Культураа Владимирского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Владимирская область - край уникальный, древний. Все основные вехи истории России нашли здесь свое отражение. Становление северо-восточной Руси и княжеские усобицы, нашествие татаро-монгольских орд и объединение русских земель вокруг Москвы, смутное время и петровские реформы - весь тысячелетний путь от Рюриковичей до современной России, всю летопись Земли Русской можно прочесть по уникальным историческим памятникам, расположенным на Владимирщине, по именам выдающихся государственных деятелей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Сперанского, Михаила Лазарева, Николая Каманина.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
1. История культуры и архитектуры Владимира ________________________4
2. Древние города Владимирского края________________________________8
3. Изменения в области науки, культуры и быта _______________________20
Заключение______________________________________________________22
Список литературы _________________

Файлы: 1 файл

Культура Владимирского края.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение _________________________________________________________3

1. История культуры и архитектуры Владимира ________________________4

2. Древние города Владимирского края________________________________8

3. Изменения в области науки, культуры и быта _______________________20

Заключение______________________________________________________22

Список литературы _______________________________________________23

 

ВВЕДЕНИЕ

В конце X века в летописях  появился г. Владимир. А уже в 12-14 веках Владимир являлся столицей Северо-Восточной Руси, ее культурным, торговым и политическим центром. От этой эпохи расцвета город получил в наследство бесценные для мировой культуры памятники древнерусского зодчества: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота. Далеко за пределами страны прославились Владимир и самобытная школа местных зодчих, оказавших большое влияние на развитие всей национальной культуры. Древние храмы до сих пор - истинное украшение города.

Владимирская область - край уникальный, древний. Все основные вехи истории России нашли здесь свое отражение. Становление северо-восточной Руси и княжеские усобицы, нашествие татаро-монгольских орд и объединение русских земель вокруг Москвы, смутное время и петровские реформы - весь тысячелетний путь от Рюриковичей до современной России, всю летопись Земли Русской можно прочесть по уникальным историческим памятникам, расположенным на Владимирщине, по именам выдающихся государственных деятелей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Сперанского, Михаила Лазарева, Николая Каманина...

Во Владимирской области  насчитывается около трех тысяч  памятников истории и культуры. Десять шедевров белокаменного зодчества  включены в список всемирного культурного исторического наследия ЮНЕСКО.

В число 115 исторических городов России вполне заслужено  входят города Владимир, Ковров, Гороховец, Муром, Суздаль и Юрьев-Польский, Вязники.

Сегодня Владимирская область - это один из наиболее экономически развитых и динамично развивающихся регионов Центральной России.

 

1. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ВЛАДИМИРА

Владимир - город с  тысячелетней историей. Заложен он в конце X века киевским князем Владимиром Святославичем на высоком берегу р. Клязьмы, на границе Залесья и Ополья. В начале XII века город укреплен Владимиром Мономахом, а в середине XII в. Владимир становится столицей Владимиро-Суздальского княжества, всей Северо-Восточной Руси.

Белокаменные памятники XII в. - Золотые ворота, кафедральный собор, княжеские и монастырские церкви - воплотили столичное достоинство города, соединив во времени "матерь городов русских" Киев и будущую столицу Руси, а сначала "пригород" Владимира Москву. Градостроительный замысел князя-самовластца Андрея Боголюбского раскрывают летописи: Золотые ворота - "да будет память отечеству моему", Успенский собор - "хощу бо сей град обновити митрополию", Боголюбово - "город камен в память себе", а сам Владимир - "да будет сей град великое княжение и глава всем".

Младший брат Андрея - Всеволод Большое Гнездо сохранил и умножил столичное великолепие города, создав детинец с Дмитриевским собором, Рождественский монастырь с белокаменным же храмом, Княгинин монастырь в северо-западном углу города, а главную святыню княжества - Успенский собор - сделав еще больше и краше.

Княжение Всеволода  Большое Гнездо (1176-1212) – время  расцвета Владимира. Часть центрального города с княжеским городом была обнесена высокой каменной стеной. О величине города и количестве в  нем церквей говорит тот факт, что при пожаре 1185 года сгорело 32 храма, а в 1195 году – 281.

Через Владимир по главной  улице от Золотых ворот к Серебряным проходил торговый путь, связывавший  земли Запада и Востока. По Клязьме  проплывали корабли с товарами из разных стран. Расположенный на высоком берегу, с величественными златоглавыми храмами, город поражал современников красотой и размерами.

Во Владимире велась общерусская летопись, создавались  литературные произведения, в храмах и дворцах собирались драгоценные  художественные изделия из золота и серебра.

После смерти Всеволода  Ростово-суздальская земля распалась  на части: Переславль, Суздаль, Ярославль, Ростов становятся центрами феодальных владений.

