Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:54, контрольная работа
Основная цель данной контрольной работы: общая характеристика культуры России второй половины XVIII века.
Задачи, которые необходимо решить в процессе работы:
Дать общую характеристику рассматриваемой эпохи;
Изучить развитие науки и образования;
Рассмотреть архитектуру классицизма в Москве и Петербурге;
Изучить основные моменты в живописи и скульптуре в изучае-мый период.
Введение……………………………………………………………….…….…....3
1. Общая характеристика эпохи……………………………………..……..…4
2. Развитие науки и образования………………………………….……….….7
3. Архитектура классицизма в Москве и Петербурге……………………..10
4. Живопись: Рокотов, Левицкий, Боровиковский………………………..15
5. Скульптура: Ф.И.Шубин………………………………………………...…19
Заключение…………………………………………………………………...…21
Список литературы……………………………………………………..….…..23
Первым зрелым и блестящим
произведением эпохи
Сохранилось второе произведение Старова - Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-1790), а также отдельные павильоны дворцово-паркового ансамбля в Пелле.
Блестящие парковые дворцовые ансамбли, заложенные в период барокко в Павловске, Царском селе и Гатчине, получают свое дальнейшее развитие в работах лучших мастеров классицизма.
Замечательный Павловский ансамбль был почти заново создан с участием архитектора Камерона. Центром парка служит сооруженный Камероном дворец-усадьба, от которого отходят аллея в парк и лестница к реке. В уголках парка, на берегу реки и пруда, построены Камероном Храм Дружбы (1780) - прекрасная ротонда дорического ордера, утопающий в зелени храм Аполлона (1782), павильон трех граций (1800) в виде изящного храмика с ионической колоннадой, вольер (1782) в тосканском стиле, с росписью плафонов и купола, ряд увеселительных декоративных павильонов, мостиков и т. д. После Камерона здесь работали зодчие Бренна, Воронихин и Росси. Последний пристроил к дворцу библиотеку и галерею, расписанную фресками Гонзаго.
В другом парковом ансамбле - Царском селе - Камерон создал архитектурный уголок, примыкающий к дворцу со стороны пруда, в составе: террасы - висячего сада, здания холодных бань, известного под названием «Агатового павильона», монументального пандуса (спуска) в парк (1780-1786) и Камероновой галереи, знаменитой своей ионической колоннадой и лестницей к пруду. Камерон создал ряд неподражаемых интерьеров в Павловском и Царскосельском дворцах. Его искусство и изобретательность в выборе форм, материалов, красок (мрамор, стекло, фаянс) и в их сочетании поистине поразительны.
Многие из перечисленных памятников, вследствие колоссальных разрушений, произведенных фашистами в 1941 году во дворцах и парках Павловска, Пушкина, Гатчины и Петродворца, уже не восстановимы и никогда больше не предстанут пред нами в своей неповторимой красоте.
Одновременно с Камероном работал и другой крупнейший зодчий - Кваренги. В противовес Камерону, творцу полуинтимных дворцово-парковых сооружений, архитектурное творчество Кваренги было воплощением силы, мужества, холодного великолепия и лаконизма, более отвечающих требованиям столичной архитектуры Петербурга.
В Петербурге и его окрестностях Кваренги создал выдающиеся здания: Английский дворец (1781 -1789) с его величественным коринфским портиком в старом Петергофе; Александровский дворец в Царском селе (1792-1798) с его мощной колоннадой; Эрмитажный театр (1782-1785); здание бывшего Ассигнационного банка (1782-1788) и здание Академии наук (1783-1787) в Петербурге.
Созданный мастером огромный ансамбль Смольного института (1806-1808) с его белоколонным залом вошел в историю Октябрьской революции. К этому перечню нужно добавить монументальную колоннаду Аничкова дворца (1804), Конногвардейский манеж (1800-1804), Мальтийскую капеллу (1798-1800). Таковы только главнейшие произведения Кваренги, вошедшие в фонд лучших памятников русского классицизма.
В Москве в конце XVIII века работали два величайших русских архитектора - Баженов и Казаков.
Участь гениального В. И. Баженова была печальна. Ученик Академии художеств, командированный Академией за границу, с триумфом избранный в члены трех академий Европы, Баженов почти ничего после себя не оставил.
Его замечательное создание - проект грандиозного кремлевского дворца, который должен был превзойти своими размерами, великолепием, роскошью и величием все известные тогда сооружения Европы, не был осуществлен. По замыслу зодчего, дворец предполагалось построить на месте Кремля, причем во внутреннем дворе должны были свободно поместиться все древние кремлевские соборы и дворцы. Уже начатые работы по постройке были неожиданно прекращены Екатериной II. Большая модель дворца, исполненная под руководством Баженова, дошла до наших дней.
От огромного царицынского ансамбля под Москвой, построенного Баженовым в стиле так называемой псевдоготики, сохранились лишь отдельные павильоны и мостики. Оригинальное по архитектуре здание дворца было сломано по капризу Екатерины. В гениальном замысле Баженова сочетались: принципы русского ансамбля в живописной группировке павильонов, объединенных башней, строгая классика в решении планов отдельных зданий и оригинальная архитектура в стиле псевдоготики.
В Москве уцелела выстроенная им колокольня церкви Всех Скорбящих на Б. Ордынке. Баженов является вместе с Бренна соавтором инженерного замка в Петербурге, ему принадлежат два павильона перед Инженерным замком. Частные дома, построенные Баженовым, или не сохранились вовсе, или совершенно перестроены. В отношении многих зданий отсутствуют достоверные данные об авторстве Баженова.
