Культура: слово, понятие, проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

В наши дни о культуре говорят и пишут много. В газетах и журналах, по радио и телевидению, в уличной толпе и общественном транспорте, в речах общественных и государственных деятелей то и дело раздаются сетова­ния на упадок культуры, призывы к ее возрождению и подъему, требования создать условия для развития культуры.Но что такое культура?В повседневной речи это слово связано с представлениями о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках. Несомненно, в этих представлениях отражаются определенные элементы культуры. Однако из простого перечисления различных вариантов использования слова «культура», сколь бы длинен ни был бы их список, нелегко понять, что име­ется в виду под этим словом, каков его общий смысл

Файлы: 1 файл

1.docx

— 37.31 Кб (Скачать файл)

Множество социокультурных  норм подразделяется на три основных слоя:

♦     Общекультурные нормы, которые распространяются на всех членов общества. Это правила поведения в публичных местах, правила вежливости, гражданские права и обязанности и т. п.

♦     Групповые нормы, к которым относятся стандарты поведения, характерные для некоторогокласса, социальной группы, сообщества или организации.

♦     Ролевые нормы определяют характер поведения человека в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга.

 

   Нормы культуры  изменчивы, сама культура носит  открытый характер. Она отражает  те изменения, которые претерпевает  общество. Например, в патриархальной  семье дети рано начинали свою  трудовую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. Сейчас дети — прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета, для молодежи это означает возможность «продлить детство».

Различные культуры обладают разной степенью нормативности. «Нормативная недостаточность» культуры может вести  к росту преступности, падению  нравственности, дезорганизации общественных отношений. «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка, но ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. И «нормативная избыточность», и «нормативная недостаточность» становятся препятствием для социального прогресса.

Наряду с нормативным  поведением возможно поведение ненормативное, девиантное. Девиации - отклонения от нормативного поведения - бывают двоякого рода. Случайные девиации возникают из-за обстоятельств, когда человек оказывается вынужденным нарушить какую-то норму. Он сам раскаивается в содеянном. Регулярные девиации - это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм - от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств. Случайные девиации могут принимать регулярный характер, а регулярные - входить в норму. Так возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы. Например, в области моды. Девиации - это способ изменения социокультурных норм. Поэтому они неустранимы из любой развивающейся культуры.

Культурная картина мира включает в себя и ценности. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех  или иных объектов (материальных или  духовных). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Ценность — не предмет, а особый вид смысла, который усматривает  в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в  культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания  и потребности. Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная — не иметь ценности. Ценность реально существующих материальных и духовных благ. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу.

Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает  ценностное измерение: существуют ценности материальной жизни, экономики, социального  порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в средние  века — религиозно-нравственный, в  Новое время — научный и  стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой  ценностей.

 

Ценности подразделяются на финальные, инструментальные и производные.

 

♦     Финальные — высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Это самоценности, которые ценны сами по себе (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь).

 

♦     Инструментальные — средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей. Они ценны, поскольку полезны для достижения какой-то цели.

 

♦     Производные — следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (медаль, грамота, подарок от любимого человека как знак его любви).

У каждого человека образуется иерархия ценностных ориентаций, но у разных людей неодинакова. Все  разнообразие ценностей можно условно  упорядочить и классифицировать по сферам жизни человека:                                     

витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень  потребления, экологическая безопасность;

социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские  свободы;

моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, верность;

религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание;

эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.


Информация о работе Культура: слово, понятие, проблема