Культура пыток во времена Святой инквизиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Средневековье — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. В этот момент основной политической силой являлась Римско-католическая церковь. Святая инквизиция - общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство

Содержание работы

Вступление 3
1. Способы ведения допросов 4
2. Способы наказания без летального исхода 12
3. Способы наказания с летальным исходом 14
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат культурология.docx

— 55.02 Кб (Скачать файл)

Надо признать, что инквизиторы  не были первооткрывателями в этом вопросе. Издевательство над грудью женщины и её половыми органами, как и половыми органами мужчины, применялись повсеместно и с  незапамятных времён. Но именно эту  пытку грушей человек вынести  не мог, боль была адской, а размеры  инструмента куда большими, чем кажется  на рисунке. Как только грушу вводили  в естественные отверстия человека, её тут же раскрывали при помощи винта на максимальную амплитуду. Острые концы начинали рвать мягкие ткани  тела, гортани, кишок и матки. Травмы, которые при таком воздействии получались, были намного ужаснее, чем можно себе представить. Так что люди признавались во всём чём угодно, сразу после введения этого приспособления. Естественно все они после этого были осуждены.

Нюрнбергская  дева. Мысль проводить пытки с помощью механизмов появилась в Германии. Именно там возникла "Нюрнбергская дева" (Iron Maiden of Nuremberg). Сейчас уже довольно трудно определить, где правда, а где ложь в описании этого устройства, так как большинство литературных источников, где это описывается, были созданы в XIX столетии, будучи под влиянием романтизма и народного фольклора.

Название возникло из-за схожести с баварской девушкой, а так  же потому, что в первый раз этот механизм применили в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Но этот прототип был уничтожен в 1944 году, когда город подвергся бомбардировке.

Нюрнбергская дева – одно из наиболее известных устройств, которые сделаны  по принципу контейнеров с дверями, внутри которых расположены шипы, предназначенные для того, чтобы  пронзать жертву. Несчастного помещали в этот саркофаг. При закрывании дверей его тело протыкалось острыми  шипами. Все они были расположены  таким образом, что не затрагивали  жизненно важные органы, поэтому человек  мучился долго. Двери закрывались медленно, потом еще несколько раз открывали, чтобы проверить состояние обвиняемого. Длинные иглы впивались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы.

Дополнительные мучения доставляла теснота. Жертва мучилась в агонии часами, потому еще и страдала от клаустрофобии. Чтобы не слышать крики несчастных, стенки «железной девы» делались довольно толстыми. А когда обвиняемый все же умирал, открывалось дно шкафа, и труп казнённого сбрасывался в реку и уносился течением.

Дочь  дворника (Аист). Использование термина "Аист" приписывают Римскому суду Святейшей Инквизиции. Такое же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге "Итальянские летописи" (1749). Происхождение еще более странного названия - "Дочь дворника" - неясно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления, хранящегося в Лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение "имени", это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, применявшихся во времена Инквизиции. 
Положение тела жертвы, при котором голова, шея, руки и ноги были стиснуты единой железной полосой, было изуверски продумано: спустя несколько минут неестественно скрюченная поза вызывала у жертвы сильнейший мышечный спазм в области живота; далее спазм охватывал конечности и все тело. Через некоторое время, стиснутый "Аистом" преступник приходил в состояние полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее пытали раскаленным железом, хлыстом и другими способами. Железные путы врезались в плоть мученика и становились причиной гангрены, а иногда и смерти. 

