Культура перврбытной эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Культура первобытной эпохи - одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны, заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся настенных росписях, созданных более 2,5 млн. лет тому назад. Это великое наследие человечества помогает нам понять смысл первобытных культов и верований, увидеть то, что связывает современного человека с его далекими предками.

Содержание работы

Введение 3
Образ жизни, быт и духовная культура первобытного человека 4
2.1. Неандертальцы заселяют мир 4
2.1.1. Облик неандертальцев 5
2.1.2. Жизнь неандертальцев 5
2.1.3. Мустьерские погребения 8
2.1.4. Крапинские людоеды 10
2.1.5. Неандерталец владеет огнем 11
2.2. Люди позднего палеолита 12
На сцену выходят кроманьонцы 12
Охота на животных 12
Стоянки 13
Жизнь на стоянках 14
Погребения 16
У колыбели искусства 16
Колдуны эпохи позднего палеолита…………………………………..19
Вслед за отступающими ледниками…………………………………20
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 25

Файлы: 1 файл

Неандертальцы заселяют мир.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

    Гораздо реже встречаются статуэтки с резко выделенными мужскими признаками. Такая уникальная находка была сделана в могиле ориньякского охотника на мамонтов в г. Брно. Статуэтка вырезана из куска бивня мамонта.

    Известны и фигурки животных, относящиеся к той же палеолитической эпохе. Некоторые из них являются выдающимися произведениями искусства.

     В гораздо большем количестве, чем статуэтки, представлены простые и орнаментальные резные работы. Известно большое количество графических изображений животных. Их изображения вырезались на бивнях мамонтов, на рогах, костях и камнях, на стенах сталактитовых и других пещер.

    Кремневый резец был единственным инструментом палеолитических художников-скульпторов. Несмотря на примитивность рабочего инструмента, некоторые произведения являются поистине прекрасными и обладают высокой художественной ценностью.

     Вершиной художественного мастерства служат прекрасные цветные изображения животных, которыми были украшены некоторые французские и испанские пещеры. К наиболее широко известным относятся прежде всего испанская пещера Альтамира, французкие пещеры Фон-де-Гом, Комбарелль, Ласко. Красками художникам служили цветные горные породы.                                       Краски разводились жиром убитых животных и наносились пальцами. Не исключено, что из кожи и щетины изготавливались какие-нибудь простейшие кисти.

    Сейчас мы уже не верим, что палеолитический охотник-художник рисовал изображения животных ради удовольствия, для удовлетворения тоски по красоте, либо для украшения пещер, в которых он жил. Животные изображались как объект охоты, которым охотник хотел овладеть. От богатой охоты зависело благополучие и подъем жизни племени, а поэтому охотники старались как-то повлиять на саму охоту и ее результаты.

    Многие помещения в пещерах столь богато украшены резьбой и росписью, что их можно смело считать какими-то первобытными святынями, где производилось колдовство, основанное на суеверии.

     Одна из таких  первобытных святынь была обнаружена в пещере Монтэспан. Вход в пещеру образован отверстием, куда попадает река. В последнем зале пещеры была обнаружена скульптурная группа высотой почти в 1 метр, представляющая двух бизонов - быка и корову перед случкой. Она сделана из глины, взятой со дна пещеры, а не земле еще видны следы ног людей, которые вокруг этой скульптуры танцевали. В данном случае мы стоим перед первобытной святыней, которая, не означает охотничьего культа. Скульптурная группа, показывающая, что бизон готов к скачку, ясно показывает, что здесь производилось колдовство, которое должно было обеспечить не только размножение зверей, на которых охотились, но и плодородие у самих людей. Обряды, по-видимому, состояли в основном из танцев, потому что пещерная глина около скульптуры была полна следов. Интересно, что следы принадлежат  почти исключительно молодым людям. Поэтому можно судить о том, что в тайном месте обрядам подвергались юноши и девушки, которые должны были быть, затем приняты в племя уже как мужчины и женщины.

 

Колдуны эпохи позднего палеолита

    Хорошо известно, что к религии имеют отношение не только культовые предметы, танцы, песни и маски, но и колдуны. А в позднем палеолите колдуны действительно существовали, о чем свидетельствуют их изображения, которые обнаружили в первобытном искусстве.

     Кроме изображений колдунов, найдены рисунки с замаскированными людьми, а так же изображения полулюдей, полузверей. Так, например, в Альтамире были обнаружены человеческие фигуры со звериными головами, удлиненными и переходящими в удивительный клюв.

Из всего  сказанного ясно вытекает, что колдовство - это самая древняя форма религии и что колдуны были ее первыми слугами.

 

Вслед за отступающими ледниками

Наступило время, когда северный ледник, покрывавший большую часть Европы, начал медленно, но непрерывно таять и перемещаться к северу. С его отступлением изменялся и окружающий пейзаж.

