Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:07, контрольная работа
Культура первобытной эпохи - одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны, заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся настенных росписях, созданных более 2,5 млн. лет тому назад. Это великое наследие человечества помогает нам понять смысл первобытных культов и верований, увидеть то, что связывает современного человека с его далекими предками.
Введение 3
Образ жизни, быт и духовная культура первобытного человека 4
2.1. Неандертальцы заселяют мир 4
2.1.1. Облик неандертальцев 5
2.1.2. Жизнь неандертальцев 5
2.1.3. Мустьерские погребения 8
2.1.4. Крапинские людоеды 10
2.1.5. Неандерталец владеет огнем 11
2.2. Люди позднего палеолита 12
На сцену выходят кроманьонцы 12
Охота на животных 12
Стоянки 13
Жизнь на стоянках 14
Погребения 16
У колыбели искусства 16
Колдуны эпохи позднего палеолита…………………………………..19
Вслед за отступающими ледниками…………………………………20
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 25
С этой точкой зрения довольно трудно согласиться. Неандертальцы были еще типичные охотники и собиратели, поэтому говорить, что у них существовал уже оседлый образ жизни, было бы неправильно. Они должны были кочевать и они кочевали, потому что их пребывание в той или иной области целиком зависело от ее богатства зверями и различными съедобными растениями.
Нельзя также вполне согласиться с мнением, что трупы закапывали только для того, чтобы самим не покидать место стоянки. Несмотря на то, что неандертальцы никогда не хоронили своих мертвых в глубокие ямы, а только, как правило, в мелкие (глубиной в 30-50 см, так что запах разлагающегося тела мог проходить через тонкий слой почвы), трупы можно было устранить гораздо более простым способом: достаточно было бросить их в воду, трещины в скале или в глубокий обрыв. Нет сомнения в том, что многие племена так и поступали. Необходимо принять во внимание, что неандертальские люди не были одинаковы по телосложению, поэтому среди них могли быть и были различия в мышлении, представлениях и понимании различных загадок, короче говоря, между ними были различия в духовной жизни. А это могло быть как раз одной из причин того, почему некоторые племена действительно хоронили своих мертвых сородичей. Но, несмотря на все это, определенно известны и некоторые находки, о которых нельзя совершенно уверенно сказать, что это действительно настоящие могилы.
Крапинские людоеды
Спустя тринадцать лет после знаменитой находки неандертальцев в Спи, в Бельгии, загребский геолог и профессор университета Казимир Горьянович-Крамбергер нашел в 1886г. около городка Крапина в небольшой пещере место стоянки неандертальцев. Один слой представлял большой очаг, в котором были найдены почти исключительно человеческие кости, разбитые и обожженные или даже сгоревшие. Кости принадлежали не менее чем десяти различного возраста особям-взрослым и детям.
Уже тогда профессор понял, что перед ним остатки одного из старейших каннибальских родов. Поэтому крапинский неандерталец уже не представлялся нам как спокойный собиратель и охотник, а как братоубийца, который умерщвлял и поедал членов своего племени, жарил куски их тела на огне. Длинные кости своих жертв он раздроблял, чтобы съесть и костный мозг; разбивал он и их черепа, чтобы достать головной мозг.
Хотя это достоверно установлено, мы не можем говорить о том, что каннибализм был обычным явлением у первобытных охотников.
Неандерталец владеет огнем
Неандерталец уже владел огнем. Но когда он перестал бояться огня, укротил и сделал послушным своей воле, к сожалению, неизвестно. Мы не знаем так же, как он переносил огонь с места на место, когда еще не умел разводить его. Однако мы можем представить страх и ужас неандертальцев, когда у них в период, когда они еще не умели искусственно добывать огонь, в очаге погасла последняя искра, а с ней и надежда согреться у пламени и зажарить мясо. Конечно, тяжелое наказание постигало того, кому был доверен огонь, и кто его плохо охранял либо не поддерживал.
Тремя преимуществами над животными может похвастаться человек уже на рассвете своего существования: это орудия труда, овладение огнем и звуковой язык как чисто человеческие изобретения, тогда как все остальное человек получил от более низкоорганизованных существ, от которых он произошел. Неандерталец имел все эти три человеческих преимущества, хотя и в примитивной форме. Он был уже настоящим человеком, хотя в своем теле еще носил явные признаки своего обезьяньего происхождения.
Люди позднего палеолита
С первой эпохой позднего палеолита, то есть с ориньякской культурной эпохой, связаны скелетные останки человека, которые сильно отличаются по физическому типу от неандертальца тем, что представляют более высокий уровень развития. Череп характеризуется большой, красиво моделированной черепной коробкой, лоб высокий, достаточно прямой, широкий, не наклонен назад; лицо уже не имеет ничего звериного, челюсти не выдаются вперед, подбородок хорошо развит и выступает вперед, черты лица тонкие. Фигура совершенно выпрямлена, постановка туловища такая же, как у современного человека.
