Культура: слово, понятие, проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

В наши дни о культуре говорят и пишут много. В газетах и журналах, по радио и телевидению, в уличной толпе и общественном транспорте, в речах общественных и государственных деятелей то и дело раздаются сетова­ния на упадок культуры, призывы к ее возрождению и подъему, требования создать условия для развития культуры.Но что такое культура?В повседневной речи это слово связано с представлениями о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках. Несомненно, в этих представлениях отражаются определенные элементы культуры. Однако из простого перечисления различных вариантов использования слова «культура», сколь бы длинен ни был бы их список, нелегко понять, что име­ется в виду под этим словом, каков его общий смысл

Файлы: 1 файл

1.docx

— 37.31 Кб (Скачать файл)

§1. КУЛЬТУРА: СЛОВО, ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМА

 

В наши дни о культуре говорят  и пишут много. В газетах и  журналах, по радио и телевидению, в уличной толпе и общественном транспорте, в речах общественных и государственных деятелей то и  дело раздаются сетова­ния на упадок культуры, призывы к ее возрождению  и подъему, требования создать условия для развития культуры.Но что такое культура?В повседневной речи это слово связано с представлениями о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках. Несомненно, в этих представлениях отражаются определенные элементы культуры. Однако из простого перечисления различных вариантов использования слова «культура», сколь бы длинен ни был бы их список, нелегко понять, что име­ется в виду под этим словом, каков его общий смысл

Более того, разнообразие словоупотребления  здесь таково, что возникает даже сомнение: можно ли вообще свести его к какому-либо единому смыслу?Но культура — не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нем такую же важную роль, какпонятие массы — в физике или наследственности — в биологии. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнооб­разных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу.Какова же сущность культуры как одного из важнейших факторов человеческого бытия? Многообразие культурных явлений, событий, процессов, их сложное взаимодействие и переплетение со всеми другими сторонами жизни людей чрезвычайно затрудняют ответ на этот вопрос. Существуют различные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культуры. На международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных определений этого понятия. В настоящее время их число доходит уже до полутысячи.4

♦ В литературе можно встретить различные попытки упорядочить это множество определений. В нем выделяются, например, следующие виды определений культуры.

4 О том, как определяют  культуру наиболее видные зарубежные  и отечественные специалисты,  можно прочесть в книге М.  С. Кагана «Философия культуры»  (СПб., 1996. С. 13-18), где приводится около 70 различ­ных определений культуры.7Описательные — в них просто перечисляются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, напр., обычаи, верования, виды деятельности.Антропологические — исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»).Ценностные — трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.Нормативные — утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.Адаптивные — культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

Функциональные — характеризуют  культуру через функции, которые  она выполняет в обществе, и  рассматривают единство и взаимосвязь  этих функций в ней.Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.Символические — акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.Герменевтические — относятся к культуре как к множеству текстов, кото-вые интерпретируются и осмысливаются людьми.Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.Психологические — указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).Социологические — культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. ♦Во всех рассмотренных видах определений есть рациональное содержание, каждый из них указывает на какие-то более или менее существенныечерты культуры. Но как сочетаются между собою эти черты? Какие из них все-таки более, а какие — менее существенны? Что объединяет их в одно целое, называемое культурой? Для ответа на этот вопрос необходимо теоретическое осмысление культуры, понимание закономерностей, обусловливающих ее функционирование и развитие.Эта задача, однако, имеет значение, выходящее за рамки чисто теоретических изысканий. Она выступает как реальная практическая проблема, которая с особой остротой встает сегодня перед мировой цивилизацией вообще и нашей страной, в частности. Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого, с одной стороны, или к новаторству в культуре, с другой, недостаточное внимание общества и государства к созданию условий для расширения межкультурных контактов — все это может самым пагубным образом отразиться на завтрашнем дне человечества. Потому что уродливое развитие культуры в современном обществе порождает и уродливое, «некультурное» решение многих его злободневных проблем, связанных с научно-техническим прогрессом, экологическими опасностями, межнациональными и межгосударственными отношениями, воспитанием и образованием, обеспечением прав личности и т. д.Что касается России, то у нас проблема культуры стала одной из самых больных точек общества. Кризисное состояние, которое Россия переживает сейчас, — это кризис не только экономики, но и (даже, по-видимому, в большей мере) кризис культуры. От того, как будет преодолеваться этот кризис культуры, зависят в немалой степени и темпы грядущего экономического подъема (к которому, вероятно, вообще не подступиться до тех пор, пока не сложится необходимая для него культурная среда), и судьбы социально-политических преобразований.

 

2. функции культуры

 

Адаптивная функция

 

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и  общества. Но относительно числа функций  культуры среди культурологов нет  полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

 

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая  приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

 

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный  мир — культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь  от неблагоприятных условий внешней  среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут  обитать только в определенной экологической  нише, то человек способен освоить  любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

 

Безусловно, полной независимости  от окружающей среды человек достичь  не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических  условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

 

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все  большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов  и опасностей, человек встает лицом  к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных  болезней прошлого — чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще  не найдены лекарства, а в военных  лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные  самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной  среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

 

Адаптивная функция имеет  двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических  средств защиты человека — необходимых  человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и  уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним  относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические  средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в  обществе, удерживающие его от взаимного  истребления и гибели, — государственные  структуры, законы, обычаи, традиции, нормы  морали и т.д.

 

С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека — культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный  человеком, мы подчеркиваем важнейшее  свойство человеческой деятельности и  культуры — способность к «удвоению  мира», выделению в нем чувственно-предметного  и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры — быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через  которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как  непрерывный поток информации, а  как упорядоченную и структурированную  информацию. Любой предмет или  явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

Познавательная функция

 

Познавательная (гносеологическая) функция наиболее полно проявляет  себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает  богатые знания о мире и тем  самым создаст благоприятные  возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются  не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они  являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение  объективных знаний о мире является важнейшей целью.

 

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации  и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии  и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные  для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность  предсказывать будущее) и др.

Коммуникативная функция

 

Коммуникативная функция  культуры обеспечивает общение людей  друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

 

Природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные  контакты, обмениваться информацией  без помощи знаков, звуков, письма, и  для общения человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).

 

Для общения с другими  людьми человек использует естественные языки, искусственные языки и  коды — компьютерные, логические, математические символы и формулы, знаки дорожного  движения, а также разнообразные  технические устройства.

 

Процесс коммуникации состоит  из трех этапов:

кодирование информации, которая  должна быть передана адресату, т.е. перевод  се в какую-либо символическую форму;

передача по каналам коммуникации, при этом возможны помехи и потеря части информации;

раскодирование полученного  послания адресатом, причем в силу различия в представлениях о мире, разного  индивидуального опыта отправителя  и получателя сообщения раскодирование происходите погрешностями. Поэтому  коммуникация никогда не бывает успешной на 100 %, большие или меньшие потери в ней неизбежны. Эффективность  коммуникации обеспечивается рядом  культурных условий, таких, как наличие  общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в  итоге определяют, кому, что, когда  и как можно сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

 

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом формирования культуры. На ранних этапах истории человечества возможности  коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми и для передачи информации им приходилось сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости. Со временем люди нашли возможность увеличить дальность коммуникации, например с помощью специальных приспособлений. Так появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности, позволившее передавать сложные сообщения на большие расстояния. В современном мире все большее значение приобретают средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, радио, печать, а также компьютерные сети, выходящие на первое место как средство общения между людьми.

Информация о работе Культура: слово, понятие, проблема