Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:47, реферат
Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны.«Серебряный век» — это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе с тем, культура «серебряного века» — это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.
Культура XX – XXI веков.
Советский период в развитии России.
Война с фашистской Германией .
Период «оттепели».
60-е гг.
Время с середины 60-х до середины 80-х гг
Развитие городской субкультуры в 70—80-е гг.
Кризисные явления русской культуры конца ХХ– нач. ХХI вв
Место и роль России в мировой культуре .
Художественна литература, музыкальная жизнь, театр, кино.
Изобразительные искусство и архитектура.
Духовная жизнь и развитик мировой культуры.
Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества.
Политический кризис 1993 г.
Конституция 1993 г.
Российская многопартийность.
Российский парламентаризм.
Президентские выборы 1996 г.
Политика мирного сосуществования.
Однако далеко не
все происходившие в духовной
сфере процессы были
В конце XX-начале XXI в. особую роль в культурном развитии страны отводится образованию. Перед системой высшей школы была поставлена задача интеграции в зарубежное образовательное пространство. С этой целью Россия присоединилась к Болонскому соглашению (1999). Во многих вузах начался переход к двухуровневой системе высшего образовании: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). По ряду специальностей сохраняется традиционное для России обучение – специалитет (5 лет). Резко выросло количество платных (свыше двух тысяч) вузов. Образование, полученное в их сфере, оставляет желать лучшего. Новый этап в развитии образования и культуры связан с компьютерной техникой.
В 2008 году стало
массовым явлением сдача
В художественной
жизни современной России
Таким образом конец ХХ – начало XXI века – это время динамического развития исторических и культурных процессов. В конце ХХ столетия Россия делает новый выбор. В сложных условиях кардинальных реформ и приспособления к рыночной экономике отечественная культура остается оплотом сохранения и развития общечеловеческих ценностей. В этом процессе важную роль призвана вместе с государством сыграть православная религия и церковь. Наряду с освоением лучших достижений российской культуры церковь ставит задачей воспитание духовности, повышения уровня нравственности в жизнь каждого человека и общества в целом.
Место и роль России в мировой культуре
Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.
Отношение к русской
культуре у деятелей мировой
культуры всегда было
Другой вопрос, хорошо
ли понимают наше искусство,
и здесь нет ясного ответа.
Толстой и Достоевский стали
знамениты и популярны во всем
мире еще при их жизни. Чехов
стал популярен уже после
Сегодня можно усмотреть
в едином теле русской
Заключение
Подведя итог всему
вышеизложенному отметим
Советская культура
- сложнейшее и неоднозначное
явление. В эту эпоху Россия
прошла несколько наиболее
Отечественная культура
ХХ века отразила всю
Русская культура
издавна играла важную роль
в этом процессе. Специфические
черты русской культуры определ
На всех этапах
проявилась большая роль
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО.
Большое влияние на литературу XX века оказало оформившееся в прошлом веке направление критического реализма, обращающегося к нерешенным в обществе проблемам, судьбам людей, вырванным обстоятельствами из привычных условий существования.
Его развитием стало течение психологического реализма, наиболее яркими представителями которого были У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг, А. Сент-Экзюпери и другие. В центре внимания их творчества — личность, ее судьба в меняющемся мире, внутренний мир, поиск смысла жизни. Их герой — человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к возвышенной любви. Главная его победа — над самим собой, героя можно убить, но не победить.
Одним из ведущих стало направление интеллектуального реализма, характеризующегося усилением философского, концептуального начала в литературном творчестве. Представители этого направления в различных жанрах (английский писатель и драматург Б. Шоу, английский фантаст Г. Уэллс, чешский фантаст и драматург К. Чапек, немецкий драматург Б. Брехт) показывают, что мир не только губит человеческое в человеке, но и создается человеком как мир бесчеловечный. Особенно ярко эта мысль выступает в произведениях антивоенной направленности английского писателя Р. Олдингтона, немецкого прозаика Э.М. Ремарка, книга которого «На Западном фронте без перемен» была переведена на десятки языков.
К интеллектуальному реализму относится творчество А. Франса, Т. Манна, Дж. Голсуорси, Т. Драйзера, С. Льюиса, А. Кронина и других авторов. Их метод — создание произведений, показывающих широкую панораму общественной жизни в ее развитии через описание истории нескольких поколений одной семьи («Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси), биографии вымышленной яркой личности, как в «Американской трагедии» Т. Драйзера. Ряд авторов, как Л. Фейхтвангер, обратились к событиям прошлых веков, стремясь навести читателей на аналогии с наиболее острыми современными им проблемами.
Писателям реалистического направления в целом свойственен гуманизм, сочувствие к страданиям людей, негативное отношение к насилию и социальной несправедливости. Многие из них принимали активное участие в социальной благотворительности, политической деятельности, отстаивали идеи активизации социальной политики государства.
