Культура Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento), или Возрождение — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Это эпоха великих открытий. Этой теме посвящены множество статей, источников. Мы можем найти массу литературы о крупных изменениях произошедших и в общественных науках. О изобразительном искусстве, поражающем разум и чувства человека. О музыке, архитектуре, литературе – шокирующей, новой, потрясающей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….…3
Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения………………………………………………………...4
Ренессанс в Италии………………………………………………………………………………………………………………….…8
Наука……………………………………………………………………………………………………………………………………….…11
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………….…..11
Изобразительное искусство……………………………………………………………………………………………………………………………….…..12
Архитектура…………………………………………………………………………………………………………………………….…12
Музыка…………………………………………………………………………………………………………….............................12
Северное Возрождение…………………………………………………………………………………………………………….14
Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков…………………………………………………………………..… 16
Возрождение в Испании……………………………………………………………………………………………………………21
Барокко……………………………………………………………………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….……24
Литература………………………………………………………………………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

культура ренесанса.docx

— 81.73 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Волжский  Политехнический Институт(филиал) ВолгГТУ

 

 

 

 

Кафедра: социальных гуманитарных дисциплин.

Реферат по культурологи.

Тема: «культура ренессанса»

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волжский 2009 г.

 

Содержание:


Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….…3

Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения………………………………………………………...4

Ренессанс в Италии………………………………………………………………………………………………………………….…8

Наука……………………………………………………………………………………………………………………………………….…11

Литература…………………………………………………………………………………………………………………………….…..11

Изобразительное искусство……………………………………………………………………………………………………………………………….…..12

Архитектура…………………………………………………………………………………………………………………………….…12

Музыка…………………………………………………………………………………………………………….............................12

Северное Возрождение…………………………………………………………………………………………………………….14

Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков…………………………………………………………………..… 16

Возрождение в Испании……………………………………………………………………………………………………………21

Барокко……………………………………………………………………………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….……24

Литература………………………………………………………………………………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

Введение


Я выбрала тему Ренессанса, потому что вижу в ней не просто явление в истории, а потому что я осознаю всю силу её причастности к основанию современной культуры и формы жизни.

Мы видим красоту нашего времени, мы восхищаемся им. Мы осознаём, что это время наших творении, идеалов, тенденции. Всё окружающее нас мы создаем, усовершенствуем, меняем, подчиняем. Мы живём нестоящим временем. Но необходимо  осознавать нить временного пространства. Все достижения, все прогрессы и усовершенствования возникают в ходе долгого исторического развития. Существует множество глобальных изменений, ступеней в истории человечества. И одна из самых ярких и масштабных ступеней является эпоха Ренессанса.

Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento), или Возрождение — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Это эпоха великих открытий. Этой теме посвящены множество статей, источников. Мы можем найти массу литературы о крупных изменениях произошедших и в общественных науках. О изобразительном искусстве, поражающем разум и чувства человека. О музыке, архитектуре, литературе – шокирующей, новой, потрясающей.

По существу, надо сказать  о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в это время не наблюдалось. В искусстве произошел переворот, сравнимый с коперниканским, в результате которого на смену птолемеевой картине мироздания с Землей в центре Вселенной пришла современная, полицентричная. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего. Мыслители Возрождения не собирались приравнивать человека к Богу; человек относителен, а Создатель абсолютен. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Нельзя жить только сегодняшним  днём, нужно уметь видеть достигнутое путём формирования и усовершенствования былого. У человека нет бедующего, если он не знает прошлого!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм  — ценностная основа культуры Возрождения


 

Начну с того, что Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV— XVI вв., в других странах — в конце XV—XVI вв.

Первоначально новое явление  в европейской культурной жизни  выглядело как возвращение к  забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались  рукописи античных писателей, извлекались  из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Но подобное уже происходило  в мировой истории. В эпоху  Каролингского возрождения и  классического средневековья монахи не раз обращались к античному  наследию, но только для того, чтобы  найти в нем подтверждение  правильности церковных догм. На этот раз произошло иное. Феномен Возрождения  заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов.А культурная революция привела к новому типу мировоззрения и культуры. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

1Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества — ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величественной, героической эпохи.

Гуманизм  развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

Гуманисты привносят  в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу, и провидение господне тут ни при чем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Я. Бердяев).

