Культура Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento), или Возрождение — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Это эпоха великих открытий. Этой теме посвящены множество статей, источников. Мы можем найти массу литературы о крупных изменениях произошедших и в общественных науках. О изобразительном искусстве, поражающем разум и чувства человека. О музыке, архитектуре, литературе – шокирующей, новой, потрясающей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….…3
Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения………………………………………………………...4
Ренессанс в Италии………………………………………………………………………………………………………………….…8
Наука……………………………………………………………………………………………………………………………………….…11
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………….…..11
Изобразительное искусство……………………………………………………………………………………………………………………………….…..12
Архитектура…………………………………………………………………………………………………………………………….…12
Музыка…………………………………………………………………………………………………………….............................12
Северное Возрождение…………………………………………………………………………………………………………….14
Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков…………………………………………………………………..… 16
Возрождение в Испании……………………………………………………………………………………………………………21
Барокко……………………………………………………………………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….……24
Литература………………………………………………………………………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

культура ренесанса.docx

— 81.73 Кб (Скачать файл)

 

Другими словами, среди гуманистов были люди разных политических (республиканцы, монархисты, демократы, аристократы  и проч.), религиозных (ортодоксальные католики, скептики, прямые атеисты, протестанты-лютеране, протестанты-кальвинисты, благочестивые  теологи), философских и естественно-научных взглядов. Объединяло их другое — приверженность образованности, хорошему литературному слогу. Гуманисты возродили правильный литературный латинский язык, на котором и писали ученые сочинения, произносили проповеди, поучения. С XV в. начинается изучение древнегреческого языка (тем более, что в Италию переселяется множество византийских ученых) и внедрение его в школьное образование. Европейцы получили возможность читать в подлинниках Гомера, Софокла, феокрита. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что именно гуманисты Возрождения, поборники чистоты латинского языка, любители древности, знатоки греко-римской мифологии стали одновременно создателями литературы на национальных языках. В первую очередь, это Данте Алигьери (1265— 1321). написавший грандиозную поэму о своем воображаемом посещении загробного мира — «Божественную комедию» (сам Данте назвал поэму просто «Комедией», так как она благополучно завершается, слово Dtvina — «Божественная» — было добавлено современниками, восхищенными стихами) на тосканском (Тоскана — та область Италии, центром которой является Флоренция) диалекте. Тосканский диалект и лег в основу общеитальянского литературного языка с легкой руки Данте, Петрарки, Боккаччо. В этом же XIV в. столетии Джеффри Чосер в Англии создает литературный английский язык, родившийся из смешения кельтского, латинского, германского наречия англов, саксов и ютов (это наречие и дало основной лексический состав) и французского языка норманнов Вильгельма Завоевателя. А в конце XV в. и в XVI в. складывается литературный язык Франции (особенно в творчестве поэтов «Плеяды» — Пьера Ронсара, Жоашена де Белле), Германии (в этом заслуга Лютера), общеиспанского языка на основе кастильского диалекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ренессанс в Италии


 

3Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Когда сегодня говорят о Возрождении, то в первую очередь подразумевают именно Италию.

Собственно  эпоху итальянского Возрождения  условно подразделяют на ряд этапов:

■ Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середина XIV — XV в.;

■ Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;

■ Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в.

Помимо  деления Ренессанса на исторические периоды важное значение для его понимания имеет разделение на художественные школы. Вся эпоха итальянского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ — флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.

Основоположником флорентийской школы являлся Джотто (XII—XIV вв.). В начале XV века флорентийская школа становится авангардом гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо, А. Верроккьо, С. Боттичелли). Своего расцвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует углубленное религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм.

Венецианская  школа наибольший расцвет пережила во второй половине Возрождения —  в XV—XVI вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто), а затем в XVIII вв. (Дж.-Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

Если говорить о хронологии, то обычно в самостоятельный этап выделяют проторенессанс (период XIII — начало XIV в.). Его относят не к собственно Ренессансу, а к подготовительному этапу. Проторенессанс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери (1265—1321), зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколло Низано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне (1266/1266— 337), которые подготовили почву для искусства Возрождения.

Треченто (XIV столетие) характеризуется культурными  инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый  Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архитектуры (собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города — Флоренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке свое ars nova (новое искусство).

Из  многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значительным считается «Божественная комедия» — эпическая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобно тому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте приписывают роль создателя итальянского литературного языка.

Если  Данте заложил основы новоевропейской  литературы, то другой гений — Джотто — явился основателем новоевропейской живописи. Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Джотто не просто открыл новый этап в истории живописи, но стал одним из ярких ее реформаторов. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную перспективу, — он сообщил художественному пространству иллюзию глубины, разработал приемы тональной светотеневой моделировки при помощи постепенного высветления основного, насыщенного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность.

В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305—1308), построенной по его же проекту. Монументальный фресковый цикл включает композицию «Страшный Суд» и 34 сцены из жизни Марии и Христа. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто для этой церкви, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды».

К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество двух величайших поэтов — Франческа Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375). Наряду с Данте они считаются создателями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».

Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическую повесть «Фьямметта» (1343), пасторали, сонеты. Самым значительным художественным произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл, в которых повествуется, как во время «черной смерти» (чумы) 1348 года во Флоренции 10 молодых людей — юношей и девушек — удаляются на загородную виллу и там в течение 10 дней (греч. Декамерон — Десятиднев) помимо других развлечений рассказывают каждый по одной новелле в день.

Выдающимися мастерами Раннего Ренессанса считаются Мазаччо (1401 — 1428) и Сандро Боттичелли (1445—1510). Среди работ последнего наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры». Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Его произведения построены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.

Представителями Раннего Возрождения были архитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446), построивший купол Флорентийского собора и внесший большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы), и скульптор Донателло (ок. 1386—1466), первым представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа.

С тех пор в архитектуре ведущую  роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские  дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали  своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность  человеку.

 

 

4К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.

 

 

 

 

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных  явлений. Они очевидны в зарождающейся  драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в  борьбе с роковыми силами, противостоящими  ему. Признаки наметившихся кризисных  явлений складываются и в резко  проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и  трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града.

 

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма - нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на "подражание" натуре, а на "преображение" ее. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе - прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление - барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука


 

Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527

 

Развитие знаний в XIV—XVI веках  существенно повлияло на представления  людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления  о размерах Земли и её месте  во Вселенной, а работы Парацельса и  Везалия, в которых впервые после  античности были предприняты попытки  изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

 

Крупные изменения произошли  и в общественных науках. В работах  Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты[источник не указан 212 дней], многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

 

В целом, преобладающая в  данную эпоху пантеистическая мистика  Возрождения создавала неблагоприятный  идейный фон для развития научных  знаний. Окончательное становление  научного метода и последовавшая  за ней Научная революция XVII ст. связаны  с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

 

Литература


 

 

В литературе Возрождения  наиболее полно выразились гуманистические  идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне  развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

 

Литература Возрождения  опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической  фантастикой, а комические жанры  получили большую популярность. Это  проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

 

 

С эпохой Возрождения связано  появление национальных литератур  — в отличие от литературы средних  веков, создававшейся преимущественно  на латыни.

 

Широкое распространение  получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали  Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

 

Изобразительное искусство


 

5 Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

 

Художники Возрождения, рисуя  картины традиционной религиозной  тематики, начали использовать новые  художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа  на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей  условностями в изображении.

Информация о работе Культура Ренессанса