Культура Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является прослеживание всех элементов культуры Японии и установление причин формирования своеобразия японской культуры. Эти причины – стабильность, приспособление инокультурных заимствований под себя и органичное их включение в собственную культуру, почитание природы как высшей ценности и некоторые другие.

Содержание работы

Введение 3
1 Среда обитания 4
2 Традиции 6
3 Религия 10
4 Особенности культуры, присущие только Японии 13
5 Семейные взаимоотношения 17
6 Образование 21
7 Искусство 22
8 Интересные факты 28
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 67.09 Кб (Скачать файл)

Так завершается «запрограммированная»  в древнем мифе о трех сокровищах тысячелетняя эстафета японской культуры, японского искусства. В среде искусства уместно будет рассмотреть некоторые его направления: архитектуру, живопись, литературу. Некоторые аспекты и особенности искусства Японии уже были описаны мною выше, в разделе «Нравственность».

Архитектура

Для традиционной японской архитектуры  характерны сооружения из дерева с  массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные. Сильные  дожди. Кроме того, японские строители  всегда должны были считаться с опасностью землетрясений.

Проникновение в Японию буддизма, к которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком  единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского  искусства, в частности архитектуры.

Буддизм принес в Японию не только новые  архитектурные формы, развивалась  и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим  новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что, естественно, сильно ограничивало возможные размеры  зданий. Начиная с VII века получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский  храм, независимо от того, синтоистский он или буддистский, – это не отдельное  здание. Как привычно думать, а целая  система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям. Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов – семи храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3) храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или сёро), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения.

Все старинные памятники архитектуры  в Японии построены из дерева. Эта  особенность дальневосточного зодчества  обусловлена рядом причин. Одна из них, и немаловажная, – сейсмическая активность. Как написал русский  поэт Леонид Мартынов:

Деревянным  то здание будет недаром.

Здесь подвержена местность подземным  ударам:

Рухнет  каменный свод. По условьям природы

Здесь гораздо надежней древесные своды.

…Но и не только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино творения рук человеческих и творения природы – окружающий ландшафт. Гармоническое сочетание  архитектуры с пейзажем, считают  японцы, возможно только тогда, когда  они состоят из одного и того же материала. Японский храм-монастырь  сливался с окружающей рощей, становился как бы ее рукотворной частью –  с высокими стволами колонн, зубчатыми  кронами пагод. Природа «прорастает» архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, «прорастает» природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол большого дерева становится опорным  столбом в традиционной японской хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную красоту, совей фактуры.

А внутри монастырских двориков, моделируя не только и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом, развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлений. Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные домики. Чайная церемония, как принято считать, должна отражать дух «суровой простоты» и «примирения», поэтому излишества считались невозможными. Насчитывается свыше 100 типов чайных домиков, начиная от имитирующих простую хижину и кончая напоминающими красиво оформленную шкатулку.

Присущим  только Японии видом ландшафтной  архитектуры являются японские сады, как пейзажные при дворцах  и храмах, так и «философские», символические «сады камней» (о которых уже упоминалось).

Традиционная  японская архитектура в целом  достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

Живопись

Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах  Дальнего Востока генетически связано  с искусством каллиграфии. В Японии, в частности, существует понятие  единства каллиграфических и живописных принципов. Соответственно в японской живописи, как и в китайской, издавна  большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем  влияние искусства каллиграфии  на живопись Японии не следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена  японского средневековья довольно долго основным течением в живописи  было суйбокуго. Произведения в этом стиле создавались тушью. При этом показывалась игра света и тени на предметах, но отсутствовали контурные линии.

Развитию  японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.  Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определенный спрос на произведения этих видов искусства.

Первоначально японские художники, отчасти в связи  с характером тематики, над которой  они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным  китайским влиянием: писали в китайском стиле, или стиле кара-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле, или стиле ямато-э (живопись Ямато).

Одним из образцов исторической живописи Японии является живопись на эмакимоно — свитки с изображением сражений. С течением времени (с XII века) религиозное содержание живописи на эмакимоно уступает место светским мотивам. Объектами изображения тут могли уже стать события японской истории, но трактуемые с точки зрения буддийской морали.

Помимо  живописи в искусстве Японии особую роль играет мелкая пластика. Одним  из наиболее популярных жанров этого  вида искусства является нэцкэ. Происхождения  их чисто практическое: поскольку  традиционная одежда японцев не знает  карманов, все необходимые мелкие предметы прикреплялись к поясу  с помощью небольших брелоков — нэцкэ. Вместе с тем, сохранив свое функциональное назначение, нэцкэ превратились в силу непреходящих эстетических потребностей народа в разновидность тонкой миниатюрной  скульптуры. Над каждой вещью (как  правило, не более 10 см. в высоту) мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась бесконечно: изображения  людей, животных, богов, исторических лиц, персонажей народных поверий.

