Культура средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Периодизация культуры Средневековья……………………………………..5
2.Христианство как основа мировоззрения Средневековья…………………..8
3.Мироотношение средневекового человека…………………………………11
4. Дифференциация культуры: культура духовенства, аристократии и «безмолвствующего большинства». …………………………………………...14
5.Средневековое искусство. Романтический и готический стиль……………16
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

Проект работы...doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, господство религии не делало культуру совершенно однородной. Напротив, одна из важных черт средневековой культуры состоит как раз в возникновении в ней вполне определенных субкультур, вызванных строгим делением общества на три сословия: духовенство, феодальную аристократию и третье сословие «безмолвствующего большинства».

 

5. Средневековое искусство. Романтический и  готический стиль

 

     Наряду с религией в Средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении.

    Начало зрелого периода Средневековья  X столетие – оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кризис и упадок. В такой же ситуации находилось и искусство [15,C.18]. Однако к концу X в. положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

     В XI-XII вв. значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. Поэтому всю культуру и искусство этих столетий иногда именуют монастырскими. В целом же этап нового подъема искусства получил условное название «романского периода».  Он приходится на XI-XII вв., хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII в., а во Франции во второй половине    XII в. уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства – с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Основным типом постройки является усложняющаяся базилика [12,C.63].

      Суть романского стиля – геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими. Внешний вид здания отличают четкость и простота, величавость и строгость, которые дополняет суровость, а иногда и мрачность. Нередко используются колонны без устойчивых ордеров, которые к тому же выполняют декоративную, а не конструктивную функцию.

       Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции. Здесь к числу самых выдающихся памятников романской архитектуры относится Церковь в Клюни XI в., а также церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферране XII в. (прил. 1). Оба здания удачно сочетают в себе простоту и изящество, строгость и великолепие.

     Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений. Здесь главным типом постройки является замок-крепость, который служит одновременно и жилищем, и оборонительным убежищем для феодала-рыцаря. Чаще всего это двор с башней в центре. Наружный вид такого сооружения выглядит воинственным и настороженным, мрачным и угрожающим. Примером подобной постройки может служить дошедший до нас в развалинах замок Шато Гайар на Сене (XII в.).

         В Италии прекрасным памятником романской архитектуры является соборный ансамбль в Пизе (XII-XIV вв.). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаменитая «Падающая башня», а также баптистерий, предназначенный для крещения. Все постройки ансамбля отличаются строгостью и стройностью форм. Великолепным памятником является также церковь Сант-Амброджо в Милане, имеющая простой и вместе с тем впечатляющий фасад.

         В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится на XII в. Наиболее замечательные соборы оказались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе. Майнце и Шпейере. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего – устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие башни. Особо выделяется собор в Вормсе, внешне похожий на корабль: в центре его высится самая большая башня, с востока он имеет выступающее вперед полукружие апсиды, а в западной и восточной частях находятся еще четыре высокие башни [17,C.113].

        К началу XIII в. романский период средневековой культуры завершается и уступает место готическому периоду. Термин «готика» также является условным. Он возник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, т.е. варваров.

       Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам, которые существуют уже практически во всех европейских странах. Религия к этому времени начинает постепенно сдавать свои господствующие позиции. Во всех областях жизни общества возрастает роль светского, рационального начала. Не прошел этот процесс и мимо искусства, в котором возникают две важные черты – возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих – конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической – от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных  элемента: 1) свод на нервюрах (арках)   стрельчатой   формы;

2) система так называемых  аркбутанов (полуарок); 3) мощные контрфорсы.

Своеобразие наружных форм готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Поскольку стены в готике перестали быть несущими, это позволяло широко использовать окна и двери с витражами, открывавшие свободный доступ света внутрь помещения. Данное обстоятельство было чрезвычайно важным для христианства, ибо оно придает свету божественное и мистическое значение. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов. Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства [6,C.35].

       Колыбелью готики стала Франция. Здесь она родилась во второй половине XII в. и затем три столетия развивалась по пути все большей легкости и декоративности. В XIII в. она достигла настоящего расцвета.

 

   В XIV в. усиление декоративности идет главным образом за счет ясности и четкости конструктивного начала, что приводит к появлению «лучистого» готического стиля. XV столетие рождает «пламенеющую» готику, названную так по той причине, что некоторые декоративные мотивы напоминают языки пламени.

