Культура России второй половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Основная цель данной контрольной работы: общая характеристика культуры России второй половины XVIII века.
Задачи, которые необходимо решить в процессе работы:
 Дать общую характеристику рассматриваемой эпохи;
 Изучить развитие науки и образования;
 Рассмотреть архитектуру классицизма в Москве и Петербурге;
 Изучить основные моменты в живописи и скульптуре в изучае-мый период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….…....3
1. Общая характеристика эпохи……………………………………..……..…4
2. Развитие науки и образования………………………………….……….….7
3. Архитектура классицизма в Москве и Петербурге……………………..10
4. Живопись: Рокотов, Левицкий, Боровиковский………………………..15
5. Скульптура: Ф.И.Шубин………………………………………………...…19
Заключение…………………………………………………………………...…21
Список литературы……………………………………………………..….…..23

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 2.90 Мб (Скачать файл)

Новосибирский Государственный  аграрный университет

Институт заочного образования  и повышения квалификации

Кафедра истории, политологии  и культурологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

 

Тема: «Культура России второй половины XVIII века»

 

Выполнила:

Курс ____ группа__________

Проверил:_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2011

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…….…....3

1. Общая характеристика  эпохи……………………………………..……..…4

2. Развитие науки  и образования………………………………….……….….7

3. Архитектура  классицизма в Москве и Петербурге……………………..10

4. Живопись: Рокотов,  Левицкий, Боровиковский………………………..15

5. Скульптура: Ф.И.Шубин………………………………………………...…19

Заключение…………………………………………………………………...…21

Список литературы……………………………………………………..….…..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура – это эволюционное развитие, но не переворот или революция. Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило практически лишь накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку.

Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм  в истолковании явлений природы  и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.

Если в XVII в. наблюдаются  лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. Поэтому актуальность выбранной темы достаточно высока.

Основная цель данной контрольной  работы: общая характеристика культуры России второй половины XVIII века.

Задачи, которые необходимо решить в процессе работы:

    • Дать общую характеристику рассматриваемой эпохи;
    • Изучить развитие науки и образования;
    • Рассмотреть архитектуру классицизма в Москве и Петербурге;
    • Изучить основные моменты в живописи и скульптуре в изучаемый период.

В качестве теоретической  базы в контрольной работе использованы труды следующих ученых и исследователей: А.С.Орлов, Н.А. Георгиева, А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров, Милюков П., Силичев Д.А. и других. Также были использованы электронные ресурсы – для более полного отражения исследуемого материала в контрольной работе (иллюстрации).

 

1. Общая характеристика  эпохи

 

XVIII столетие в истории  России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных  перемен, вызванных петровскими  реформами. Своими преобразованиями  Петр I круто повернул Россию на  Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX веке и продолжается по настоящее время.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели  двойственный характер. Прежде всего, сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим - к исчезновению ее самобытности.

Высокий экономический и  военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все  области общественной жизни – государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

XVIII столетие, особенно во  второй своей половине, было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения. Одна из важных черт, происходящих в общественном сознании изменений – это ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта – стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания.

Художественная культура России XVIII века также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко.

В архитектуре западное влияние  сказалось наиболее сильно. Новая  столица России – Санкт-Петербург  – представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой планировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов.

XVIII век стал временем  расцвета русской живописи. Русская  портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. В XVIII веке в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет.

Во второй половине XVIII века заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка.

Наконец, глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчисления и календаря.

Стоит заметить, что почти  все культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического, единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее, объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие науки  и образования

 

Итак, 18 век начался под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям. Благодаря этому уровень академической и педагогической деятельности сразу же приблизился к европейскому. Уже в 1727 г. создается типография при академии, ставшая «центром научного книгопечатания страны». В ее распоряжении – русские, западноевропейские, восточные шрифты. Печатаются труды ученых, учебные пособия, отчеты. С 1728 г. выходит единственная газета «Санкт-Петербургские ведомости» (на русском и немецком языках).

Наблюдается интенсивное  развитие естественных наук, медицины, образования, литературы и поэзии. Работы М. Ломоносова, Л. Эйлера, Г. Рихмана, В. Севергина, Д. Бернулли, И. Гмелина, И. Георги, П. Палласа, И. Лепехина, К. Вольфа, А. Болотова и многих других продвигали Россию по пути научного познания.

Уже в начале 18 века были предприняты экспедиции в различные территории государства, с целью составления карт, описания земель и изучения природных богатств. Особое значение отводилось совсем плохо исследованным, но в то же время стратегически важным регионам. Земли Сибири и Дальнего Востока, подвергались пристальному вниманию русских ученых второй половины 18 века.  Такие экспедиции привели к организации на Урале промышленного комплекса, который обеспечивал Российскую Империю металлургической продукцией.

