Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:51, реферат
Сегодня на радио и телевидении, в газетах и журналах очень много говорится об исключительности русского менталитета. Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь немногие учёные серьёзно работали над данной темой, хотя, проанализировав же наше прошлое и настоящее и выявив направленность нашего менталитета, можно определить правильный путь, по которому должна двигаться Россия в будущем. Объектом моего исследования является менталитет русского народа, его особенности и отличительные черты.
Введение 3
Глава 1Условия формирования русского типа культуры 4
1 Национальное своеобразие русской культуры 4
2 Менталитет как глубинная структура культуры 8
3 Факторы, влияющие на развитие русского менталитета 12
Глава 2 Особенности менталитета русской нации 14
1 Национальный характер 15
2 Особенности русского национального характера 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Следует отметить, что именно Православие органично легло на те свойства характера, которые «прирожденно, отродно» (по выражению Солженицына) присущи восточным славянам: «открытость, прямодушие, естественная непринужденность, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости), несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, легкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» – Г.Федотов); отзывчивость, способность все понять; широта характера, размах решений («чем с плачем жить, так с песнями умереть»).
По мнению Н.Лосского, все социальные (и высшие и низшие) слои России усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». С.Л.Франк пишет, что «русский дух насквозь проникнут религиозностью».
С другой стороны, по мнению историка и философа Л.П. Карсавина, также отмечавшего, что существенным моментом русского духа является религиозность, у русского православия есть серьезный недостаток – его пассивность, бездейственность. «Уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее». «Если же русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему». Солженицын приводит в своей книге высказывание Чехова «Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но все это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие». Как отмечает сам Солженицын, «равномерной методичности, настойчивости, внутренней дисциплины – болезненнее всего не хватает русскому характеру, это, может быть, главный наш порок».
Наряду с этим Н.Лосский считает, что русская «обломовщина» во многих случаях есть оборотная сторона высоких свойств русского человека – стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности. Часто это свойство проявляется в небрежности, неточности, неряшливости, прежде всего, в работе (делать ее «кое-как»).
В ряду недостатков русского характера, являющихся обратной стороной его достоинств А.Солженицын перечисляет: всеизвестное (худо знаменитое) русское долготерпение, поддержанное телесной и духовной выносливостью; неразвитое правосознание, заменяемое тягой к живой справедливости («хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили»); вековое отчуждение нашего народа от политики и от общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: русский человек сторонился власти и презирал ее как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов; в противоречие тому – жажда сильных и праведных действий правителя, жажда чуда; отсюда – наша губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации. «Так создается беспомощность и покорность судьбе, превосходящая все границы – вызывающая изумление и презрение всего мира. Не разобравшись в сложной духовной структуре – из чего это проистекло, как жило, живет и к чему нас еще выведет (выд. – Н.Л.) – «бранят нас извечными рабами, это сегодня модно, повсемирно».
Итак, мы видим, что русские писатели и философы, анализируя черты русского характера, вытекающие из основы русской культуры – православия, отмечают их двойственность и противоречивость: с одной стороны, высота, духовность, тяга к справедливости, а с другой – лень, бездеятельность, безответственность, порой до такой степени, что начинаешь сомневаться в том, а если у всего этого худого обратная, чистая и высокая, сторона? И могут ли эти стороны существовать отдельно, независимо друг от друга или только в «одном флаконе».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о русском менталитете. Важно подчеркнуть, что менталитет при выражении, национального характера, действует спонтанно, не осознаваясь, проявляясь в совокупности принципов и привычек, отражающихся в чертах характера (таковы, например, свойственные россиянам чувства справедливости, терпения, жертвенности, готовности на подвиг и др.). Таким образом, структура менталитета – сложная многоуровневая пирамида механизмов и способов действия, непосредственно связанных с многовековой культурой народа.
В процессе исследования темы "Культура русского человека и его менталитет " в заключении я пришел к следующим выводам: менталитет русской культуры - это нечто гораздо большее, нежели национально-русский менталитет, это менталитет целой российской цивилизации, сформировавшийся, в конечном счете, под непосредственным и определяющим влиянием русского народа, его культуры, его образа жизни и мышления, сложившегося типа хозяйствования и соответствующего жизненного уклада, характера религиозности и государственного строя, а также во взаимодействии с контрастным ментальным контекстом.
Культура российской цивилизации представляет собой сложное, многоуровневое, противоречивое образование, формирующее обустройство большого общества на огромном геокультурном пространстве Евразии. Поэтому всякое полноценное подлинное научное рассмотрение современных или прошлых проблем этого общества, а равным образом и выявление перспектив его изменения требует учета разных сторон, измерений, уровней и компонентов.
В заключении следует сказать, что, безусловно русский народ многогранен и велик также, как и земля на которой он проживает. И безусловно те свойства, которыми обладает русский характер не повторяются в такой своеобразности ни у одного другого народа. Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей, и вполне возможно, что именно на русском народе лежит особая миссия примирения других народов, потому что именно он обладает сильной волей, крепким духом, чудной религиозностью и особой добротой.
культурологической мысли. – 1996. – В т.ч. коротко об авторе - 226с.
2. Гузевич Д.Ю. Кентавр, или к вопросу о бинарности русской культуры:
Становление культуры в России // Звезда. – 2001. – № 5. – 203с.
3. Иванова Т.В. Ментальность, культура, искусство // Обществ, науки и современность. – 2002. – № 6. – 183с.
4. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. – 616 с.
5. Коробейникова Л.А. Эволюция представлений о культуре в культурологии // Социс. – 1996. - 112с.
6. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Акад. проект, 2001. – 496 с.
7.Электронный каталог рефератов, курсовых, видеолекций [Электронный ресурс]: Социокультурная динамика российского общества.
Режим доступа: http://stud24.ru/sociology/
8. Электронная библиотека «Библиофонд» [Электронный ресурс]: Менталитет русской культуры.
Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.
9. Литературно-художественный портал «Изба-читальня» [Электронный ресурс]: Русский менталитет.
Режим доступа: http://www.chitalnya.ru/work/
Информация о работе Культура русского человека и его менталитет