Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:54, контрольная работа
Основная цель данной контрольной работы: общая характеристика культуры России второй половины XVIII века.
Задачи, которые необходимо решить в процессе работы:
Дать общую характеристику рассматриваемой эпохи;
Изучить развитие науки и образования;
Рассмотреть архитектуру классицизма в Москве и Петербурге;
Изучить основные моменты в живописи и скульптуре в изучае-мый период.
Введение……………………………………………………………….…….…....3
1. Общая характеристика эпохи……………………………………..……..…4
2. Развитие науки и образования………………………………….……….….7
3. Архитектура классицизма в Москве и Петербурге……………………..10
4. Живопись: Рокотов, Левицкий, Боровиковский………………………..15
5. Скульптура: Ф.И.Шубин………………………………………………...…19
Заключение…………………………………………………………………...…21
Список литературы……………………………………………………..….…..23
Земляк великого Ломоносова, Ф.И.Шубин родился в 1740 году на берегу Белого моря, в одном из рыбацких поселков близ города Холмогоры Архангелогородской губернии, в семье крестьянина-помора. Все ее члены, кроме рыболовства и земледелия, занимались традиционным художественным промыслом северных народов — резьбой по моржовой и мамонтовой кости или перламутру. Незаурядные природные способности выделяли его работы в массе поделок местных косторезов.
Академия художеств по скульптурному классу профессора Никола Франсуа Жилле, члена французской Академии, исповедовавшего ее методы преподавания, была успешно закончена Шубиным в 1767 году получением Аттестата 1 степени «со шпагою», что означало, согласно академической «Привилегии», возведение в офицерский чин, получение личного дворянства, а также право на пансионерскую поездку за границу. Приставленный в Париже по рекомендации Дени Дидро к скульптору Жану Батисту Пигалю, Шубин посещает натурный класс, делает эскизы барельефов с эстампов Рафаэля и Пуссена, лепит, знакомится с техникой литья. Пользуется он и поддержкой Этьена Фальконе.
В конце 1771 года Шубин перебирается в Рим, где живет полтора года. Проведя еще несколько месяцев в Париже, опять в Италии (Рим, Савойя, Болонья, Неаполь, Турин) и в Лондоне, выполнив ряд важных заказов, как русских, так и иностранных, в марте 1773 года Шубин вернулся в Петербург европейски известным скульптором, почетным членом Болонской Академии художеств. Сразу же возвращении скульптор получил заказы на мраморные бюсты Екатерины II, которая повелела его «никуда не назначать и быть ему при дворе». Поэтому вплоть до 1790 года, когда он был удостоен должности профессора Академии художеств, творчество Шубина было фактически от нее не зависимо.
В мраморе и бронзе Шубиным было создано множество всегда отличающихся меткостью характеристик и психологической глубиной портретов членов императорской семьи, крупнейших российских сановников, полководцев и флотоводцев, аристократов, родовитых помещиков, представителей других сословий. Помимо этих барельефов и бюстов, ему принадлежат статуи и статуэтки, исторические, мифологические, религиозные монументально-декоративные композиции. Свой собственный облик он запечатлел в живописном «Автопортрете» 1790-х годов, хранящемся в Государственном Русском музее в Петербурге.
Скульптурные работы Шубина имеются и в художественных собраниях западноевропейских стран. Таковыми до сих пор назывались Англия, Франция, Италия. Между тем в научный оборот на Западе давно вошло подписное произведение Шубина, дающее все основания и Австрии претендовать на свое присутствие в этом перечне. Не менее двух столетий оно пребывает там, и не в чьей-то тщательно скрываемой частной коллекции, радуя лишь взор ревнивого владельца, не «за семью печатями» в кладовой малодоступного музея, а в Художественно-историческом музее в Вене, при этом, как это ни поразительно, оставаясь неизвестным на родине скульптора даже исследователям его творчества.
Кроме других достоинств, произведения Шубина отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Шубиным для князя Потемкина. Из прочих его работ известны: бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова, в Императорском Эрмитаже, горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и Петровском дворце, в Москве, и бюст князя Безбородко.
Заключение
Итак, на основании решения поставленных в реферате задач можно сформулировать выводы.
В 18 веке в новый период вступает русская культура, пережившая на рубеже XVII и VIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего еретического, западного (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. Мирское искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны.
И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Так, наивысшего расцвета достигает портретная живопись в творчестве Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого к В.Л.Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е.Новосильцова». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А.Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И.Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А.П.Лосенко, написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.
Наиболее значительные достижения в скульптуре во второй половине 18 века связаны с творчеством Ф.И.Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты А.М.Голицына, М.Р.Паниной, М.В.Ломоносова. В стиле барокко творил Б.Растрелли. Лучшим его произведение является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э.Фальконе.
В 18 веке, в русской архитектуре, происходит становление нового явления – «русского классицизма». Русский классицизм – это направление архитектуры, для которого характерна простота и строгость, а так же рациональность. Большое количество построек в стиле русского классицизма находилось в Москве. Дом Пашкова, Царицынский комплекс Бажева, здания Сената, дом князя Голицына и многие другие постройки. Сегодня эти здания являются памятниками русской архитектуры 18 века.
Во второй половине 18 века вместе с разного рода преобразованиями подвергается реформе и образовательная система страны. Образование 18 века в России предполагало наличие светских школ, где были разработаны методики и теории образования в стране, кроме того, в это время предпринимается первая попытка создания общей государственной образовательной системы. Несомненно, что XVIII век стал временем создания и развития основ российской науки и значительного расширения системы образования.
Список литературы
Информация о работе Культура России второй половины XVIII века