Вилка еретика. Этот инструмент очень часто применялся испанской инквизицией во время судебных разбирательств. Обычно его применяли для пыток еретиков и колдуний, но известны свидетельства его применения и для допроса обычных преступников. Это устройство похоже на стальную вилку с четырьмя острыми шипами на противоположных сторонах. Её туго привязывали кожаным ремнём к шее обвиняемого, так что шипы больно впивались в тело в двух местах одновременно: под подбородком и в районе грудины. Вилка глубоко впивалась в тело зубьями и доставляла боль при любой попытке пошевелить головой. В таком состоянии подсудимый мог говорить чуть слышно и непонятно. Таким образом, вилка еретика затрудняла любые движения жертвы, но не избавляла его от возможности признать свою вину. Можно предположить, что подсудимый мог бы закончить свои мучения, просто наклонив голову, и воткнув вилку глубже. Но изощренные инквизиторы, изготавливая свои инструменты, продумывали все подобные моменты. При такой пытке человек изо всех сил удерживал голову слегка запрокинутой в силу инстинкта самосохранения, который не позволял положить конец истязанию. Инстинкт самосохранения не давал мученику убить себя, досрочно завершив пытку. Это сделало вилку еретика одним из самых любимых орудий пыток служителей церкви. Часто на вилке делали латинскую надпись: «Я отрекаюсь».

Стул  ведьмы. Стул инквизиции, который также носил название "стул ведьмы" был еще одни излюбленным орудием пыток инквизиции. Этот распространенный инструмент особенно часто применялся австрийской инквизицией.  

В основном его использовали против женщин, обвиненных в колдовстве, но отказывающихся это признавать. Обычно с ведьмами просто так не расправлялись. Она должна была признать свою вину и покаяться. Для этого использовали различные жестокие способы. 

Стулья были сделаны разнообразных  размеров и форм. Но их объединяло одно – это наличие острых шипов, наручников и других приспособлений для фиксации жертвы. Любое движение женщины доставляло ей невыносимые страдания. А еще очень часто делали железное сиденье, чтобы в случае особого упорства ведьмы можно было бы его раскалить, разведя под ним огонь. 

При очень длительном мучении, жертвы заканчивали смертью. Об этом говорят некоторые письменные документальные источники того времени. 

Известен случай, когда в 1693 году в Австрии в городе Гутенберг  шел процесс по обвинению в  колдовстве Марии Вукинец, которой  тогда было 57 лет. Судья Вольф  фон Лампертиш приговорил её к пыткам на стуле ведьмы. Она провела на этом стуле 11 дней и ночей. Помимо острых шипов, вонзающихся в тело, палачи прижигали ей ноги огненным железом. Женщина скончалась под пытками, сойдя с ума от невыносимой боли, но в колдовстве так и не призналась. 

Железный  кляп. Этот пыточный инструмент появился для того, чтобы "успокоить" жертву и прекратить пронзительные крики, докучавшие инквизиторам. Железная трубка внутри "маски" плотно засовывалась в горло преступника, а сама "маска" запиралась болтом на затылке. Отверстие позволяло дышать, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Зачастую это приспособление применялось для тех, кто был приговорен к сожжению на костре.

Особенное распространение "железный кляп" получил во время массовых сожжений еретиков, где казнили целые  группы, по приговору Святейшей Инквизиции. "Железный кляп" позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушали  своими воплями духовную музыку, сопровождавшую казнь. Известно, что Джордано Бруно был сожжен в Риме в 1600 году с железным кляпом во рту. Тот кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил нёбо. 
 
 

    1.   Способы наказания без летального исхода

 