Больше посчастливилось М. Ф. Казакову. Можно сказать, что собственно он создал архитектуру московского классицизма. Казаков построил почти все монументальные здания Москвы конца XVIII века.
Выдающимся произведением
Казаков создал тип московского дворца-усадьбы. Из многочисленных построек этого рода подлинным шедевром является бывший дом Разумовского на Гороховом поле. Он создал также тип загородной усадьбы, прекрасным образцом которой являлась усадьба в Петровском-Алабино.
Замечательным произведением Казакова является здание Голицынской больницы (1796-1801), с ее огромным курдонером, великолепным портиком и круглым купольным залом в центре.
Число зданий, сооруженных Казаковым, огромно. Он строил Московский университет (возобновленный после пожара Д. Жилярди), Павловскую больницу, дом главнокомандующего (здание Моссовета до реконструкции 1945 г.), дом Гагарина у Петровских ворот и т. д. Им создан ряд выдающихся церковных памятников - среди них церковь Филиппа Митрополита - ротонда с великолепными интерьерами.
Дом Пашкова - одно из лучших зданий Москвы. Совершенное по своим пропорциям, формам и общей композиции, оно, предположительно, относится к произведениям Баженова или Казакова.
4. Живопись: Рокотов, Левицкий, Боровиковский
XVIII век в России – это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова.
В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова – показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Рокотов был превосходным мастером женского портрета. Женские образы художника преисполнены чувства внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка. Его кисти принадлежат портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772), «Неизвестного в треуголке» (начало 1770-х), «Неизвестной в розовом платье» (1770-е гг.).
Среди других художников XVIII века можно отметить творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), который являлся третьим из ведущих мастеров портрета второй половины восемнадцатого века. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Он написал такие картины, как «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794) и «Портрет Д.А. Державиной» (181З), как отечественный вариант английского «портрета – прогулки». Сентиментализмом проникнуты женские образы художника – портреты М.И. Лопухиной (1797), Е.А. Нарышкиной (1799), Е.Г. Темкиной (1798). В композиции полотен большую роль художник отводил пейзажу.
На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование.
Творчество Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей.
Происходя из рода малороссийских священников, Левицкий обрел вкус к рисованию еще с детства. Его отец, Григорий Кириллович, в придачу к духовному званию, был известнейшим на Украине гравером типографии Киево-Печерской Лавры. Просвещенный человек, поэт-любитель, он получил художественное образование на Западе. По семейной традиции, окончив семинарию и Киевскую духовную академию, сын помогал отцу в исполнении аллегорических программ для богословских диспутов. Его обучению «искусствам» суждено было продолжиться, когда для руководства живописными работами в строящемся по проекту Ф.Б. Растрелли Андреевском соборе в Киеве в 1752 году прибыл Алексей Петрович Антропов.
Антропов был портретист – тому и учил. У Левицкого появились первые заказы: ремесло не только доставляло удовольствие, но еще и обещало кормить, а это было важно, поскольку в семье подрастала дочь. Впоследствии Левицкий станет самым модным художником – он будет буквально завален частными заказами. Уже по собственной инициативе, для «шлифовки стиля», он берет несколько уроков у мастеровитых иностранцев – Ж.-Л. Лагрене-старшего и Дж. Валериани. И в 1770 году пришел настоящий успех – за «Портрет А.Ф. Кокоринова» (1769), показанный на выставке Академии художеств, не обучавшийся в ней художник получил звание академика, а еще через год был приглашен вести портретный класс.
Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей.
Таков А.М. Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственный деятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета. Для этого художник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срез фигуры. Широким жестом вице-канцлер указывает на бюст императрицы, подчеркивая тем самым свое прямое отношение к событиям, способствовавшим вступлению Екатерины II на престол.
Левицкий воспевает добродетели «просвещенной монархини» в композиции «Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия» (1783). Ранний – условно скажем, барочный – Левицкий еще «многословен». Для рассказа о человеке ему нужны «говорящие» атрибуты, дидактические жесты, освоенное вещами пространство. Среди портретов такого рода особенно интересен «Портрет П.А. Демидова» (1773)
Очень любопытной представляется серия из семи портретов «Смолянок» (1772-1776) – выпускниц Смольного института (Института благородных девиц), отличившихся в выпускных спектаклях. Левицкий написал эти 7 произведений таким образом, что они воспринимаются как единое целое.
Портреты «интеллигентов XVIII века» (название, конечно, не вполне исторически корректное – этот слой только зарождается) не образуют отдельного цикла в творчестве Левицкого. Но им запечатлен целый ряд людей, составивших славу русской и европейской культуры того времени – от идейного вдохновителя отечественной интеллектуальной элиты Дени Дидро (1773-1774) до «Неизвестного композитора» (1781). Возможно, с кем-то из них Левицкий состоял в одной масонской ложе (предположение не вполне доказанное, но вероятное), и причастность общему кругу идей определила трактовку образов, которая, как правило, предельно проста.
Несомненно, портретная и историческая живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия.
5. Скульптура: Ф.И.Шубин
В ряду художников, составивших славу русского искусства, Федот Иванович Шубин занимает одно из самых почетных мест.
Информация о работе Культура России второй половины XVIII века