Гуманизм  как принцип культуры Возрождения  и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

Краеугольный  камень нового мировоззрения закладывает  Данте Алигьери (1265—1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени»(Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».

Эта позиция  была развита Франческо Петраркой (1304— 1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396—1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407 — 1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463 — 1494) в сочинении «О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление  и расцвет гуманизма глубоко  противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII — убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро  и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях» (Любимов Л. Искусство Западной Европы. —М., 1976. С. 128).

2Главным направлением деятельности гуманистов была филологическая наука. Гуманисты начали отыскивать переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь статуи. Тем более, что и во Флоренции — древнем городе, основанном ещё в античности, и в Риме, и в Равенне, и в Неаполе сохранилось более всего греческих и римских статуй, расписных сосудов, наконец, зданий. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. То же самое можно сказать и об античных книгах. Разумеется, античные мыслители не были позабыты бесповоротно — ив эпоху так называемого каролингского возрождения, то есть В К в., И через столетие, в правление императора Отгона, да и вообще на протяжении всего Средневековья древние рукописи переписывались в монастырях — иначе бы они просто не дошли даже до времен Возрождения, ведь оригиналы не сохранились. А на философии Аристотеля Фома Аквинский, создатель теологической системы католицизма, построил картину мира, которую церковь приняла за догму. Не умирало и античное прикладное искусство, унаследованное византийским художественным ремеслом.

 

Но именно с гуманистов начинается включение античного  наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией (то есть тем, что лучше всего сохранилось) широких образованных кругов. Поэты  и художники стремятся подражать  древним авторам, вообще возродить  античное искусство. Но, как часто  бывает в истории, особенно истории  искусства, возрождение каких-то давних принципов и форм (если, конечно, возрождают люди высокоодаренные) приводит к созданию совершенно нового.

 

А вот слово «возрождение»  появилось позже, чем слово «гуманизм» — в труде живописца, архитектора  и историка искусств XVI в. Джорджо Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.

 

Гуманисты не стремились, однако, возродить античную культуру на ее же собственном фундаменте — олимпийской  религии и языческой мифологии, котя мифологию изучали весьма старательно, особенно по «Метаморфозам» Овидия. Ведь почти Все гуманисты и художники Ренессанса — суть христиане, в каких бы отношениях с официальной церковью они не оказывались. Пожалуй, лишь Лоренцо Балла и Пьстро Помпонацци — гуманисты XV в. — скептически относились к религии вообще, а Помпонацци — к идее бессмертия души. Почти все живописцы, скульпторы, композиторы Возрождения работали в русле церковной тематики, в церковных жанрах и формах. Более того, нередко религиозный фанатизм, обскурантизм и Невежество ополчались против гуманизма и, одновременно, против официальной церкви, которая, по мнению иных пуристов (сторонников чистоты учения), погрязла в язычестве. Так, флорентинец Джироламо Савонарола (1452—1498), сам, Кстати, воспитанный в гуманистическом духе, стал монахом (в этом еще ничего странного нет — Ф. Петрарка и Дж. Бруно тоже была монахами), порвал с гуманизмом, обрушился с обвинениями церковь и на какое-то время оказался даже диктатором Флоренции. Во время его короткого правления было сожжено немало книг и произведений искусства, «нехристианских по духу». Савонаролой, его гневными проповедями увлекся и какое-то время великий художник Сандро Боттичелли, решивший даже сжечь свои «языческие» картины. В 1498 г. Савонарола был казнен по приговору синьории. Таким образом, известны были случаи, когда враги официальной церкви высту-пали и как враги гуманизма. В то же время некоторые гуманисты занимали высокие должности в церковной иерархии, были епископами, кардиналами, даже папами — например, Энео Сильвио Пикколоминя стал папой под именем Пия II. Несомненным гуманистом был и папа Лев X, сын правителя Флоренции, богатейшего банкира и знаменитого мецената Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Кстати, именно в понтификат (правление главы церкви) Льва X в Германии выступил Мартин Лютер — вождь Реформации. Не случайно, видимо, разошлись в Германии дороги гуманистов и протестантов, хоти именно гуманисты идейно во многом подготовили Реформацию. Однако многие гуманисты — Филипп Меланхтон (1497— 1560), Ульрих фон ГуТтен (1488—1523) — примкнули к Реформации.

Информация о работе Культура Ренессанса