За 18 век русские путешественники совершили много важных географических открытий. Экспедиция Беринга и Черикова на Камчатку, смогла открыть новый пролив, соединяющий Европу и Азию. Путешественники стали выпускать фундаментальные научные труды, которые помогали в освоение земель.

Во второй половине 18 века, русская наука продолжала уделять  особое внимание исследованию территорий. Только немного сменив вектор своего направления, экспедиции теперь направляются в Крым, на Кавказ, Юг Украины и в Русскую Америку.

Развивалась в 18 веке механика, а так же математические науки. 18 век подарил России такого выдающегося  ученного как Андрея Константиновича  Нартова. Нартов был механиком, ставший  личным токарем императора. Вскоре был отправлен на обучение за рубеж, возглавлял мастерскую Летнего дворца, проектировал станки и новые механизмы. Механизмы Нартова применялись при строительстве плотин, верфей, каналов. Нартов – автор первого в мире токарно-винторезного станка.

 В 18 веке в России было много замечательных ученых и мастеров. Среди них стоит отметить механика – самоучку Кулибина, имя которого стало нарицательным. Кулибин изобрел множество оригинальных и интересных вещей. Он создал прототип прожектора, изобрел семафорный телеграф, сконструировал лифт, придумал новый часовой механизм.

В 18 веке для подготовки специалистов в области медицины в Москве и  Петербурге открыты «бабичьи школы». Сенат ежегодно выделял на эти цели субсидию в размере 3 тысяч рублей. Как отмечают исследователи, первый опыт «бабичьих школ» оказался не очень удачным. Преподавание в них велось на низком уровне, лекции читались нерегулярно, субсидии часто тратились не по назначению.

В 1764 и 1770 гг. в Москве и  Петербурге созданы Воспитательные дома, соединявшие в себе черты учебного и медицинского учреждений. Туда принимали «зазорных младенцев» (незаконнорожденных), какого бы происхождения они ни были. В первые годы принимали всех приносимых детей - «без разбора». Программа воспитания, составленная основателем Воспитательных домов И. И. Бецким, предполагала с 5-летнего возраста «приваживать младенцев к трудолюбию» методом «упражнения в различных ремеслах».

18 век во второй своей половине испытал на себе влияние еще, по крайней мере, двух крупнейших российских просветителей – Н.И.Новикова (1744—1818) и А.Н.Радищева (1749—1802). Журналист и издатель Н.И.Новиков стал идеологом русского просвещения.

Дело Ломоносова продолжил И.И. Шувалов, «незабвенное имя для сердец благородных», а затем Н.И. Новиков. Благодаря усилиям Шувалова и Ломоносова в Москве в 1755 г. открылся университет. В числе первых его выпускников были Фонвизин, Новиков, Аничков, Десницкий. Новиков вскоре стал известен как создатель сатирических журналов, организатор типографий, библиотек, школ и книжных магазинов в Москве и других городах. Просветитель горячо отстаивает достоинство и честь русского национального самосознания. При его деятельном участии по всей России начинает развертываться книжная торговля. Его педагогические взгляды отражали главную идею: «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».

Подобные идеи противоречили  главному направлению самодержавной  педагогики. В выпущенном в 1783 г. по приказу Екатерины II циркуляре «О должностях человека и гражданина», предназначенном для народных городских училищ, особое внимание обращалось на «образцовое послушание». Никакого «роптания», «худых рассуждений» и «дерзких слов» против правительства, поскольку «начальники могут и долженствуют все сие лучше и основательнее знать».

Не менее известна в  истории нашего общественного развития и роль «пионера русской революционной  мысли» А. Н. Радищева. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность» впервые связывают дело просвещения и освобождения народа в единое целое. Сам дух этих произведений говорит, что нет и не может быть одного без другого. В оде выражается уверенность, что «дух свободы», разрушая «неволи гнет», «живит, родит и созидает» и в конечном счете «невежества развеет прах». Последующий век подтвердил чаяния гуманистов.

3. Архитектура  классицизма в Москве и Петербурге

 

Русская архитектура 18 века связанна преимущественно с тремя  архитектурными направлениями. Это, прежде всего барокко, рококо и классицизма.

Барокко – это направление  в искусстве, основными чертами  которого является пышность, контрастность, а так же совмещение реальности и  иллюзий. Рококо – архитектурный стиль, который возник путем  сочетания барокко и классицизма. Этот стиль несет в себе утонченность и галантность и характерен в основном для оформления интерьеров.

В 18 веке в русской архитектуре  происходит становление нового явления – «русского классицизма». Поворот к классицизму ознаменовался в России созданием таких значительных произведений, как здание петербургской Академии художеств (1765-1772), с ее величественным круглым двором и интерьерами, построенное Кокориновым и Деламотом, и Мраморный дворец (1768-1772), возведенный Ринальди. К ранним произведениям классицизма относятся набережные Невы и известная решетка Летнего сада архитектора Фельтена.

Информация о работе Культура России второй половины XVIII века