Таким образом, с ориньяка начинается новая стадия в истории развития человека, знаменующаяся появлением современного человека.
На сцену выходят кроманьонцы
Находка костных останков трех мужчин, женщины и ребенка в 1886г. около деревни Лез-Эйзи (департамент Дордонь, Франция), под навесом скалы в местности Кро-Маньон, стала знаменита тем, что она дала науке первых представителей позднепалеолитической кроманьонской расы.
Охота на животных
Люди позднего палеолита были уже прекрасными охотниками, имели большой опыт и знали разные хитрые уловки. По сравнению с неандертальцами они обладали уже более совершенным оружием. Это были хорошие копья и дротики с острыми каменными или костяными наконечниками, позже появились и стрелы.
Позднепалеолитические люди пользовались и боласами в виде камней, ядер или вырезанных из мамонтовой кости валиков, укрепленных на конце длинного ремня. Для охоты они применяли и каменные метательные диски. Были у них также острые кинжалы, которые они изготовляли из костей убитых животных. В инвентарь охотничьего оружия, надо полагать, входили и суковатые дубины.
Первобытным охотникам в охоте помогало не только более совершенное оружие, но и новые охотничьи уловки. На звериных тропах, ведущих к источникам питья, люди выкапывали глубокие ямы, которые замаскировывались ветвями и дерном. Иногда они загоняли зверей в болота и топи, часто в тупики ущелий, где убивали их в больших количествах.
Но изобретательность шла еще дальше: охотники ставили различные ловушки, изображения которых сохранились до настоящего времени на стенах различных пещер. Одной из таких ловушек была загородка с одним входом, который можно было легко забаррикадировать, если в нее удалось загнать зверя. Другой хитростью было надевание на себя звериной шкуры.
Охотники позднего палеолита охотились на всех животных, которые жили вокруг них. Но они уклонялись от охоты на таких хищников, как, например, пещерный лев, с которым намеренно не вступали в битву. Охотники убивали зверей не только из-за мяса, но и ради шкур, которыми укрывались, покрывали свои палатки или хижины, пользовались для сна и отдыха.
Мясо не было единственной пищей позднепалеолитических людей.
Несмотря на то, что охота была основным занятием в эпоху позднего палеолита, можно все-таки предполагать, что им не всегда удавалось добывать много мяса. Если охота была неудачна или были убиты только мелкие животные, то люди нуждались в пище. Поэтому мясную пищу, они дополняли растительной, поиски которой приходились больше на женщин, детей и стариков. Остатки растительной пищи, конечно, не могли сохраниться до нашего времени, а изображения растений составляют большую редкость.
Стоянки
Места, где селились позднепалеолитические охотники, мы называем стоянками, поселениями. В холодные ледниковые эпохи в качестве мест стоянок использовались пещеры. В более теплые, когда ледник на время перемещался к северу, и наступало потепление, стоянки располагались под навесами скал или под открытым небом.
В пещерах охотники располагались всегда поближе к входу, куда проникал свет, и где не было так сыро, как в глубине. Огонь пылал около входа в пещеру, распространяя около себя свет и тепло, а ночью отгоняя хищников.
На стоянках под открытым небом они строили какие-то хижины или шалаши, которые предохраняли их от ветра и дождя. Строились они, надо полагать, из толстых ветвей, которые покрывались шкурами.
Позднепалеолитические охотники умели всегда выбрать подходящее место для своих стоянок. Они закладывали их чаще всего на южных солнечных склонах, по возможности защищенных скалистыми утесами или склоном горы от северных ветров. Всегда люди обосновывались поблизости от воды.
Не все стоянки были большими, некоторые были малыми и временными, о чем свидетельствует тонкость культурного слоя. Часть стоянок существовала очень долгое время и была сильно населена. Здесь культурный слой мощен. Часто культурные слои чередуются со стерильными, которые означают, что становище временно оставлялось охотниками.
Жизнь на стоянках
Огонь служил центром на стоянке. К нему охотники приносили пойманную добычу, здесь ее жарили и съедали. У огня они отдыхали, трудились, веселились, совершали обряды. Во многих случаях лежат около очагов большие камни, которые, по-видимому, служили для охотников сидениями. Иногда находят близ очагов и мастерские, где изготовлялось оружие и орудия. У огня охотники изготовляли разные мелкие домашние предметы, а также изделия для нужд охоты. Здесь, например, делались красивые костяные застежки, которыми они скрепляли одежду из шкур; изготовлялись костяные иглы и шилья, примитивные дудки и флейты для сигнализации, здесь выделывались и мелкие художественные предметы, прежде всего, различные ожерелья, браслеты, которые часто служили больше амулетами, чем украшениями. На стоянках вырабатывались шкуры убитых животных; здесь, по-видимому, работали преимущественно женщины и девушки, изготовлявшие одежду.
