Культура Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento), или Возрождение — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Это эпоха великих открытий. Этой теме посвящены множество статей, источников. Мы можем найти массу литературы о крупных изменениях произошедших и в общественных науках. О изобразительном искусстве, поражающем разум и чувства человека. О музыке, архитектуре, литературе – шокирующей, новой, потрясающей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….…3
Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения………………………………………………………...4
Ренессанс в Италии………………………………………………………………………………………………………………….…8
Наука……………………………………………………………………………………………………………………………………….…11
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………….…..11
Изобразительное искусство……………………………………………………………………………………………………………………………….…..12
Архитектура…………………………………………………………………………………………………………………………….…12
Музыка…………………………………………………………………………………………………………….............................12
Северное Возрождение…………………………………………………………………………………………………………….14
Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков…………………………………………………………………..… 16
Возрождение в Испании……………………………………………………………………………………………………………21
Барокко……………………………………………………………………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….……24
Литература………………………………………………………………………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

культура ренесанса.docx

— 81.73 Кб (Скачать файл)

Если XVI век проходит в  Испании под знаком итальянского Возрождения, то в XVII веке начинает доминировать нидерландская живопись. XVII век считается  в Испании, как и в Нидерландах, «золотым веком». Термин «золотой век» прежде всего обозначает период расцвета испанской литературы эпохи Сервантеса, Гонгора и Лопе де Вега. Но его можно применить и к плеяде таких великих художников, как Сурбаран, Веласкес и Мурильо.

В первой половине XVII века еще сказывалось  влияние итальянских художников, прежде всего венецианских мастеров. В этот период лидировали художественные школы Валенсии и Толедо. Однако во второй половине века творчество фламандцев, прежде всего Рубенса и Ван Дейка, вытеснило итальянскую живопись. Сложные темные композиции первой половины столетия

уступили  место динамичным произведениям  с более однородным освещением. Крупными художественными центрами стали Мадрида Севилья.

Франсиско де Сурбаран (1598—1664) был одним из тех мастеров, искусство которых выдвинуло испанскую живопись XVII века на одно из первых мест в Европе. Необыкновенно мощное чувство реальности определило характерную особенность художественного языка Сурбарана — приверженность натуре при предельно лаконичной, даже суровой монументально-сти. Его внимание было сосредоточено на двух областях — портрете и легендах, связанных с жизнью святых. Изображая строгих, захваченных созерцанием или экстатической молитвой монахов, Сурбаран охотно писал и детей, пользуясь ими как моделями для картин на темы детства Христа и Марии.

Диего Веласкеса  (1599—1660) называют «портретистом испанского двора». Жизнь Веласкеса, бесспорного главы испанской школы, придворного живописца Филиппа IV, является ярким примером судьбы многих художников: потомок знатного рода, гений, человек, который благодаря своей прямоте, утонченности и галантности заслужил дружбу короля и уважение многочисленных завистников, он вел жизнь достойную и мудрую, почти не отягощенную событиями, которую не смогли поколебать даже придворные интриги. Милостью короля он в 1659 году, после долгой проверки «чистоты» крови и отсутствия торговой деятельности, получает платье кавалера св. Иакова — беспримерная честь для художника. Веласкес создавал не только портреты членов королевской семьи, но также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Вакх»), исторические полотна («Сдача Бреды»), постоянно обращался к жанровым сценам («Завтрак», «Пряхи»). Произведения позднего Веласкеса, поэтическому миру которых придан несколько таинственный характер, предвосхищают искусство импрессионистов. Один из них, Мане, назвал Веласкеса «живописцем живописцев».

В литературной области получают широкое  распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547—1616), автор всемирно известного романа «Дон Кихот». В своей книге Сервантес пародирует рыцарские романы, наводнившие испанский книжный рынок. Идеалы рыцарства к началу XVII века давно уже изжили себя. Тем не менее книга Сервантеса стала повествованием о двух началах человеческой природы — романтическом идеализме и трезвом практицизме. Сам Сервантес происходил из обедневшего рыцарского рода, долго служил в испанской армии, а затем зарабатывал на жизнь в интендантской службе. Роман Сервантеса повествует о приключениях рыцаря-идеалиста Дон-Кихота, который упрямо отстаивает рыцарские ценности в насквозь прагматическом мире. Он закрывает глаза на окружающую его реальность, воюет с ветряными мельницами. И часто не может выбраться из плена своих иллюзий, а противоречие между реальностью и идеалом объясняет происками злых сил. Хотя книга задумывалась автором как развлекательное чтение, она стала для мировой литературы образцом серьезной нравственной литературы.

Основоположником  испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562—1635). Как и его младшие современники Тирсо де Молина (ок. 1583—1648) и Кальдерон де Ла Барка (1600—1681), драматург своим поистине необъятным творчеством (свыше 2000 произведений, известны 500) способствовал бурному расцвету испанской комедии, которой тогда считалась любая трехактная пьеса, написанная в стихах. Перу Лопе де Веги принадлежат исторические и социально-политические драмы, комедии о любви (наиболее известны «Учитель танцев» и «Собака на сене»).

 

 

Барокко


Художественным завершением  Позднего Ренессанса явилось барокко. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к  эпохе Просвещения. Любое великое движение рано или поздно вырождается или иссякает. Изучение античных греков и римлян, которое в Раннем Ренессансе служило источником нового, у представителей Позднего Ренессанса превратилось в подражание. Древность стала каноном изящного искусства, вошла в моду. Многие писатели и поэты выродились в имитаторов. Манера трансформировалась в манерность. Скульптура, архитектура и живопись эпохи барокко — логическое завершение процесса вырождения изящных искусств. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью.

Барокко (ит. bаrоссо, букв. странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют про-странство, а живопись плафонов создает эффект разверзшихся сводов. В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного дра-матизма.

Принципы  барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо  в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый

план выдвигаются музыкально-театральные  жанры (опера). Стремление к драматической экспрессии и к синтезу различных видов искусства проявляется и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


 

Я нашла и отобразила в  реферате самые главные и интересные моменты Ренессанса. Которые показывают весь масштаб величественности этой эпохи. Это нужно знать, это необходимо понимать и ощущать всю значимость существования в истории.

Это красивое время, время  расцвета поэзии, архитектуры, изобразительного искусства. Вот только проблемы общественных отношений решались кинжалами  и  ядами, заговорами и войнами. Добро  и зло переплетались в эпоху  Возрождения самым причудливым  образом. Люди вышли из Средневековья, высокий  идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они были ещё новичками в свободомыслии.

Мы учимся на чужих ошибках, мы повторяем их. И мы должны осознавать, что мы несём ответственность  за наше будущее  и наше сохранённое  прошлое. Эпохи сменяют друг друга, время тоже не стоит на месте. И  мы должны идти с ним в ногу, а  для этого нам необходимо иметь  крепкую основу нашей общей истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература


  • Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Ренессанс
  • http://www.renesans.ru/renaissance/article_01.shtml
  • Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян.
  • http://www.italytour.ru/revival.htm

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Ренессанс

2 http://www.renesans.ru/renaissance/article_01.shtml

3 Кравченко А. И. «Культурология Учебное пособие для вузов»

4 http://www.italytour.ru/revival.htm

5 Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.

6 Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)

7 Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян.

 


Информация о работе Культура Ренессанса