С обновлением  растительного покрова и животного мира менялась и экономическая база, исчезали старые методы ведения хозяйства, особенно при использовании природных ресурсов, так как уже были недостаточными и себя не оправдывали. Нужно было найти другой способ существования, другие приемы обеспечения родовых общин и возникающих из них племен. А к этому следовало приспособить типы жилищ, изготовить целесообразные рабочие орудия и оружие. Так и случилось. Во время так называемого среднего каменного века, или мезолита, начавшегося приблизительно за 18000 лет до н.э. и закончившегося, примерно, за 4000 лет до н.э., человек существовал охотой на мелких и средних животных, а так же рыболовством. В то время он изобрел удочку, а затем и челн, который давал возможность походить по воде большие расстояния. Тогда же к человеку присоединилась собака как первое прирученное животное. По-видимому, человек смог тогда приручить к себе овец и свиней.

Человек мезолита был все еще охотником и  собирателем, хотя он, кроме того, стал еще и хорошим рыболовом. Сначала из экономических соображений он вел более подвижный образ жизни и выбирал себе жилища на более сухих, солнечных и доступных песчаных участках. На местах его поселений можно обнаружить и остатки коротких летних стоянок, которые он на зиму покидал. Позднее человек сменил кочевой образ жизни на оседлый. Его орудия и оружие изготовлялись еще из камня, а так же из кости, рога, дерева. Главным сырьем для них были кремень, роговик и кварцит. Характерными являются крошечные орудьица, так называемые микролиты, имеющие, как правило, геометрическую форму трапеции, треугольника либо сегмента. Эти мелкие орудьица вделывались в дерево или кость, так что возникали комбинированные инструменты. Здесь налицо усовершенствование производства орудий, начало которого можно обнаружить уже в позднем палеолите. Однако искусство, так бурно расцветшее в конце палеолита, начало приходить в упадок в связи с изменением экономической базы и образа жизни. Для мезолитических людей знаменательно наличие нескольких культур. Известны и их скелетные остатки. Были найдены скелеты людей, похороненных в скрюченном положении, либо расчлененные погребения.

Но и мезолитическая эпоха закончилась, наступил новый  этап, а именно, новый каменный период или неолит. Люди неолита создали такие отрасли культуры, которые стали основой позднейшего развития. Они занимаются примитивным земледелием, начинают разводить домашних животных, открывают способ изготовления керамических изделий, посуды из глины. «Этот факт», - как правильно писал чехословацкий академик               Я. Филип, - «по сравнению с предыдущим развитием означал необычайный экономический и общественный подъем, а с исторической точки зрения –почти революцию, хотя развитие к этому долго шло. Самые древние земледельцы совершенно по-другому относились к окружающей их природной среде, чем охотники предшествующей эпохи. Уже не существовало ведения хозяйства только на основе собирания съедобных растений и использования даров природы, появился настоящий производительный труд, который характеризует эту эпоху тем, что человеческий труд принуждал природу давать достаточный урожай, обеспечивая настоящее и ближайшее будущее человека. Люди заботились уже не только о настоящем моменте. Этим были созданы предпосылки непрерывности развития человечества вплоть до самой исторической эпохи, а также заселения отдаленных культурных районов. Кроме того, была уже гарантия того, что опыт одного поколения не пропадет даром, что он будет использован и углублен дальнейшими поколениями. Развитие европейского человечества необычайно ускорилось».

Да, развитие ускорилось и удивительно быстро двигалось вперед, потому что по сравнению с необыкновенно долгим палеолитом и мезолитом люди на протяжении нескольких тысячелетий перешли от примитивных каменных сельскохозяйственных орудий к гигантским тракторам и комбайнам, от примитивного земледелия и разведения домашних животных к огромному по масштабам выращиванию растений и животных, от примитивных глиняных сосудов к тончайшей майолике.

В технике тоже был, достигнут быстрый и всесторонний подъем от примитивно отшлифованных каменных орудий к совершеннейшим инструментам из благородных металлов и сплавов, от примитивных комбинированных орудий к ультрамикроскопам, от примитивного опыта по обработке камня к расщеплению атома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На протяжении долгих тысячелетий, в длиннейшей смене поколений, ценой огромного напряжения сил, в тяжком труде, преодолевая бесконечный ряд заблуждений и ошибок, пройдя через бесчисленную массу жертв, медленно, но упорно овладевало первобытное человечество силами природы, покоряло их себе и создавало начатки человеческой культуры. Тяжело было существование первобытного человечества.

Миф о начальном  «золотом веке» давно развенчан. Однако, благодаря неустанному и напряженному, но зато свободному труду в коллективе, первобытное человечество все же вышло победителем из своей борьбы с природой. Как ни проста и примитивна созданная им первобытная культура, она представляет собой огромное и по-своему богатое накопление разнообразных элементов техники, хозяйства, общественных форм и идеологии. 

Идя от более  простых к все более высоким  и совершенным формам, развитие этой культуры было в основном неизменно прогрессивным. Эта первобытная культура явилась необходимым условием дальнейшего развития человечества и в своих высших формах сделалась основой последующего прогресса. И по нынешний день немалое число тех достижений, которые были созданы первобытным человечеством, сохраняет свое значение в инвентаре современной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

    1. Йозеф Аугуста-Зденек Буриан «Неандертальцы заселяют мир»,   Прага, 1960.
    2. Е.П. Львова, Н.Н. Фомина, Л.М. Некрасова, Е.П. Кабкова «Мировая художественная культура».
  1. М.О. Косвен «Очерки истории и первобытной культуры».

 

 

 


Информация о работе Культура перврбытной эпохи