Бичевание. Этот способ наказания применялся как для пытки, так и для наказания преступника. По свидетельству камер-юнкеру Ф.В.Берхгольца (1721г.) «кнут - это род плети, состоящий из короткой палки и очень длинного ремня». Длина его варьировалась от одного до двух с половиной метров. Чтобы предать плети большую упругость, его мочили (варили) в молоке, а затем высушивали на солнце: «Таким образом, они становились, весьма эластичны и в то же время тверды». Во время экзекуции, плети приходилось часто менять, так как, с размягчением ремня от крови, сила удара резко снижалась. «Правильный кнут» должен был быть «сухим и вострым». Таким орудием палач одним ударом мог рассечь тело до костей. Некоторые заплечных дел мастера так ловко владели кнутом, что могли убить человека тремя ударами. Бичевание даже если не убивало, то калечила человека, делала его инвалидом. Обычно при наказании плетьми, отрывались широкие полосы кожи на спине или образовывались раны толщиной в палец, при заживлении которых оставались следы в виде белых широких рубцов. «Опытные мастера» редко ударяли дважды по одному месту. Чтобы достичь необходимой точности удара, они тренировались на куче песка или на бересте, прикрепленной к бревну. Моряков пороли в основном «линьками» - плётками с узелками на конце, или «морскими кошками» - многохвостными плетками. Для церковников (чтобы не расстригать) использовали «шлепы» - толстый веревочный кнут. Наказание «шлепами» не считалось позорящим, но дисциплинарным наказанием духовных персон, так называемым «усмирением». Таким образом, в России моряки и монахи имели свои особые наказания. 
Розга (рутен) представляла собой тонкую, гладкую ветку - «лозовый прут» длиной в 1,25 аршина (чуть больше метра), очищенную от листьев и мелких веточек. Розги использовались достаточно тяжелые, но гибкие, не сырые и не сухие, а слегка вялые. Менять их полагалось после каждых десяти ударов. Бытующая версия будто розги предварительно вымачивали в соленой воде не находит подтверждение в документальных источниках. Розгами наказывали и на барской конюшне, и на воинском плацу. «Наказать сгащ-рутенами» (шпицрутенами), «гнать сквозь строй» - такая экзекуция появилась ещё при Петре Великом. Солдатам раздавали розги, полк выстраивали «коридорным кругом» вдоль шеренги. Обнаженного по пояс преступника привязывали к двум скрещенным ружьям, при чем штыки с ружей не снимали, так что они упирались несчастному в живот и не позволяли ему идти быстрее. Не мог наказанный и замедлить шаги 1 унтер-офицеры тянули его за приклады ружей вперед. Каждый солдат делал шаг вперед из шеренги и наносил удар. За силой удара внимательно следили унтере и офицеры. Наказание шпицрутенами стало самым распространенным наказанием в русской армии. Нужно отметить, что «прогулка по зеленой улице» не лишала военного и дворянина чести.

Ослепление. Применялось в основном к людям знатного рода, которых опасались, но не осмеливались погубить. Струя кипятка, накаленное докрасна железо, которое проводили перед глазами, пока они не сварятся. 

Карнаушание. Термин означает обрезание ушей. Обрезали в основном у слуги вора или искусного мошенника. За значительное воровство отрезали левое ухо. Если вор совершил 3 значительных преступления, то ему грозила смертная казнь. 

Вырывание зубов. В Польше вырывали зубы у тех, кто в пост ел мясо, а также у жидов, чтобы овладеть их деньгами (слово "жиды" употребляет сам Г.Сансон). Также зубы вырывали промежуточно. 

Ампутация кисти руки. Отрубание кистей рук применялось очень часто. В 1525 году Жан Леклер был обвинен в опрокидывании статуи святых, за что ему отрубили кисть, оторвали нос, потом сожгли на костре. Казнь проходила следующим образом: жертва вставала на колени, клала кисть ладонь вверх, и палач одним ударом отрубал её. Отрезанную кисть засовывали в мешок с отрубями.

Существовало также и такое  наказание как отрубание пальцев. Так в Скандинавии вору, которого поймали в первый раз, отрезали палец, попавшись второй раз, он лишался  всей руки, а в третий был повешен. Часто пленным лучникам отрубали большой и указательной пальцы, чтобы  они не могли больше стрелять. Такие  случаи были при захвате Решта  Тамерланом (1375) и во время англо-шотландской  войны прямо до объединения обеих  стран, да и сразу после отделения  Финляндии от России в 1917 г, часто  применялось раздробление пальцев  пленным.

Ампутация ног. Она нисколько не была в чести, она наводила скорее ужас. Ампутация ног в средние века считалась позорной казнью и применялась, в основном для устрашения.  К ампутации ног прибегали лишь при первых королях Франции. Также ноги ампутировали пленным во время междоусобных войн. В законах Людовика Святого, мы находим, что за вторичное воровство нога тоже отнимается. 

 

    1. Способы наказания с летальным исходом

 

Крест. Распятие довольно таки древнее наказание. Но в средние века мы тоже встречаемся с этой дикостью. Так Людовик Толстый в 1127 году приказал распять злоумышленника. Он также приказал, чтобы рядом с ним привязали собаку и чтобы ее били, она злилась и кусала преступника. Существовал также жалкий образ распятия головой вниз. Он был в употребление иногда у евреев и у еретиков во Франции. 

Виселица. Тоже довольно таки распространенный вид казни. Употреблялась в Средние Века наряду с обезглавливанием. Однако если к обезглавливанию присуждали в основном дворян, то на виселицу попадали в основном преступники из простого народа. Но были случаи, когда знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства. Если же он оказывал сопротивление, то его ждала виселица. Приговоренный к виселице должен был иметь 3 веревки: первые 2 толщиной в мизинец, назывались тортузами, были снабжены петлей и служили для того, чтобы задушить осужденного. Третья называлась жетоном или броском. Она служила только для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного. 

Костер. В средние века фанатизму не было предела, он заставлял зажигаться костры во всей Европе. Обычно устраивали четырехугольный костер, вели осужденного в серых одеждах и сжигали. Но чаще сжигаемые были избавлены от страданий гореть живыми. Так устроители костра использовали багор для перемешивания, как только загорался костер, они вонзали его в сердце приговоренного. Вонзали так, что человек сразу умирал. 

Захоронение заживо. Тоже одно из древних наказаний, но и в средние века люди находят ему применение. В 1295 году Мария де Роменвиль, которая подозревалась в краже, была зарыта живою в землю в Отельи по приговору Бальи Сент-Женевьев. В 1302 году он также приговорил к этой ужасной казни Амелотту де Христель за похищение между прочими вещами юбки, двух колец и двух поясов. В 1460 году, в царствование Людовика XI, Перетта Маужер была похоронена заживо за воровство и укрывательство. В Германии также казнили женщин, которые убивали своих детей. 

Четвертование.

В результате четвертования  тело осужденного делится на 4 части  или более. Казнь являлась публичной. После этого части тела преступника демонстрировали зрителям, либо разносили их по четырем заставам.

В Англии до 1867 года было принято четвертовать за тяжкие антигосударственные преступления. При этом осужденного сначала  вешали на короткое время на виселицу, потом снимали, вспарывали живот  и выпускали внутренности, при  этом человек еще был жив. И  только после этого его рассекали  на четыре части, отрубали голову. Впервые  в Англии этой казни подвергся  Давид, принц Уэльский (1283 год).

Позднее (1305 год) в Лондоне так же был казнен шотландский рыцарь сэр Уильям Уоллес. Томас Мор, писатель и государственный деятель, был также казнен. Было присуждено, чтобы его сначала тащили по земле через весь Лондон, потом на месте казни сначала повесили на короткое время, потом сняли, еще живому отрезали половые органы, вспороли живот, вырвали и сожгли внутренности. После всего этого его должны были четвертовать и каждую часть его тела прибить над разными воротами города, а голову перенести на Лондонский мост. Но в последнюю очередь приговор был заменен отсечение головы.

В 1660 году английский король Карл II приговорил к четвертованию  десятерых чиновников, обвиненных в  убийстве его отца, Карла I. Некоторых  осужденных, в качестве исключения, оставляли на виселице до смерти, а  не проделывали весь акт казни. Их тела даже отдавали родственникам для  погребения. Таким образом, четвертование происходило в Англии.

Во Франции  были свои традиции четвертования –  при помощи лошадей. Преступник за руки и ноги привязывался стражей к  четырем лошадям, после чего лошадей  подхлестывали, и они отрывали конечности осужденного. После казни тело жертвы сжигали. Так четвертовали в 1589 году Жака Клемана за убийство Генриха III. Но при четвертовании Жак Клеман был уже мертв, так как его  закололи на месте преступления охранники  короля. Такой казни подвергались Ревальяк (1610 год) и Дамьен (1757 год), по обвинению в цареубийстве.

Информация о работе Культура пыток во времена Святой инквизиции