Культура в 20-21 веке. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны.«Серебряный век» — это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе с тем, культура «серебряного века» — это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.

Содержание работы

Культура XX – XXI веков.

Советский период в развитии России.
Война с фашистской Германией .
Период «оттепели».
60-е гг.
Время с середины 60-х до середины 80-х гг
Развитие городской субкультуры в 70—80-е гг.
Кризисные явления русской культуры конца ХХ– нач. ХХI вв
Место и роль России в мировой культуре .
Художественна литература, музыкальная жизнь, театр, кино.
Изобразительные искусство и архитектура.
Духовная жизнь и развитик мировой культуры.




Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества.

Политический кризис 1993 г.
Конституция 1993 г.
Российская многопартийность.
Российский парламентаризм.
Президентские выборы 1996 г.
Политика мирного сосуществования.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

По истории.

 

 

Культура в 20-21 веке. Основные правовые

 

и законодательные акты мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка 321 группы

Алябьева Анастасия.

 

 

Шацк 2013г.

План:

 

 

  1. Культура XX – XXI веков.

 

    • Советский период в развитии России.
    • Война с фашистской Германией .
    • Период «оттепели». 
    • 60-е гг.
    • Время с середины 60-х до середины 80-х гг
    • Развитие городской субкультуры в 70—80-е гг. 
    • Кризисные явления русской культуры конца ХХ– нач. ХХI вв
    • Место и роль России в мировой культуре .
    • Художественна литература, музыкальная жизнь, театр, кино.
    • Изобразительные искусство и архитектура.
    • Духовная жизнь и развитик мировой культуры.

 

 

 

 

  1. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества.

 

    • Политический кризис 1993 г.
    • Конституция 1993 г.
    • Российская многопартийность.
    • Российский парламентаризм.
    • Президентские выборы 1996 г.
    • Политика мирного сосуществования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура XX – XXI веков.

 

Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны.«Серебряный век» — это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе с тем, культура «серебряного века» — это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей. Что нового дал этот период русской и мировой культуре? Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающим думать и чувствовать свободно, индивидуально. 
Во-вторых, «Серебряный век» русской философии - это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, субъективизма, интереса к тайнам психики, иррационального в человеке; господство мистического начала в культуре. 
В-третьих, «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культурологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов, Л. Шестов, А. Лосев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев. 
В-четвертых, «серебряный век» - эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта и Ф. Сологуба, Д. Мережковского и 3. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И. Мозжухина и В. Холодной, В. Маяковского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А. Ахматовой, И. Стравинского, А. Скрябина и С. Рахманинова, М. Шагала и А. Бенуа, К. Станиславского и В. Мейерхольда. Кроме того, в ядро деятелей культуры входили такие писатели как В. Розанов и М. Волошин, не примыкавшие ни к одному из художественных направлений. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал на сегодняшнем и завтрашнем пути развития России. 
 
Советский период в развитии России. Среди многочисленных точек зрения в оценке этого периода отчетливее других выражаются две позиции. Одна рисует всю советскую культуру заведомо мрачными красками тоталитаризма и вождизма, не представляющую по сути позитивного содержания. Другая учитывает сложнейшие противоречия развития, социальную психологию масс, не исключая предпосылки дооктябрьского периода и культуру Русского зарубежья, драматические стороны этого времени, и в то же время видит гуманистическую направленность поисков значительной части творческой и научно-технической интеллигенции. В истории советской эпохи принято выделять несколько социокультурных этапов: двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные вехи развития культуры, плюрализма и инакомыслия, борьбы с тоталитаризмом, как прорывы к общечеловеческим ценностям в творчестве, стремления приблизиться. Особое место занимает культура в период Великой отечественной войны. 
Уже с первых шагов революции инакомыслие обнажило беспечность значительной части интеллигенции, не увидевшей в ней для себя и России «духовное разорение», весь ужас нависшей опасности. «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина, шесть писем В. Короленко к А. Луначарскому, дневники М. Пришвина, И. Павлова составляют великий «зачин» плюрализма русской культуры советского периода. 
Контроль над духовной сферой, жесткий партийный прессинг -особый феномен большевизма. Главным принципом в духовной сфере деятельности стал «социалистический реализм» - творческий метод литературы и искусства, подразумевавший правдивое изображение жизни в свете социалистических идеалов (народовластия, социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма, интернационализма, честного труда, приоритета общинности, коллективизма, пафоса индивидуальной активности). Однако он требовал в художественных произведениях почти полного отказа от каких бы то ни было колебаний, сомнений и исканий в сфере духа. 
 
Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. Возросло значение массовой информации, главным образом, радио. На базе эвакуированных киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм» в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия. Около 80 % отечественных фильмов были поставлены на этой киностудии («Два бойца» Л. Д. Лу-кова, «Секретарь райкома» И. А. Пырьева и др.). Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня.«Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» - эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики.

Переход от войны к  миру создавал благоприятные условия  для развития культуры, государственные  расходы на которую значительно  возрастали. В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования. Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых. В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.

 В послевоенное  время отечественная культура  продолжала художественное освоение  военной темы. В литературу вступило  поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Одним из первых попытался сказать правду о войне В. Некрасов в повести «В окопах Сталинграда».

 Но надеждам на  освобождение культуры от давления  официальной политики и идеологии  в послевоенные годы не суждено  было осуществиться. Литература  и искусство по-прежнему рассматривались  как средства воспитания масс. В искусстве была сделана установка  на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства.

 В кино такая  политика привела к резкому  сокращению числа новых фильмов.  На экране значительное место  заняли историко-биографические  картины. Самое выдающееся кинопроизведение на историческую тему – фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» был запрещен. В сложном положении оказались театры. Аншлаги военных лет сменились полупустыми залами. В большинстве театров на сцене возобладал бытовой жанр.

 В целом же послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития культуры и науки. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания руководителей. Изоляционистская политика советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское. Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях. Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художественную жизнь. Изобразительное искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось целиком упадническим. Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. Типичным явлением конца 40-х гг. стали проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с формализмом и космополитизмом.

 Первый всесоюзный  съезд советских композиторов  проявил стремление разделить  композиторов на реалистов и  формалистов. За несоответствие общим стандартам были подвергнуты критике и гонениям известные деятели культуры: режиссеры, композиторы. Наступление на формализм выключило из художественной жизни талантливых мастеров А. Осьмеркина, Р. Фалька, оставило тяжелые следы в творческой судьбе С. Герасимова, П. Корина, М. Сарьяна.

 Хотя черты тоталитаризма  долгое время продолжали существовать  в культурной политике, это не  означало отсутствие в художественной  культуре советского периода  инакомыслия. Читающей публике  стали широко известны «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина. Протест против духовного гнета звучит в произведениях многих писателей и поэтов. Время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Но остались в советской литературе «Золотая карета» Л.М. Леонова, «Далекие годы» К.Г. Паустовского, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К.А. Федина, «Звезда» Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли «Молодая гвардия» С.А. Герасимова и «Подвиг разведчика» Б.В. Барнета.

 

Период «оттепели».  Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами – все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием «оттепель».

 Эпоха перемен в  советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия.

 Происходит раскол  творческой интеллигенции на  традиционалистов (ориентированных  на традиционные ценности советской  культуры) и неоавангардистов (придерживающихся  антисоциалистической направленности  художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое).

 В художественной  литературе противоречия в рамках  традиционализма нашло отражение  в противостоянии консерваторов  и демократов. Журналу «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной культуре этого времени.

 Художественные выставки  московских неоавангардистов и  литературный «самиздат» конца  50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма. А исключение Б. Пастернака, опубликовавшего на Западе роман «Доктор Живаго» (в котором автор критически переосмысливает события Октябрьской революции) из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

 Н. Хрущев четко  сформулировал задачу и роль  интеллигенции в общественной  жизни: отражать возрастающее  значение партии в коммунистическом  строительстве и быть ее «автоматчиками».  Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры.

 В целом «оттепель»  оказалась не только кратковременной,  но и достаточно поверхностной,  не создала гарантий против  возврата назад, к сталинской практике. «Потепление» не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х гг. «оттепель» сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. Был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы «оттепели» сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в «перестройке» 80-90х годов XX столетия.

На рубеже 50—60-х гг. проявились тенденции «нового авангарда» в живописи как альтернатива существующему  состоянию этого вида искусства. Являясь противоположностью догматическим, парад- ным принципам изображения действительности, авангагдизм практически выступил против фальши и конформизма в искусстве. Однако период «оттепели» продолжался недолго. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э.М. Болтиным творческой студии. Н.С. Хрущев критиковал «формалистов», «оторвавшихся от народа». 

В 60-е гг. либеральная интеллигенция все чаще стала обращаться к запретным темам, идет реабилитация «живых» и «мертвых». 
A. Солженицын, Е. Гинзбург, В. Шаламов и другие несли новую прав 
ду о трагических страницах в жизни страны. Завоевывают признание 
такие молодые поэты и писатели, как А. Вознесенский, Р. Рождествен 
ский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич, В. Аксе 
нов, В. Войнович, В. Шукшин. 

