охота на животных 12
Стоянки 13
Жизнь на стоянках 14
Погребения 16
У колыбели искусства 16
Колдуны эпохи позднего палеолита…………………………………..19
Вслед за отступающими ледниками…………………………………20
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 25
2.1. Неандертальцы заселяют мир 4
2.1.1. Облик неандертальцев 5
2.1.2. Жизнь неандертальцев 5
2.1.3. Мустьерские погребения 8
2.1.4. Крапинские людоеды 10
2.1.5. Неандерталец владеет огнем 11
2.2. Люди позднего палеолита 12
Введение
Культура первобытной эпохи - одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны, заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся настенных росписях, созданных более 2,5 млн. лет тому назад. Это великое наследие человечества помогает нам понять смысл первобытных культов и верований, увидеть то, что связывает современного человека с его далекими предками.
Итак, рассмотрим
историю первобытной культуры, до
появления которой человек
Образ жизни, быт и духовная культура первобытного человека
Неандертальцы заселяют мир
В Дюссельдорфе, в западной Германии, близ впадения в Рейн, есть живописная долина, которую в 1674-1679гг. любил посещать дюссельдорфский евангелический теолог и ректор латинской школы Иоахим Неандер. В честь этого человека, тогда очень известного в тех краях, она и была названа « долиной Неандера », по-немецки «Неандерталь». Долина Неандерталь стала широко известной в ученом мире, потому что по ней был назван один вымерший тип человека, а именно неандерталец-человек эпохи раннего палеолита.
В 1856г. в долине Неандерталь ломали скалистый известняк, полный трещин и небольших пещер. Когда во время работ наткнулись на небольшую пещеру, называемую фельдгоферской, и со дна начали убирать глину, нашли большие и мелкие кости, которые вместе с глиной падали с довольно высокого откоса на дно долины. Скелетные останки, которые сохранил владелец каменоломен, попали в руки эльберфельдского учителя средней школы Иоганна Карла Фульротта. Всего сохранилось 14 частей скелета: верхняя часть черепа (наиболее ценная в научном отношении), обе бедренные кости, плечевые и локтевые кости, правая лучевая кость, часть левой безымянной кости таза, обломок лопатки, обломок правой ключицы и пять обломков ребер.
Ученые проявили очень большой интерес к находке этого скелета из Неандерталя, прежде всего потому, что Фульротт , а после него и Шаафгаузен весной 1857г. на съезде естествоиспытателей и врачей в Бонне провозгласили наиболее правдоподобным мнение, что это какой-то вымерший тип человека. Их сообщение произвело потрясающее впечатление на участников съезда, потому что они впервые были поставлены перед проблематикой истории развития человека, в то время как все тогда верили, что он сотворен богом. Смущение было так велико также и потому, что в то время не было еще издано знаменитое произведение Чарльза Дарвина «О происхождении видов»: оно вышло только в 1859г. и изложенным в нем учением о естественном развитии живых существ вызвало целую революцию в тогдашнем естественнонаучном мышлении. Дарвинская теория эволюции произвела полный переворот и дала новое направление исследованию жизни.
Облик неандертальцев
Все скелетные остатки ясно показывают, что неандертальцы представляют собой более низкую эволюционную ступень, чем их преемники-люди из позднего палеолита (Homo sapiens fossilis) и современные люди (Homo sapiens recens). Самые заметные различия находятся на черепе неандертальца с его очень покатым лбом; над орбитами имеется сильно развитый надглазничный валик; черепная коробка низкая; сильно сформированы скуловые дуги, к которым прикреплены мощные жевательные скулы, управляющие нижней челюстью; на последней нет подбородочного выступа. По последнему признаку судят о том, что неандертальцы не умели еще связно говорить, даже членораздельно. Затылочный отдел черепа был вытянут, и на нем имеются сильно развитые выступы для шейных мускулов. Лицевая часть черепа в области челюстей несколько вытянута вперед. Зубы крупные и сильные, но уже типичные для современного человека. Из находок скелетов можно судить о том, что неандертальцы обладали массивным телосложением, средняя длина тела составляет 160-165см, они еще не держались так прямо, как мы, а всегда немного наклонившись вперед.
Жизнь неандертальцев
Находки, обнаруженные на некоторых стоянках, позволили нам более глубоко узнать, когда и как жили неандертальцы. В настоящее время мы уже точно знаем, что неандертальцы (в самом широком смысле слова) жили, прежде всего, в последнюю или третью (рисс-вюрмскую) межледниковую эпоху и в самом начале последней или четвертой (вюрмской) ледниковой эпохи.
Жили они небольшими группами. Пищей неандертальцам служило все, что только они могли поймать или собрать. Основной мясной добычей были мелкие звери, которых они загоняли или, подкараулив, убивали метко брошенным камнем. Но иногда они ловили и крупных животных, которых могли победить только внезапным нападением или хитростью: вероятно, неандертальцам уже тогда были известны различные охотничьи ловушки и западни. Пойманную добычу, в особенности крупную, неандертальцы разделывали на месте охоты, а на стоянку приносили только лучшие и наиболее легко переносимые части, которые они потом жарили на огне. Если они поймали особенно большую добычу, например, древнего слона или лесного носорога, они возвращались к месту охоты несколько раз.
Не только мясо, но и различные съедобные плоды, прежде всего ягоды, затем почки, луковицы и корневища различных растений были постоянной частью пищи неандертальцев. Сбор растительной пищи был, по-видимому, основным занятием женщин и детей. Мужчины, вероятно, занимались только охотой.
Способ жизни, то есть собирательство и охота, требовал большой подвижности. Поэтому неандертальцы перебирались со своим скарбом с места на место, подчиняясь условиям собирательства и охоты. Они кочевали по большим пространствам, и, по-видимому, уже тогда каждая группа имела свою область, свои места охоты, которые она охраняла против вторжения других групп.
