Культура в 20-21 веке. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны.«Серебряный век» — это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе с тем, культура «серебряного века» — это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.

Содержание работы

Культура XX – XXI веков.

Советский период в развитии России.
Война с фашистской Германией .
Период «оттепели».
60-е гг.
Время с середины 60-х до середины 80-х гг
Развитие городской субкультуры в 70—80-е гг.
Кризисные явления русской культуры конца ХХ– нач. ХХI вв
Место и роль России в мировой культуре .
Художественна литература, музыкальная жизнь, театр, кино.
Изобразительные искусство и архитектура.
Духовная жизнь и развитик мировой культуры.




Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества.

Политический кризис 1993 г.
Конституция 1993 г.
Российская многопартийность.
Российский парламентаризм.
Президентские выборы 1996 г.
Политика мирного сосуществования.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

В 1957 г. Китай, начав подготовку к захвату Тайваня, оказался на грани  войны с США. Однако СССР также  ограничился лишь словесной поддержкой, что вызвало крайнее раздражение в Китае. Он также создал собственное ядерное оружие, впоследствии расторг союзные отношения с СССР.

Проблема союзников  имела и иное измерение. Поиск  новых партнеров великими державами, стремящимися изменить соотношение сил в свою пользу или считающими те или иные районы мира сферой жизненно важных интересов, создавал не только дополнительные источники напряженности, но и побуждал их в известной мере поступаться принципами. Так, США, декларируя верность идеалам демократии, призывая к уважению прав человека, неоднократно приходили на помощь авторитарным, диктаторским режимам, считая, что они играют важную роль в сдерживании коммунистической угрозы. Естественно, подобная солидарность, особенно когда она выливалась в крупномасштабные военные акции, как, например, война во Вьетнаме, в которую США начали втягиваться с середины 1960-х гг., вызывали недоумение и протесты демократической общественности в самих США и других странах Запада.

Аналогичные тенденции проявлялись в политике СССР. Любой диктаторский режим, заявивший о принятии социалистической идеи, конфликтующий с США и их союзниками, мог рассчитывать на получение поддержки СССР. Фактор внутреннего общественного мнения в странах с тоталитарными режимами имел намного меньшее значение, чем в государствах Запада. В то же время в коммунистическом движении, в общественном мнении неприсоединившихся к блокам стран присутствие СССР во всех районах мира, где происходили кризисы и конфликты, вызывало раздражение.

 

Отношения с Западом. К середине 60-х гг. международная  обстановка осталась для СССР противоречивой: единый в прошлом «социалистический  лагерь» находился в состоянии  раскола из-за «антисоветской деятельности»  китайского руководства; отношения  с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странах «третьего мира» не приносила многих ожидаемых результатов.

Брежневское руководство  в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном  изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах еще более усилились в связи с достижением к началу 70-х гг. стратегического паритета с США (что лишало любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне), а также ростом освободительного движения. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряженности расценивалось в Кремле как признак его слабости, успех советской дипломатии. Действительно, США не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, тоталитарные и авторитарные режимы способны были сохранять свою силу лишь в условиях военного противостояния и жесткой политической конфронтации. Поэтому одним из главных итогов разрядки западным политикам виделось не только ослабление международной напряженности, но и размывание структур власти в СССР и союзных ему странах.

Тем не менее к концу 60-х — началу 70-х гг., после целой  полосы кризисов, началась постепенная  нормализация отношений между Востоком и Западом.

В 1969 г. нейтральные страны Европы и страны НАТО поддержали предложение  стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Полыней, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

 В сентябре 1971 г.  было подписано соглашение между  США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились той основой, на которой наметился поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток — Запад.

 

Совещания по безопасности и сотрудничеству в  Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Полыней, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано  соглашение между США, СССР, Англией  и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого  города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились той основой, на которой наметился поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток — Запад.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США, Канады. Стержнем этого документа стала Декларация принципов взаимоотношений стран — участниц Совещания: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод и др.

Проведение Совещания  и принятие его Заключительного  акта стало победой всех миролюбивых  сил. Однако советское руководство  расценивало хельсинкский процесс  исключительно как собственную  победу и попыталось ее закрепить. Причем оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы, и попытались использовать его для их ослабления. Исходя из этого диаметрально противоположного понимания сущности и перспектив хельсинкского процесса, обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Все это объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире. С началом войны в Афганистане (декабрь 1979 г.) разрядка оказалась похороненной вовсе.