В 1238 году в земли Владимирского  княжества вторглись полчища  Батыя, город был полностью разрушен. С этого времени значение Владимира постепенно падает, хотя он и продолжает считаться главным городом русской земли и ее религиозным центром.

Владимирцы участвовали  в битвах Александра Невского со шведами  и немцами. Знаменитый полководец более 10 лет был владимирским князем, и, когда в 1263 году он умер, его похоронили во Владимире в Рождественском монастыре.

В начале XIV века Владимир теряет политическое значение, уступив  первенство Москве. 

Утратив значение политического  и религиозного центра, Владимир оставался довольно крупным городом - в начале XVIII века в нем насчитывалось около 2000 жителей. В 1778 году Владимир стал губернским городом, а в 1781 году получил герб. Город постепенно менял свой облик. К середине XVIII века городские укрепления пришли в полную ветхость и были разобраны. На главных улицах стали появляться каменные дома. Сооружены здания Присутственных мест, дом Дворянского собрания, Гостиный двор, гимназия, ряд церквей2.

Монголо-татарское завоевание XIII в. подорвало мощь Владимира: прекратилась зодческая традиция, забылись многие ремесла, город запустел. Однако сохранил политическое первенство среди русских городов: чтобы стать великим князем, в это время требовалось получить в Золотой Орде "ярлык" на Великое Владимирское княжение.

В 1263 г. "зашло солнце земли Русской" - погиб герой  Ледового побоища, искусный дипломат и  полководец владимирский князь (1252-1263) Александр Ярославич Невский (внук Всеволода Большое Гнездо). 460 лет, до перенесения в Санкт-Петербург, покоился в Рождественском монастыре его прах.

С подъемом Москвы Владимир подчинился новой столице. На рубеже XV и XVI вв. возобновляется строительство: это время оставило полный поэзии Успенский собор Княгинина монастыря.

В XVI-XVII вв. город выходит из пределов древней крепости; вокруг населяются слободы: за Золотыми воротами - Ямская, под Вознесенской горой - Гончарье, за р. Лыбедью и Студеной горой - Стрелецкие слободы, Боровок, Варварка, под Рождественским монастырем - Подмонастырская. Улицы города сплетались в живую, прихотливую вязь, а красной строкой в ней выступали приходские церкви.

XVII век - время расцвета на Руси торгового посада - подарил Владимиру чудную Богородицкую церковь.

В XVIII в., точно по волшебству, город наполнили каменные приходские церкви, заменившие деревянные: Вознесенская, Николо-Галейская, Троицкая, Николо-Кремлевская, Никитская и др.

С учреждением в 1778 г. Владимирской губернии Владимир - губернский город получил новый "прожектированный" план, утвержденный в 1781 г. План предусматривал расширение границ, регулярную сетку улиц, каменное гражданское строительство.

В 1785-1790 гг. было построено  здание для губернской администрации - Присутственные места. А перед ним  предполагался "сад стриженых  деревьев" (парк "Липки" устроен  лишь на рубеже XIX-XX вв.)3.

Центральная улица Большая - владимирский Невский проспект - стала  обстраиваться частными каменными  домами, здесь же целый квартал  занял Гостиный двор, напротив вырос  дом приказа общественного призрения (где сначала жил губернатор), у Золотых ворот - почтовая контора, на восточной окраине - Инвалидный дом, напротив Присутственных мест - Дворянское собрание и мужская гимназия, вблизи Дмитриевского собора - губернаторский дом.

Постепенно Владимир обретал красивый, благоустроенный  облик губернского города, сохраняя при этом величие старины и обаяние исторического ландшафта.

В состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры в городах Владимире, Суздале и Гусь-Хрустальном, поселке Боголюбове и селе Кидекша.

Это по преимуществу памятники древнерусского времени (XII - начало XVIII веков) - церковные и гражданские, каменные и деревянные, отдельные здания и архитектурные комплексы. Ряд памятников относится к губернскому времени (конец XVIII - начало XX веков). Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII-XIII веков.

8 памятников  и ансамблей внесены в список  Мирового наследия ЮНЕСКО.

Издавна славился Владимир иконописным промыслом, который  был ремеслом, создающим товар  массового спроса. Простенькие дешевые иконы штамповались в промышленных масштабах.

Была специализация  и в самой живописи - «доличники»  писали только пейзажи или одежды, готовя обрамление для работы «личников», изображавших сам святой лик. Изготовлением  икон занимались целыми семьями, передавая мастерство из поколения в поколение. Среди многочисленных ремесленников встречались и настоящие мастера-богомазы. Они работали под заказ, писали дорогие иконы, часто имитируя произведения древних иконописцев.