Время с середины 60-х до середины 80-х гг. принято называть «застойным». Но к литературному процессу это понятие неприменимо. В литературе оно отмечено серьезной работой, накоплением, собиранием, органической эволюцией. По богатству творческой индивидуальности, широте тематического репертуара, разнообразию художественных приемов литература этих лет сопоставима лишь с литературой начала века и 20-х гг. В эти годы лауреатами Нобелевской премии стали М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.), И.А. Бродский (1987 г.). И хотя новый период начался с брежневского «похолодания», возврат к прошлому сделался в последующие годы невозможным. 
 
В полный голос заговорили таланты «сорокалетних», долгое время прозябавших в начинающих (В. Маканин, В. Пьецух, С. Каледин, Л. Петрушевская и др.). Получили возможность свободного развития различные виды «нереальной» литературы. Литературный пласт стал шире, «производственной» тематике все более противопоставляются книги гуманистической ориентации, признающие высшей ценностью не столько дела человека на пользу государству, сколько его самого, богатство его внутреннего мира (Ю. Трифонов, В. Тендряков, Ч. Айтматов). Большой общественный резонанс вызвали также произведения В. Астафьева, Ф. Искандера, А. Приставкина, Б. Можаева,B. Распутина и др. 

Развитие городской  субкультуры в 70—80-е гг. породило ряд «неформальных образований», «микромиров» со своей социальной базой, культурой и контркультурой. Подлинным общественным явлением этого периода стал В. Высоцкий - поэт и певец. Его песни отражали менталитет русского человека второй половины XX в. В «перестроеные» годы из длительного искусственного забвения постепенно начала возрождаться блистательная культура «серебряного века». Была открыта дорога к читателю произведениям, десятилетия пролежавшим «в столе», В. Дудинцева, В. Гроссмана, А. Бека, В. Некрасова, К. Воробьева, А. Рыбакова и др. Зазвучала музыка А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдуллиной. Предстали взору зрителей картины Кабакова, Зверева, Калинина, рисунки Шемякина, скульптуры Сидура, Неизвестного. Стали доступными произведения и других представителей творческой российской элиты, эстетически обогативших мировую культуру, но не вписывавшихся в рамки соцреализма, а потому отвергавшихся официальными властями. 

Кризисные явления  русской культуры конца ХХ– нач. ХХI вв.

1986 год стал поворотным  в развитии российской культуры. В марте 1985 года Генеральным  секретарём ЦК КПСС стал М.  С. Горбачев, который объявил новый курс советского партийного руководства, включавший совокупность политических и экономических перемен, так называемую «перестройку». Одним из основных ее лозунгов стала свобода слова, что перевернуло советскую культуру, долгое время разделявшуюся на «официоз» и «андеграунд».

 Одной из главных  черт культуры тех лет стала  ее публицистичность, постановка  крупных общественно значимых  тем, широкое и заинтересованное  внимание к обсуждаемым вопросам. Тиражи газет и журналов стремительно  шли вверх, печаталось огромное количество материалов на остросоциальные темы. Значительно изменился стиль работы телевидения, особо популярным стал “прямой эфир”.

 Никогда ранее не  был столь значительным интерес  к истории. Упрощение доступа  к архивным фондам привело  к появлению в печати массы сенсационных документов, которые становились достоянием самой широкой публики. Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских философов и писателей, чьи имена были под запретом. Среди них — Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. Огромными тиражами выходили репринтные издания, в том числе и художественной литературы, начала века.

 Возрождалась прерванная  в 1917 г. традиция христианства. Восстанавливались ранее разрушенные храмы всех концессий, открывались духовные школы, семинарии.

 Бурные перемены  происходили в кинематографе.  С “полок” были возвращены  более 100 ранее “отложенных”  фильмов. Публика смогла познакомиться  с работами А. А. Тарковского,  А. Ю. Германа, А. С. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985-1991 гг. также отразилось в кино. Классикой тех лет стали полудокументальные фильмы С. Говорухина и Ю. Подниекса. Во второй половине 1980-х годов новый образ обретал и театр. Характерным стало широкое развитие студийного движения. Интерес публики привлекли театральные эксперименты С. Е. Кургиняна, М. Г. Розовского, В. Беляковича, М. А. Захарова . В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали целые стадионы зрителей.

Информация о работе Культура в 20-21 веке. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества