Культура средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Периодизация культуры Средневековья……………………………………..5
2.Христианство как основа мировоззрения Средневековья…………………..8
3.Мироотношение средневекового человека…………………………………11
4. Дифференциация культуры: культура духовенства, аристократии и «безмолвствующего большинства». …………………………………………...14
5.Средневековое искусство. Романтический и готический стиль……………16
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

Проект работы...doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

                                                   Факультет «______________________»

                                                   Кафедра    «______________________»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура средневековой Европы

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

    

 По дисциплине (специализация)  «Культурология»

 

 

                                                                                                Проверил,  (должность)

                                                                                                  И.О.Ф.

                                                                                                ______________________ 2014г.

                                                        

                                                                                                Автор работы 

                                                                                               

                                                    И.О.Ф

                                                                                                                    

                                                                                            

                                                                                                Реферат защищен

                                                                                                с оценкой

                                                                                               ____________________________

                                                                                               ________________________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2014

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Периодизация  культуры Средневековья……………………………………..5

2.Христианство как основа мировоззрения Средневековья…………………..8

3.Мироотношение средневекового человека…………………………………11

4. Дифференциация культуры: культура духовенства,  аристократии  и  «безмолвствующего большинства». …………………………………………...14

5.Средневековое искусство. Романтический и готический стиль……………16

Заключение………………………………………………………………………21

Библиографический список……………………………………………………..22

Приложение………………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Средневековая культура Западной Европы – эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества. Средневековье по времени охватывает с V по XVII век. Термин «средние века» закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем.

     Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур – античной и варварской сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры, с другой стороны, – взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур [14,C.10].    

      Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности.

     Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию – христианство. Картина мира Средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог.

      Культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

    

 

      Благодаря  духовному  и  абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек – образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке – душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии – дар свободы воли человеку, т. е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом.

   Культура средневековой Европы –  это создание новых народов, утвердивших свое национальное бытие опять  – таки на развалинах античной цивилизации, однако главным образом в ее специфически римском аспекте. Искусство, возникшее в средние века и достигшее величайшего расцвета в эпоху Возрождения, знаменует огромный вклад в культуру всего человечества [16,C.105].    

    Средневековая культура, несмотря на кажущуюся легкость и «узнаваемость», является достаточно сложной. Преобладает крайне упрощенная и ошибочная оценка средневековья как мрачного тысячелетия всеобщей дикости, упадка культуры, торжества невежества и всевозможных предрассудков. Реже – идеализация этой культуры как времени подлинного торжества благородства. Понятно, что причиной такой категоричности является как сложность самой проблематики средневековой культуры, так и поверхностное знакомство с этим важным этапом развития европейской культуры, что и обуславливает актуальность раскрытия темы.

 Цель  работы: показать особенности  средневековой    культуры  Европы.    

 Задачи:

 1. Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры.

 2.Изучить характерную черту средневековой культуры  –  дифференциация на социально-противоположные виды. 3.Охарактеризовать Христианство как стержень средневековой культуры.

 

 

 

1. Периодизация культуры Средневековья

 

      Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем [12,C.51]. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.  Тысячелетний  период Средних веков принято делить, по меньшей мере,  на  три этапа.

– Раннее Средневековье,  (от Х – XI века);

– Высокое (Классическое) Средневековье. От XI – XIV века;

– Позднее Средневековье, XIV – XV века.

    Раннее Средневековье  – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba – борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима.

      Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

      Третьим существенным процессом было формирование на территории

бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии [11,C.63]. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя

себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим и как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

       В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов, западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры[11,C.78].

    Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем   во времена  античной

 

Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь,

которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды – театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья – схоластика.

     Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV–XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы, как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу [11,C.83].

 

    

2. Христианство  как  основа мировоззрения Средневековья

 

       Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах [9,C.81]. Эмоциональная притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Информация о работе Культура средневековой Европы