2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА ВЛАДИМИРСКОГО КРАЯ

Село Боголюбово - знаменитое в истории русского народа и его культуры XII столетия. Оно живописно раскинулось на высоких холмах, с которых хорошо видна клязьминская пойма, крутые петли реки, заречные леса и белеющий вдали храм Покрова на Нерли.

Южную часть древнего Боголюбова-города занимает обосновавшийся в XIII веке в покинутом замке Боголюбов монастырь, широко использовавший для привлечения богомольцев чудесные легенды этого места, Боголюбовскую икону и в особенности память об убийстве здесь князя Андрея Боголюбского, канонизованного церковью в 1702 году.

Вдоль южного края ограды стоит сильно искаженный в 1804 году переделками  корпус Благовещенской церкви (1683). На ее месте, по преданию, стояла церковь  Леонтия, якобы построенная Андреем  Боголюбским. Рядом с ней — часовня XVII века «святой шатер», которая, как скажем ниже, действительно стоит на развалинах одного из интереснейших зданий замка XII столетия4.

В конце XVII века еще был  цел древний дворцовый собор  Рождества богородицы, описанный  местным монастырским летописцем игуменом Аристархом. Он же рассказывает и о гибели этого памятника. Невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме «большую светлость», распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 году рухнул.

По счастливой случайности  уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней  древним переходом, связанным с  лестничной башней. Последние были сохранены, так как это было чтимое место — здесь был убит князь Андрей. Собор же был разобран, и на основании его стен в 1751 году была построена существующая церковь. На западном фасаде нового собора вставлены резные львиные маски, уцелевшие от резного убранства древнего храма.

Боголюбовский дворец был  одним из выдающихся произведений княжеских  строителей. Пышные, сверкающие белым камнем и золоченой медью княжеские палаты были теснейшим образом связаны с русской традицией. Обычная трехчленная схема богатого жилого дома складывалась из жилой избы, соединенной переходом сеней с чистой парадной частью — клетью. Любопытно, что древние источники и называют лестничную башню дворца «сенями», явно отмечая ее аналогию сеням обычного жилища.

Эта схема жилья не раз развертывалась русскими зодчими  в монументальный дворцовый ансамбль. Так было, например, в Галиче XII века, где к каменному собору примыкал деревянный переход к рубленым хоромам. Дворцовая церковь с ее хорами заменяла «чистую половину» — клеть. В Боголюбове эта схема была развита и с блеском воплощена целиком в белом камне.

В архитектуре Боголюбовского дворца много общего с приемами и формами Успенского собора во Владимире, но здесь, в гражданском ансамбле, смог сильнее проявиться интерес к декоративному богатству архитектуры. Здесь впервые появились великолепные цокольные аттические профили, шире была применена золоченая медь и фресковая роспись наружных частей здания, еще ярче сказалась демонстративная парадность архитектуры. Белые стены замка на высоком речном берегу были видны издалека, из-за них сверкали золоченые верхи храма и башен. Обдумывая постройку дворца и замка, князь и зодчие обращались к описаниям в исторических сочинениях того времени прославленного сооружения библейской древности — храма Соломона в Иерусалиме — и использовали в своей постройке многое из этих описаний5.

Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни времени Андрея Боголюбского. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира и судьбы Владимирской земли и Руси.

Суздаль. На протяжении XVII столетия в Суздале около собора в кремле вырастают величественные каменные здания: могучий столп колокольни, огромный дворец архиерея. В 1645 году присланный из Москвы горододелец Никифор Беклемишев сооружает новые стены и башни кремля. Суздальские монастыри строят новые каменные храмы и стены: их ансамбли теперь соперничают со старым архитектурным центром города — кремлем.

В посадских улицах и  в слободах на месте старых деревянных вырастают новые каменные церкви. Строительство почти не прерывается. Суздальские кирпичники постоянно жгут для него кирпич на глинистых берегах Каменки.

Из среды суздальских  ремесленников выходят крупные  мастера — зодчие Иван Мамин, Иван Грязной и Андрей Шмаков, — создающие  на рубеже XVIII века подлинные шедевры  архитектуры. При этом размахе каменного церковного строительства город остается деревянным и убогим, так что в 1711 году здесь было всего пятьсот сорок дворов6.

Новое, XVIII столетие ничего не улучшает в жизни Суздаля. В 1719 году пожар снова уничтожает город, а вскоре новая эпидемия опять уносит половину его населения. В 1767 году на славное имя Суздаля падает черная тень: в Спасо-Евфимиевом монастыре организуется центральная тюрьма для духовных и политических преступников, или, как говорили тогда, «безумствующих колодников» — страшная пожизненная могила для вольнодумцев.

Информация о работе Культураа Владимирского края