Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность. Язык со временем становился все более развитым и обширным в литературе, а значит культурнее. В культурной речи существует сохранение и более развитое совершенствование литературного языка. С помощью литературного языка люди накапливают знания и двигаются дальше. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека.

Содержание работы

I. Введение
II.Основная часть
2.1.Культура речи или культура языка
2.2.Понятие и типы речевой культуры
2.3. Структура речи – основа теории культуры речи
2.4.Основные типы культурных изменений
2.5.Культура общения и речевой этикет
III. Вывод
IV. Литература

Файлы: 1 файл

Куьтура речи.docx

— 45.69 Кб (Скачать файл)

Четвертый признак связан с третьим  и касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются  “я” и “ты”: Я благодарю Вас; Извините меня. Это открытое, эксплицитное представлена коммуникантов в грамматике предложения, но может быть и скрытое, имплицитное, семантическое представление их, как в благодарностиСпасибо или извинении Виноват которые, в силу синонимии, функциональной эквивалентности с представленными ранее, содержат в глубинной структуре “я” говорящего и “ты” адресата (Я говорю Вам) спасибо. Поскольку коммуниканты открыты в структуре выражений речевого этикета, сила его воздействия проявляется ярко.

Пятым важным признаком речевого этикета  можно считать его связь с  категорией вежливости. С одной стороны  вежливость   это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими повседневной нормой поведения. С другой стороны — это абстрагированная от конкретных людей этическая категория, получившая отражение и в языке, что, конечно, следует изучать лингвистике. Вежливость нужно именно выражать, демонстрировать при общении (как и любовь), потому что если я в душе кого-то уважаю, но никак этого не проявляю, уважительность к человеку окажется нереализованной явно. Особенно важно это в официальной речевой ситуации или при общении с незнакомыми людьми. Вступая в контакт с родными, друзьями, знакомыми, мы, заранее зная “меру” любви и уважения друг к другу, имеем множество способов это подчеркнуть, с незнакомыми же людьми мера хорошего отношения — это вежливость, и здесь речевой этикет незаменим. С точки зрения речевого поведения вежливость предполагает “ненанесение ущерба” речью (иначе — не оскорбление), оказание знаков внимания, одобрение (по возможности) партнера и в то же время отведение от себя комплиментов, проявление скромности в самооценках и даже некоторое преуменьшение собственных достоинств, проявление такта, не позволяющего вторгаться в личную сферу собеседника, задавать нескромные вопросы проявление желания оказать услугу, помочь тому, кто в этом нуждается. Вежливые люди в разных ситуациях и по отношению к разным партнерам ведут себя корректно учтиво, галантно. А вот неумелая и неуместная вежливость воспринимается как манерность, церемонность. При этом надо понимать, что бывает вежливость искренность, идущая от чистого сердца, а бывает вежливость маска, за внешним проявлением скрывающая иные отношения. В мимолетном общении с незнакомыми люди соприкасаются главным образом лишь своими социальными ролями: продавец - покупатель, врач — пациент, юрист — посетитель, служащий — проситель,   пассажир - пассажир, кассир — покупающий билет и т. д. В этих ситуациях вежливость маска лучше, чем открытая грубость, — так улыбаются всем и каждому американцы, так здороваются с продавцом в странах Западной Европы.

Проявления грубости многообразны. Это и заносчивость и спесивость, и высокомерие, это оскорбление, нанесение обиды. Невежливым бывает неисполнение правил речевого этикета (толкнули и не извинились), неправильный выбор выражения в данной ситуации и для данного партнера (ученик говорит учителю — Здорово!), на несение партнеру обиды с помощью слов, имеющих негативную окраску. Это использование слов типа  расселась (вместо села), напялила (надела), засунул (положил) и мн. др. Невежливые высказывания строятся преимущественно с ты-формами:

— Что ты ребенку на голову напялила! Зачем ты столько воды в суп набухала? (примеры Е. А. Земской)

Вряд ли здесь уместны Вы-формы, разве что в крайнем раздражении говорящего, общающегося с неприятным человеком например невестки с нелюбимой свекровью (Что вы ребенку напялили?) В этом случае эффект невежливости еще больше усиливается. Обида может быть нанесена негативной оценкой третьего лица, близкого адресату (друга, жены, ребенка и т. д.) и просто прямым употреблением ругательства. Нужно усвоить, что на грубость нельзя отвечать грубостью,— это порождает целый поток грубости и может вовлечь в скандал окружающих. Корректный, а под час и подчеркнуто вежливый ответ, как правило, ставит на место грубияна. Речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 Общаясь культурно  люди делают правильный выбор  в направлении достижения своей  цели (коммуникативных задач). В нашем  обществе существует такая проблема, как неправильное общение между  людьми (нет взаимопонимания). Она  возникает от того, что человек  не возлагает на себя существующее  культурное общение. Чтобы исправить  эту ситуацию человеку необходимо  проникновенно изучить культуру  речи. Поняв культуру речи, человек  становится более общительным,  открытым и предприимчивым в  своих дальнейших задачах. Мышление  человека формируется от его  познаний культурной речи, проблема  культурной речи зависит от  неправильного расположения человека  к обществу. Пример, неправильное  поведение в общественных местах, неуважение старших, надругательства  над младшими, воровство и многое  другое. Чтобы предотвратить эту  проблему человек должен духовно  осознать себя. В моем понимании  культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка,  т.к. он дает правильное продвижение  в общении между людьми. Во-вторых, новое познание для самого  себя (для своего внутреннего  мира). В-третьих, помогает более  продуктивнее решать жизненные  ситуации. В-четвертых, узнавать  о самой культуре, благодаря которой,  я духовно становлюсь самокритичнее  и требовательнее к самому  себе. Такой предмет как культура  речи помогает людям быть общительнее,  более правильными в своих  поступках, действиях, речи. Я  считаю, что культурную речь должны  знать все, т.к. с ней легко  идти по жизненному пути и  с легкостью преодолевать все  поставленные задачи. ВЫВОД: Общаясь  культурно человек преподносит  свою индивидуальную натуру с  лучшей стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

 

  1. Язык. Культура. Этнос. М., 1994.

 

  1. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

 

  1. Интернет

 


Информация о работе Культура речи