Итак, познакомившись с основными направлениями  в истории японского искусства, можно увидеть, как органически  связано развитие художественной культуры Японии с развитием культуры Евразии. Но в то же время в руках японских мастеров формы и сюжеты, заимствованные с континента – из Индии, Китая, Сибири – становятся самобытными и неожиданными.

В неразрывном  единстве родного и заимствованного, в претворении чужого в своем  – сила и жизненность тысячелетнего  и нестареющего феномена японского  искусства. В его созданиях, как  бы причудливы и экзотичны они ни казались на первый взгляд, проступают общечеловеческие, присущие всякому народному искусству идеи, и средства выражения. Каждый человек, каждое поколение видит Японию и японскую художественную традицию по-своему, своими глазами.

 

  1. Интересные  факты

 

 

Знаете  ли Вы, что в Японии:

    • фигуру из трех пальцев показывать непринято, т.к. она означает намек на непристойное предложение;
    • по статистике продолжительность жизни в Японии на первом месте;
    • в Новогоднюю ночь после боя часов, японцы спешат лечь спать, чтобы с первыми лучами солнца встретить Новый год;
    • для того, чтобы купить машину, необходимо предоставить справку о наличии парковки;
    • перед принятием ванны японцы тщательно моются под душем и лишь вымытыми принимают ванну;
    • в японском языке помимо иероглифов существуют две азбуки: катакана и хирагана;
    • японское метро самое спящее в мире. Как правило, каждый второй пассажир, расположившись на сидение, закрывает глаза и погружается в сон;
    • в токийском общественном транспорте, как правило, не уступают места беременным женщинам и детям. А если кто и уступит, то это лишь исключение, подтверждающее правило;
    • по татами не ходят в обуви;
    • оплата за воду складывается из поступившей воды и слитой воды, причем тариф за слитую воду гораздо выше;
    • когда японцы постукивают себя указательным пальцем по виску, совсем не означает, что Вы глупы, наоборот, Ваш интеллект оценили;
    • основным видом транспорта в больших городах является велосипед. За парковку в неустановленном месте можно получить штраф.

 

Заключение

 

Цель моей контрольной работы – прослеживание всех элементов японской культуры. В результате работы можно сделать вывод, что это своеобразие проявляется в стабильности, стремлении к мирному решению политико-экономических проблем (до 19 века), изоляции от мира и необыкновенной сплоченности народа, которая формировалась тысячелетиями.

Что касается среды обитания, то она сыграла одну из самых значительных ролей в становлении менталитета  Японии. Это обусловлено природно-климатическими условиями, которые кардинальным образом  отличаются от природы многих других стран. Если провести аналогию с Россией, то можно сказать, что Япония имеет  более избыточный климат, так как  существует возможность обрабатывать землю почти 10 месяцев в году (в  противовес России, где земледельческие  работы могут длиться только 6 месяцев). Также значительная близость к морю обеспечивает Японию готовыми море ресурсами  круглый год, что создает довольно благоприятные условия для жизни  на островах. И, наконец, не на последнем  месте стоит рисосеяние. Рис обладает очень высокой урожайностью и  возможностью собирать урожай несколько  раз в году. Все вышеперечисленные  особенности климата Японии способны объяснить тот факт, почему на небольшой, в территориальном отношении, стране может проживать большее количество людей, чем проживает на просторах  России.

Религия также имеет  непосредственное отношение к природно-климатическим  условиям, так как национальная религия  – Синто появилась именно вследствие обожествления всего того, что  окружало японцев в их повседневной жизни. Природа – единственно  идеальна. Именно она является главным  стержнем развития японского искусства  и нравственности, которые гармоничным  образом сочетаются в религии  Синто.

Отдельно можно сказать, что нравственные нормы Японии остаются непонятными для многих других стран, ибо нет больше мест, где природа была бы столь же близка к людям и полностью определяла бы их быт и поведение.

 

Список  литературы

 

  1. Кулькин А.М. – Государственная политика Японии – «Учебный Дом» Москва 2000г.
  2. Авдулов А.Н. – Государство Япония – «Дрофа» Москва 2000г.
  3. Лебедева И.П. – Развитие Японии – «Дрофа» Москва 1995г.
  4. Жуков А.И. – История Японии 1868-1998г.г. – «Просвещение» Москва 1999г.
  5. Попов К.А. – Экономика Японии – «Питер» Москва 2000г.
  6. Кравцевич А.И. – Япония: мифы и реальность – «Дом Книги» Москва 1999г.
  7. Тимохина И.Л. – Япония: опыт регионального развития – «Книжный Мир» Москва 1992г.
  8. Максаковский В.П. – учебник географии 10 класс – «Просвещение» - Москва 2005г.
  9. Дружинин Н.Л. – Япония. Экономическое чудо – «Питер» - Санкт-Петербург 2003г.

Информация о работе Культура Японии