Новые веяния в области художественного творчества не обошли и литературу. Многие писатели отдали дань авангардизму, который стремился отойти от традиционных сюжетных линий, логики повествования, показать действительность в преломлении сознания. Один из основателей авангардизма, Д. Джойс, использовал метод потока сознания, описывая все случайные переходы мыслей, впечатлений, ощущений. С авангардизмом экспериментировали М. Пруст, А. Жид и другие писатели.
Идеи иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его, нашли отражение в экспрессионистском направлении в литературе. Так, австрийский писатель Ф. Кафка в своих произведениях показывает мир, в котором за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные, враждебные человеку силы. За ними просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, показ незащищенности человека, его одиночества.
Идея механистического характера государства, чуждости человеку любых общественно-политических институтов, подавляющих индивидуальность, нашла отражение и в таком литературном направлении, как экзистенциализм. Его представители (Ж.П. Сартр, А. Камю) рассматривали личность как абсолютную ценность. При этом, что вообще характерно для авангардизма, у экзистенциалистов отсутствуют привычные для реалистической литературы положительные герои. Люди у авангардистов чаще всего эгоцентричны, враждебны друг другу и обществу. Идеи экзистенциализма стали основой культуры молодежного бунта последней трети XX века.
Широкое распространение получили художественные произведения, относящиеся к жанру социальной антиутопии, сочетающей элементы авангардизма и реализма. Английские писатели О. Хаксли (1894—1962), Д. Оруэлл (1903—1950), известный фантаст Г. Уэллс (1866—1946), создатель приключенческо-романтических саг о героях освоения Аляски Дж. Лондон (1876—1916), русский писатель Е.И. Замятин (1884—1937), обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Герои их произведений живут в обществе, где получили полное воплощение тенденции, которые уже дали о себе знать в начале века. Власть в этом обществе принадлежит узкой группе элиты, установившей с помощью манипулируемых, малообразованных и интеллектуально ограниченных членов массовых политических партий безраздельный контроль над государством и обществом. «Железная пята» новой олигархии беспощадно искореняет не только инакомыслие, но и стремится в принципе не допустить появления людей, способных к самостоятельному, критическому восприятию реальности. Последствием возникновения такого общества, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих и управляемых.
Многие из предостережений авторов социальных антиутопий материализовались в странах, где у власти оказались режимы, установившие тоталитарный контроль над жизнью общества, в первую очередь духовной. В странах, именовавших себя социалистическими, отстаивался принцип партийности литературы. Он означал, что художественное творчество должно служить воспитанию человека, убежденного в правильности политики правящего режима.
Социалистический реализм
Было бы, однако, упрощением рассматривать социалистический реализм только как направление, ориентированное на выполнение определенного идеологического заказа, продиктованного сверху. У его истоков в России стоял М. Горький, который сознательно, исходя из собственных социально-политических убеждений, еще в начале века обратил свой талант в поддержку революционного крыла социал-демократического движения. В странах Запада многие выдающиеся писатели и поэты по разным мотивам пришли к участию в деятельности коммунистического движения, поддержке радикальных, революционных идей. Во Франции это Р. Рол-лан, А. Барбюс, Л. Арагон (ранее приверженец сюрреализма), в Германии — Б. Брехт, А. Зегерс, в Испании — Г. Лорка, в Чили — П. Неруда. Им удалось ввести в литературу образ масс, охваченных единой идеей, порывом, способных как к разрушению, так и к созиданию.
Формальные каноны социалистического реализма даже в СССР сложились далеко не сразу. В 1922 г. по распоряжению В.И. Ленина около ста ученых, писателей, поэтов, не принявших Октябрьской революции, не скрывавших своего скептицизма в отношении партии большевиков, были высланы из Советской России. Идея, что искусство должно служить революции, последовательно отстаивалась руководителем Народного комиссариата просвещения А. Луначарским.
Государство все более жестко контролировало издательства, типографии, превращая их в общественную (государственную) собственность. Эта же участь постигла киностудии, музеи, выставочные залы, ужесточалась цензура. После этого замалчивать те направления творчества, которые были неугодны властям, стало несложно. В то же время 1920-е и отчасти 1930-е гг. можно охарактеризовать как период поиска новых, послереволюционных форм искусства, творческих исканий, когда жесткие рамки разрешенного и запрещенного еще не определились. Существовало несколько объединений пролетарских писателей. Выделялись направления, определяемые как пролетарский реализм (Ф. Гладков, Ю. Либединский); тенденциозный реализм (В. Маяковский); монументальный реализм (А. Толстой). Продолжали свое творчество столь далекие от социалистического реализма писатели и поэты, как представитель неоромантизма А. Грин, гуманисты М. Булгаков, Б. Пастернак, М. Цветаева, О. Мандельштам и А. Ахматова. Сохранял популярность жанр сатиры (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров). Некоторым писателям, считающимся классиками социалистического реализма (М. Шолохову, А. Серафимовичу, А. Фадееву и другим), удалось создать произведения, отразившие характер эпохи и вошедшие в сокровищницу мировой литературы.