Культура: слово, понятие, проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

В наши дни о культуре говорят и пишут много. В газетах и журналах, по радио и телевидению, в уличной толпе и общественном транспорте, в речах общественных и государственных деятелей то и дело раздаются сетова­ния на упадок культуры, призывы к ее возрождению и подъему, требования создать условия для развития культуры.Но что такое культура?В повседневной речи это слово связано с представлениями о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках. Несомненно, в этих представлениях отражаются определенные элементы культуры. Однако из простого перечисления различных вариантов использования слова «культура», сколь бы длинен ни был бы их список, нелегко понять, что име­ется в виду под этим словом, каков его общий смысл

Файлы: 1 файл

1.docx

— 37.31 Кб (Скачать файл)

 

В современных условиях значение коммуникативной функции культуры растет быстрее, чем любой другой функции. Развитие коммуникативных  возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. процессам глобализации. Эти  процессы в свою очередь стимулируют  интенсивный прогресс средств коммуникации, который выражается в возрастании  мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, повышении скорости передачи информации. Наряду с этим прогрессируют взаимопонимания людей, их способность к сочувствию и сопереживанию.

 

Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана  с тем, что культура объединяет любые  социальные общности — народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В  результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами  своей группы, в противовес другим людям, которые воспринимаются как  «чужие». В силу этого весь мир  делится на «своих» и «чужих», на Мы и Они. Как правило, человек  испытывает большее доверие к  «своим», чем к «чужим», говорящим  на непонятном языке и ведущим  себя неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур  всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны. Но в последнее время в  связи с процессами глобализации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультурные контакты укрепляются и расширяются. Этому  во многом способствует современная  массовая культура, благодаря которой  множеству людей в разных странах  становятся доступны книги, музыка, достижения науки и техники, мода и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет. Можно сказать, что интегративная  функция культуры в последнее  время способствует сплочению не только отдельных социальных и этнических групп, но и человечества в целом.

 

Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как  система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

 

В любых человеческих общностях  необходимо регулировать поведение  составляющих их индивидов для сохранения равновесия внутри самой общности и  для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют  прогнозировать развитие различных  событий, но не определяют, как

 

должен действовать человек  в той или иной ситуации. Каждый человек должен сознательно и  ответственно совершать свои поступки, опираясь на нормы и требования к  поведению людей, которые исторически  сложились в обществе и четко  закрепились в нашем сознании и подсознании.

 

Нормы поведения людей, как  разрешительные, так и запретительные, представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых  человек должен действовать, чтобы  его поведение получило положительную  оценку других людей и общества в  целом. В каждой культуре приняты  свои нормы поведения. Есть культуры с сильной нормативной стороной (Китай) и культуры, в которых нормативность выражена слабее (европейские культуры). Вопрос о существовании общечеловеческих норм остается дискуссионным.

 

Посредством норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей  и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных  ситуаций, дает рекомендации при решении  жизненно важных вопросов.

 

Регулятивная функция  культуры осуществляется на нескольких уровнях:

мораль и се нормы, которые  жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества;

нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах  страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;

обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения  людей в разных сферах жизни и  разных ситуациях, ставшую нормой и  передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму  определенного стереотипа, устойчивы  на протяжении столетий при любых  общественных изменениях;

нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с  другими людьми, в отношении к  природе, включающие широкий круг требований — от элементарной опрятности и  соблюдения правил хорошего тона до общих  требований к духовному миру человека.

 

Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями. Культурная регуляция человече- с кой деятельности осуществляется не только нормативно, но и через систему ценностей  — идеалов, к достижению которых  стремятся люди. Ценности подразумевают  выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для  жизни человека и помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного и т.д. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.

 

Ценности обеспечивают специфичность  каждой культуры. То, что важно в  одной культуре, может быть совсем не важно в другой. У каждого народа формируется своя иерархия ценностей, хотя набор ценностей имеет общечеловеческий характер. Поэтому можно условно классифицировать основные ценности следующим образом:

витальные ценности — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;

социальные — социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;

политические — свобода  слова, гражданские свободы, законность,

гражданский мир;

моральные — добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

эстетические ценности —  красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

 

Каждое общество, каждая культура ориентируется на свой набор ценностей, в котором могут отсутствовать  какие-то из перечисленных выше ценностей. Кроме того, каждая культура по-сво- ему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты у разных народов довольно сильно различаются. Например, в средневековом Китае у аристократок в соответствии с существовавшим тогда идеалом красоты должны быть крохотные ступни; желаемого добивались мучительными процедурами бинтования ног, которым подвергались девочки с пятилетнего возраста и в результате которых они становились буквально калеками.