Жизнь неандертальцев была нелегкой. Они не жили в каком-то «золотом веке», а испытывали постоянные неудобства и вечно боролись с природой. Летом их борьба шла легче, но зимой или в холодные и дождливые периоды – труднее. В теплую межледниковую эпоху неандертальцы жили под открытым небом, может быть даже в каких-то примитивных шалашах вроде палаток или под навесами скал, но при ухудшении климата в последнюю ледниковую эпоху они все больше забирались в пещеры, которые, в конце концов, стали преимущественным местом их пребывания.
Неандертальцы охраняли свое тело от холода и мороза, укрывая его грубо выделанными шкурами убитых животных. Хотя они и жили постоянно на лоне природы, а благодаря трудной жизни были очень закаленными и выносливыми, все-таки сильно страдали от различных болезней.
Тяжелая борьба за существование, неблагоприятные природные условия, а во многих случаях и затяжные болезни были главными причинами сравнительно небольшой продолжительности жизни неандертальцев. Несколько находок ясно говорят о том, что скелеты пятидесятилетних мужчин имеют уже все типичные признаки старости. Можно также предполагать, что очень мало неандертальцев умерло естественной смертью. Большинство их окончило свою жизнь трагически - из-за несчастной случайности, в борьбе между собой или во время охоты.
Группы неандертальцев были небольшими. Причиной этого были, скорее всего, бедные результаты их собирательства и охоты.
Орудия и оружие неандертальцев были преимущественно каменные. Прежнее ручное рубило приобрело в их руках более четкую миндалевидную и треугольную форму. Не было недостатка и в различных скреблах и в других режущих и ударных орудиях, пригодных для резания, скобления, копания.
Не все орудия делались их кремня, многие изготовлялись из кварцита, известняка и других пород, которые неандертальцы находили вблизи своих поселений; но такие орудия не столь совершенны. Реже встречаются из кости, изготовлявшиеся неандертальцами чаще всего из длинных костей крупных животных, на которых они охотились. Во время охоты и защиты, надо полагать, применялись также толстые суковатые дубины и палки.
Индивидуальное имущество не существовало, все было общее. Произведений искусства, очень известных для более поздних охотников на северных оленей и мамонтов, неандертальцы не оставили.
Мустьерские погребения
В 1908г. швейцарец Отто Гаузер сделал около поселка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) интересное, удивительное открытие: он нашел могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в какой был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность.
Погребения, относящиеся к мустьерскому культурному периоду, являются самыми древними вообще. Это ясно свидетельствует о том, что совершавший их неандертальский человек уже задумывался над некоторыми вопросами, которые интересуют человечество и в настоящее время. Прямым толчком к таким мыслям была насильственная или естественная смерть кого-нибудь из друзей. Что случилось, почему его тело вдруг перестало двигаться? Что из него ушло, почему он лежит без движения? Потому, что он перестал дышать, или потому, что из его ран перестала течь кровь? На эти трудные вопросы ум неандертальского человека ответить не мог.
Но не это было самым важным. Неандерталец не мог знать правду о смерти, но, безусловно, должен был определить свое отношение к товарищу, который лежал перед ним холодный и без движения, в то время как во сне он как бы возвращался и принимал участие в повседневной жизни. Неандерталец поэтому был уверен, что смерть не нарушает взаимоотношений, что мертвый продолжает жить какой-то загадочной жизнью и, по-видимому, вызывает много несчастий. Вероятно, поэтому неандерталец думал, что от мертвого нужно обороняться, что его нужно положить в землю поближе к огню, около которого он жил, засыпать его, чтобы он не мог вернуться, и уйти из пещеры куда-нибудь в другое место. Такие мысли, в правильности которых он, однако, не мог быть уверен, наверное привели неандертальца к тому, что он хоронил своих мертвых и уходил от них. И хоронил их в том положении, в котором они после работы или после охоты отдыхали в глубоком сне у огня.
Так как в некоторых могилах были найдены также и каменные предметы и обожженные кости, можно предположить, что неандертальцы уже представляли себе в каком-то виде потустороннюю жизнь своих мертвых товарищей, которую они, конечно, не могли представить себе иначе, как продолжение, хотя немного иное, земной жизни. Поэтому они давали усопшим в могилу каменные орудия и немного еды.
Какие обряды производили неандертальцы при погребении, нам неизвестно. Можно, однако, предполагать, что они не были сложными, потому что время неандертальцев - это еще эпоха, очень отдаленная от самих зачатков человеческой культуры и религиозных представлений. Содержанием обрядов погребения было, по-видимому, не только сочувствие к мертвому и жалость к потере товарища по работе и по охоте, что для небольших групп было довольно чувствительным, но и страх перед ним. Это наиболее ясно проявляется в том, что племя, похоронив мертвого у очага или где-то прямо в очаге, покидало пещеру и уходило в другое место.
Необходимо еще заметить следующее: некоторые ученые отрицают, что неандертальцы действительно производили настоящее погребение. Они допускают, что неандертальцы только закапывали трупы. Но и это не было правилом, потому что в таком случае находки целых скелетов должны были встречаться в гораздо большем количестве. Эти ученые утверждают также, что закапывание мертвого вынуждалось тем, что труп разлагался и очень скоро начинал плохо пахнуть; этот запах был не только неприятен для живых, но он также мог привлечь к пещере или навесу под скалой хищников. Неандертальцам поэтому оставалось или закопать труп, или покинуть место своего пребывания. Во многих случаях они решали закопать труп, так как по мнению этих ученых они были уже, хотя в какой-то очень примитивной форме, оседлыми.