О том, как древние охотники одевались, у нас нет большого количества сведений. Статуэтки и портреты мужчин и женщин того времени представляют голые фигуры. Несмотря на это, мы уверены, что хотя бы зимой они должны были одеваться в звериные шкуры и мех, которые у них были в избытке. Летом, может быть, им было достаточно только нацепить кусок шкуры вокруг бедер и плеч, но зимой они должны были кутаться в мех. Судя по некоторым находкам, они свою одежду украшали. Примером может служить погребение двух детей в Гроте Детей около Ментоны; в области таза этих скелетов было найдено более тысячи просверленных раковин, которые были, очевидно, когда-то пришиты к одежде. На черепе скелета негроидного юноши из этой же пещеры были четыре ряда просверленных скорлупок улиток рода насса (Nassa), которые явно составляли украшения на шапке.
Охотники украшали не только одежду, но и тело. Наряду с ожерельями и браслетами им служили украшением и перья, которые они летом втыкали в косы. Женщины часто имели очень заботливо сделанные сложные прически. Тело разрисовывалось различными цветными глинами.
Но около огня не только господствовал труд, и обнаруживалась радость жизни, там раздавались и стоны. Часто охотники возвращались в лагерь с ранеными товарищами, пострадавшими во время охоты или борьбы с врагом. Мужчины, женщины и дети метались в горячке при различных заболеваниях, эпидемиях. Нам почти ничего неизвестно о том, как в то время лечили раны и болезни. Мы, наверное, не ошибемся, если скажем, что уже в то время была известна лечебная сила различных растений. Может быть, старухи передавали свои знания следующему поколению во все более совершенной форме. Однако из врачевального искусства того времени нельзя исключить стариков и колдунов.
Для поддержки костров, которые пылали на стоянках, больше всего использовались деревья из ближайших окрестностей. Люди сжигали не только дерево, но и кости крупных убитых животных.
Погребения
Известно много погребений, относящихся к ориньяку. В общем о них можно сказать, что мертвых хоронили часто там же, где и до того жили, а сами люди покидали это место. Иногда клали труп прямо на очаг; если в нем еще был огонь, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем иногда обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Это, вероятно, вызывалось страхом перед мертвыми, возвращению которых нужно было всеми способами воспрепятствовать. Поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скрюченном виде. Мертвецов иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большим камнем. Нередко труп или только голову посыпали красной краской; при раскопках могил это заметно по окраске земли и костей. С мертвыми в могилу клали много различных даров - украшения, каменные орудия, пищу, от которой остаются только кости. Но хоронили не только взрослых, но и детей, что свидетельствует о любви к последним.
У колыбели искусства
Если искать зачатки искусства, то не у древних египтян, халдеев или вавилонян, а в более далеком прошлом, у ориньякских охотников.
Уже с самого начала ориньяка искусство развивалось как бутон прекрасного цветка. В полной красоте и силе оно развивалось и засверкало в эпоху мадленских охотников на северного оленя. Звери, на которых они охотились, и женщина составляли самый большой интерес для палеолитических охотников, были главной темой их искусства; все остальное отходило на второй план.
Палеолитические произведения искусства можно разделить на три группы:
1) мелкие (переносные) объекты, украшенные рисунком, гравировкой или резьбой,
2) скульптуры, изображающие фигуры зверей,
3) настенную живопись на пещерных или скалистых стенах.
К наиболее древним художественным произведениям ориньякских охотников на мамонтов относятся статуэтки обнаженных женщин, так называемые «Венеры». Лицо, руки и ноги у этих статуэток не особенно выражены, но, как правило, выделены грудь, живот и бедра, то есть физические признаки, характеризующие женщину. Обычно такие фигурки вырезаны из бивня или кости мамонта.
Но известны и фигурки, изготовленные из других материалов, например, песчаника. Специальная мягкая масса из обожженных костей, глины и жира послужила для изготовления известной Венеры в Дольних Вестоницах. К настоящему времени открыто большое количество Венер из самых различных мест раскопок. Их средняя величина 5-10 см, в некоторых случаях они достигают даже величины 12-15 см. Все такие скульптуры лишены одежды. У некоторых туловище изображено схематично, так что они представляют собой стилизованные подобия женщин. Подобную идеопластику может различить только специалист. Женские фигурки служат памятниками какого-то древнего религиозного культа, прежде всего связанного с плодородием.