      Собор Парижской Богоматери  XII-XIII вв. стал подлинным шедевром ранней готики (прил. 2). Он представляет собой пягинефную базилику, которую отличает редкая соразмерность конструктивных форм. Собор имеет две башни в западной части, украшен витражами, скульптурами на фасадах, колоннами в аркадах. Он обладает также поразительной акустикой. Достигнутое в соборе Парижской Богоматери развивают соборы Амьена и Реймса (XIII в.), а также Верхняя церковь Сент-Шапель (XIII в.), служившая церковью для французских королей и отличающаяся редким совершенством форм.

       В  Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне XIII -XV.вв. ( прил.2) . В целом он развивает концепцию Амьенского собора. В то же время, благодаря остроконечным башням, он наиболее ярко и полно выражает вертикализм, устремленность в небо готических сооружений.

      Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (XIII-XVI вв.), где находится усыпальница английских королей и выдающихся людей Англии: а также капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV-XVI вв.), представляющая позднюю готику.

       Поздняя готика, как и вся культура позднего Средневековья, содержит все возрастающее число черт следующей эпохи – эпохи Возрождения. По поводу творчества таких художников, как Ян ван Эйк, К. Слютер и др., идут споры: одни авторы относят их к Средневековью, другие же – к Возрождению [10,C.27].

 

Заключение

 

       Средние века в Западной Европе – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.

    Культура Средневековья – при всей неоднозначности ее содержания занимает достойное место в истории мировой культуры. Эпоха Возрождения дала Средневековью весьма критическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценку существенные поправки. Романтизм XVIII-XIX вв. черпал свое вдохновение в средневековом рыцарстве, видя в нем подлинно человеческие идеалы и ценности. Женщины всех последующих эпох, включая нашу, испытывают неизбывную ностальгию по настоящим мужчинам-рыцарям, по рыцарскому благородству, щедрости и учтивости. Современный кризис духовности побуждает нас обращаться к опыту Средневековья, вновь и вновь решать вечную проблему соотношения духа и плоти.

 

 

Библиографический список

 

  1. Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории средних веков и Возрождения./ Аверинцев С.С.  - М., 2006. 396с. 
  2. Беляев И. А. Интенциональность целостного мироотношения  //Вестник Оренбургского государственного университета./ Беляев И.А.  2007. № 1. С. 29-35.
  3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры./ Гуревич А.Я. - М., 2005. 485с. 
  4. Гуревич А. Я. Харитонов Д. Э. История средних веков./ Гуревич А.Я. М., 2005. 384с. 
  5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. / Гуревич А. Я. - М., 2004. 305с. 
  6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Северное Возрождение. /Дмитриева Н.А. - М., 2001. 495с. 
  7. Коростелев, Ю.А. Культурология / Ю.А. Коростелев. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2003.
  8. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. / Крывелев И.А. - М., 2008.-307с. 
  9. Кулаков А. Е. Религии мира. Теория и история мировой культуры (Западная Европа). / КулаковА. Е. - М.,2004.-294с. 
  10. Культорология: Учебное пособие, экспресс-справочник для студентов ВУЗов. / Столяренко Л.Д., Николаева Л.С., Столяренко В.Е., Чепоруха Т.А. и др. – Издательский центр «Март»,/ Столяренко Л.Д., Николаева Л.С., Столяренко В.Е., Чепоруха Т.А. - М.:Ростов-на-Дону, 2005.
  11. Лихачев Д.С. Проблемы изучения культурного наследия./ Лихачев Д.С. - М., 2005. 306с. 
  12. Любимов Л. Искусство Западной Европы (Средние века)./ Любимов Л.  - М., 2006.
  13. Пивоваров Д.В. Отношение / Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н. В.Е. Кемерова. / Пивоваров Д.В.- М.: Академический Проект, 2004. С. 497-498.
  14. Платонова Э. В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Платонова Э. В. М.,2003   
  15. Столяренко Л.Д. Культурология: учебное пособие. / Столяренко Л.Д. -М., 2004
  16. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. / Шишков А.М.- М., 2003. -198с. 
  17. Ястребицкая А. П. Западная Европа XI-XIII веков: эпоха, быт, костюм. / Ястребицкая А. П. - М., ЮНИТИ, 2004. 582с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОБОРЫ РОМАНСКОЙ ЭПОХи  

Приложение 1

 Базилика Богоматери Клермон-Ферран XII в.         Собор аббатства Клюни XI в.

 

         

 

Приложение 2

Ранняя   готика

         Собор Парижской Богоматери

            (Норт-Дам де Пари)  XIII в.                                    Кельнский собор XIII в.

 

          

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура средневековой Европы