 

Посредством ценностей происходит ориентация поведения людей. Человек  не может одинаково относиться к  противополож- ностим, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение чему-то одному. Большая часть людей считает, что стремится к добру, правде, любви, но то, что одним кажется добром, может оказаться злом для других. Это вновь приводит к культурной специфичности ценностей. Исходя из имеющихся у нас представлений о добре и зле, мы всю жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира.

 

Рекреативная функция  культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация  и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение  свободы отдельных индивидов  и групп, подавление каких-то их желаний  и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка  общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально  разрешимы. Поэтому перед культурой  стоит задача — создать организованные и относительно безопасные способы  разрядки, не нарушающие социальной стабильности.

 

Самые простые, естественные индивидуальные средства разрядки —  смех, плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, разговор начистоту. Специфически культурные коллективные, закрепленные традицией формы разрядки — праздники  и досуг, освобожденный от непосредственного  участия в производстве. В праздничные  дни люди не работают, не соблюдают  будничные нормы жизни, устраивают шествия, карнавалы, застолья. Смысл  праздника состоит в торжественном  коллективном обновлении жизни. Во время  праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек, приобщенный  к праздничной культуре и умеющий  праздновать, испытывает облегчение и  радость. Праздники также происходят по определенным правилам — с соблюдением  соответствующего места и времени, разыгрыванием устойчивых ролей. При  разрушении этих формальностей и усилении чувственных склонностей физиологическое наслаждение может стать самоцелью и будет достигаться любой ценой; в результате появятся алкоголизм, наркомания и другие пороки.

Ритуалы также представляют собой средства коллективной разрядки и регулируют важнейшие моменты  в жизни людей, относящиеся к  сфере сакрального (священного) в  данной культуре. Среди ритуальных событий — рождение и смерть, заключение брака, обряды взросления (инициации), особенно важные в первобытной и традиционных культурах. В эту группу входят также религиозные ритуалы и обряды, выполнение которых является одним из лучших способов компенсации, созданным культурой. Для ритуалов характерны особая торжественность, культурная насыщенность.

Также в качестве коллективной разрядки эффективно используется игра, удовлетворяющая влечения символическими средствами. Символика игры создаст  особую психологическую установку, когда человек одновременно и  верит, и не верит в происходящее, она побуждает его использовать все свои силы и мастерство для  достижения цели. Игра позволяет разрядить  бессознательные импульсы, запрещенные  или невостребованные культурой. Так, во многих играх присутствуют конкурентные, сексуальные мотивы — спорт, лотерея, конкурсы, танцы. В таких играх, как  коллекционирование, реализуются накопительские влечения, оценивающиеся в быту как проявление жадности. Наконец, существуют игры, обыгрывающие значение смерти, — коррида, гладиаторские бои.С одной стороны, сегодня можно говорить о гуманизации игр, замене многих развлечений прошлого, таких, как уличные кулачные бои и публичные казни, спортом, телевидением, кино. Но с другой стороны, кино и телевидение показывают в фильмах и программах множество сцен насилия, травмируя психику людей, особенно детей.

3. социализация.

Социализацией называется процесс  усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых  для жизни в качестве полноправного  члена общества, а инкультурацией — процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.

 

Процессы социализации и  инкультурации предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, свои природные задатки. Это может быть развитие музыкальных или художественных способностей, математических или технических знаний, того, что может пригодиться в овладении будущей профессией или станет занятием человека в часы досуга.Социализация и инкультурация продолжаются в течение всей жизни человека, но наиболее важные знания усваиваются в детстве. Тогда ребенок учится говорить на родном языке, усваивает нормы и ценности своей культуры. В основном это происходит автоматически, когда ребенок копирует сначала поведение родителей, а затем — сверстников, учителей и других взрослых. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

4. культурные ценности  и нормы

Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы  и ценности.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Нормы — это  только такие регулятивы, которые общепризнанны и одобряемы обществом. Это предписания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»). Это социокультурные механизмы управления человеческим поведением. Они складываются в обыденной жизни общества, передаются из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.Воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. Он реализует в своих поступках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и кол­лективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений и т.п.).Нормы явно или неявно выражаются в разнообразных культурных «текстах»: в языке (нормы и правила речи); в формах морали, права, политической жизни; в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых требуют традиции; в образцах поведения родителей, воспитателей, выдающихся людей и т. п.; в общественных институтах, регламентирующих отношения между людьми; в условиях и предметах окружающей нас среды, которые требуют соблюдения определенных правил обращения с ними.

Информация о работе Культура: слово, понятие, проблема