 

Региональные  конфликты. Уже с начала 60-х гг. советское руководство (как, впрочем, и руководство США) стремилось ослабить прямое военное противостояние с США, перенося центр тяжести конфронтации в различные регионы.

В течение более десяти лет (1964 — 1975) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической  Республике Вьетнам в ее борьбе против американской агрессии.

С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем  Востоке, СССР занял однозначно проарабскую  полицию и направил в Египет и  Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов.

На стороне Индии  СССР выступил не только во время ее войны с Пакистаном в середине 60-х п., но и в новом индо-на-кистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя война за освобождение от португальских колонизаторов  Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в середине 70-х гг. завершилась провозглашением их независимости. Однако затем началась ожесточенная вооруженная борьба различных политических сил за власть в этих странах. СССР поддерживал группировки промарксистской ориентации, оказывая им значительную экономическую, финансовую, военную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашен курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения  монархии и начала гражданской войны  в Эфиопии СССР стал оказывать  массированную военную поддержку режиму М. X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и ставшего слепо копировать советскую модель

Многолетняя поддержка  СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению  в 1979 i. режима Сомосы и приходу к власти нового руководства, которое в ходе обострившейся гражданской войны получало крупномасштабные поставки со стороны СССР.

Все эти локальные  конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных  выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

 

Афганская война. Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советскою руководства стала война в Афганистане. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным «ограниченный контингент советских войск», вступивший по приказу высшего руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Такое решение было принято несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе.

В этой войне погибло  около 14 тыс. советских солдат, ранено 35 тыс., пропало без вести или  попало в плен более 300. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

«Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям  потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвала авторитет  СССР в мире, а начавшийся новый  виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия, ускорив нарастание структурною кризиса.

 

Отношения с  соцстранами. «Доктрина Брежнева». В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. Советская тоталитарная модель переставала работать. В декабре 1967 г. произошла смена руководства компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. была принята программа действий нового руководства, реализация которой была названа «Пражской весной». Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества.

Однако по мере ее реализации нарастало беспокойство в Москве и в руководстве союзных стран  о «судьбах социализма». Попытки  демократизировать общество закончились  вводом в августе 1968 г. в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии.

Эта акция усилила  раскол среди стран социализма. Еще  больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. вышла  из ОВД Албания.

Чехословацкий урок заставил брежневское руководство пересмотреть характер сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путем создания почти 30 межгосударственных учреждений был значительно ограничен их суверенитет, одновременно усилились роль и значение СССР в содружестве.

Эти меры получили на Западе название «доктрины Брежнева».

Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы.

В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Эта была первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, возникшая «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти. Несмотря на введение в декабре 1981 г. военного положения, действия «Солидарности» привели в конечном счете к падению коммунистического режима.

Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Сложность отношений с ними была обусловлена в основном их большей или меньшей самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики.

В конце 60-х гг. отношения  с КНР обострились настолько, что начались вооруженные провокации на границе, потребовавшие ее значительного укрепления. В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом, в которой советская поддержка была на стороне последнего.

С годами все более  очевидным становился кризис системы, существовавшей не только в СССР, но и в других странах «государственного социализма». Списать его издержки на «происки ЦРУ» становилось уже невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

Первая половина 70-х  годов явилась для Коммунистической партии, всего советского народа периодом больших свершений. Главным событием этого периода был XXIV съезд КПСС, выдвинувший ряд крупных, принципиальной важности задач как в развитии советского общества в условиях зрелого социализма, так и на международной арене.

В области внутренней политики съезд провозгласил курс на решительное повышение эффективности общественного производства на базе научно-технического прогресса, ускорение роста производительности труда, совешненствование системы управления народным хозяйством. Следуя этим курсом, Советская страна достигла новых рубежей в создании материально-технической базы коммунизма, укреплении своей экономической и оборонной мощи, в обеспечении значительного подъема материального и культурного уровня жизни народа.

Полнокровнее стала  общественная жизнь страны: укрепилось морально-политическое единство советского общества, еще крепче стала дружба народов Советского Союза, торжественно отметивших в 1972 ГОДУ его полувековой юбилей. Возросла творческая активность советских людей, их участие в решении общественных и государственных дел, в управлении производством, во всенародном социалистическом соревновании.

Новых успехов в строительстве  развитого социализма, движении к  коммунизму достигли страны социалистического  содружества, расширилось и укрепилось сотрудничество между ними. Возросло их воздействие на ход мировых событий. В результате совместных усилий стран социализма был решен ряд важных задач на международной арене.

Информация о работе Культура в 20-21 веке. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества