Культураа Владимирского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Владимирская область - край уникальный, древний. Все основные вехи истории России нашли здесь свое отражение. Становление северо-восточной Руси и княжеские усобицы, нашествие татаро-монгольских орд и объединение русских земель вокруг Москвы, смутное время и петровские реформы - весь тысячелетний путь от Рюриковичей до современной России, всю летопись Земли Русской можно прочесть по уникальным историческим памятникам, расположенным на Владимирщине, по именам выдающихся государственных деятелей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Сперанского, Михаила Лазарева, Николая Каманина.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
1. История культуры и архитектуры Владимира ________________________4
2. Древние города Владимирского края________________________________8
3. Изменения в области науки, культуры и быта _______________________20
Заключение______________________________________________________22
Список литературы _________________

Файлы: 1 файл

Культура Владимирского края.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Государственные реформы петровской поры подрывают экономическое могущество церкви и монастырей, а в конце  века упраздняется и суздальская  епископия. Казалось бы, строительство  должно заглохнуть. Но оно продолжается суздальским купечеством, хотя, по словам современника, оно было «богатством средственно и даже убого». При этом в XVIII веке строится много храмов такого архитектурно-художественного качества, что эти поздние памятники Суздаля составляют, пожалуй, столь же славную страницу его архитектурной истории, как и памятники двух предшествующих столетий. Они ставятся на прежних местах деревянных храмов, как бы закрепляя старую архитектурную топографию. Да и их формы, весь их облик всем своим существом связан со старыми суздальскими традициями, с которыми сливаются еле ощутимые отражения новых архитектурных вкусов XVIII столетия.

Точно так же сложившаяся к XVIII веку старинная планировка города с основной продольной улицей, которой шла дорога на Переславль-Залесский, Ростов и Ярославль, и с ее немногочисленными ответвлениями была мало изменена утвержденным в 1788 году проектом «регулярной» планировки города. Он лишь слегка распрямил старые улицы и наметил сетку кварталов, которая так и осталась на бумаге — город не рос и почти не строился.

Около южной стены Покровского  монастыря стоит церковь Петра и Павла (1694). Это одно из наиболее монументальных сооружений поздней суздальской архитектуры, может быть, обязанное этим влиянию ансамбля соседнего Покровского монастыря, откуда происходили и заказчики постройки. Здание выглядит скорее как собор, нежели рядовая приходская церковь. Широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, завершается пятью главами. Фасады, увенчанные поясом подковообразных кокошников, расчленены по старой традиции узкими лопатками, меж которыми помещены окна с нарядными наличниками.

В XVIII веке развивается деятельность суздальских ремесленников-иконописцев. Известно много подписных икон живописцев Бабухина, Родионова, Попова, Горшкова, Ионина и других. Иконы находили широкое распространение. Отсюда закрепившееся народное прозвище суздальцев — «суздальские богомазы».

Суздальские древности уже в XVIII веке привлекают к себе внимание, и  местный историк, ключарь собора Анания Федоров, составляет свое знаменитое «Историческое собрание о граде Суждале», дополнявшееся затем местными любителями истории.

Юрьев-Польский.   В отличие от старших крепостей Владимира и Суздаля, ставившихся в зависимости от естественных условий защиты — высоты оврагов, рек, — горододельцы Юрия Долгорукого строят княжеские крепости там, где этого требуют обстоятельства и градостроительные планы князя. Они поставили город на берегу Колокши, рядом с устьем ее притока — реки Гзы. Возможно, что с запада крепость прикрывала лощина небольшого ручья или овражка, подходившая к Колокше. План крепости имеет почти круглую форму; она была обнесена хорошо сохранившимися высокими валами с деревянными стенами. Ее периметр достигал 1000 м, а вал, шириной в основании 12 м, имел высоту до 7 м. Это дает представление о масштабах крепостного строительства Юрия Долгорукого.

С городской площади  войдем в кольцо валов, Перед нами перспектива улицы, замыкаемая огромным кирпичным массивом Троицкого собора, а слева — белые башни   и стены княжеского Михайло-Архангельского монастыря, возникшего в XIII веке еще при Святославе и занявшего северо-восточный участок крепости. Существующие здания относятся к позднейшему времени, XVII—XVIII векам. Западная стена монастырской ограды сохранила древнюю стену XVII века и три старые башни. Стена имеет печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели для стрельбы с боевого настила, лежавшего на арках изнутри ограды. Башни сильно перестроены и утеряли свой боевой облик.

В западной линии ограды расположена Богословская надвратная церковь (1670) со «святыми воротами» в нижнем ярусе (1654). Он представляет собой своеобразный портик с четырьмя арочными пролетами на мощных восьмигранных столбах-тумбах, двумя сводчатыми въездами и двумя входами. Над ними, во втором этаже, — охватывающая храм с трех сторон паперть с поясом ширинок и украшенными арочными бровками окнами. Пятиглавый храм с широким карнизом и тремя кокошниками на каждом фасаде по сравнению с сочной пластикой паперти несколько беден и сух. Его строитель был мастером менее умелым, чем суздальские зодчие; в его руках тройные угловые полуколонки приобрели вид простых толстых столбиков, разделенных стойками из ромбов. Но в целом он создал достаточно торжественный и красивый центр лицевой стороны ограды и парадный вход в монастырь.

Вошедший через низкую полутемную арку Святых ворот, где устроены печуры для сидения богомольцев, попадал на центральный двор монастыря, образованный его главными зданиями. Самый принцип построения ансамбля напоминает расположение зданий Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале: прямо перед входом — собор, по сторонам колокольня и трапезная церковь.

Лучшей из построек является колокольня XVII века. Она чрезвычайно монументальна и представительна. Широкий и низкий четверик с тремя симметрично расположенными на переднем фасаде окнами несет массивный восьмигранный столп с широкими лопатками на углах и карнизами. Все его плоскости сплошь покрыты квадратными ширинками в нижнем ярусе и фигурными уступчатыми нишками-киотцами во втором.

По богатству декоративной пластической обработки колокольня напоминает убранство колокольни Воскресенской церкви в Суздале, но без ее нарядной полихромии. Широким пропорциям восьмерика отвечает обработка устоев аркады звона короткими и толстыми полуколоннами с огромными «бусинами». Над арками звона вздымается величественный шатер с гуртами-выступами на ребрах, тремя ярусами окон-слухов и нарядной главкой из блестящей зеленой черепицы. Все здание от его общих сильных пропорций до деталей проникнуто далеко не аскетическим монастырским настроением; сочная пластичность и богатство убора роднят юрьевскую колокольню с пышными купеческими постройками Мурома XVII века, говорят о все сильнее наполняющих церковное зодчество «мирских» народных вкусах.

Мстера - древнее поселение близ Владимира и Суздаля. Ранее XVII в. здесь возникли различные направления народного искусства: иконописание, чеканка, золотое и серебряное шитье. В конце XIX века открылась небольшая фабрика по производству окладов для икон.

Первые сведения о Мстере относятся к 1626 году. В документах этого времени фигурирует еще Богоявленский погост, избы которого вперемежку с крестами окружали церковь на живописных склонах реки Клязьмы. В 1646 году в Богоявленской слободе значилось 345 душ, зависевших от своих «благодетелей» — князей Ромодановских. Княжеские крепостные исправно несли свое «тягло», обрабатывали господские угодья и малохлебородные клочки общинной земли, занимались они и различными подручными промыслами. Трудно сказать, как зародилось в Богоявленской слободе иконописное дело. Есть сведения, что в затерявшуюся в приклязьменских лесах слободку забрел столичный иконописец А. Алексеев, который и бросил семя на благодатную почву народных талантов7

Коробейники разносили  по Руси мстерские образы и вышивки, пополняя доходы именитых владельцев Мстеры.

Ковров. Почти два столетия с 1567 по 1774 годы село Коврово было вотчиной Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В те времена Коврово было сравнительно небольшим селом, но имело выгодное месторасположение. На Ковровскую пристань на реке Клязьме отовсюду свозились хлеб, рыба, соль и другие продукты, лесные продукты и ремесленные изделия. Была в селе Коврово и своя ярмарка, которая открывалась один раз в год на Рождество Христово, почему и называлась Рождественской и продолжалась три дня.

На исходе начавшегося Смутой XVII столетия пришла пора бурного Петровского царствования. С именем Петра Великого связаны не только многочисленные преобразования, но и значительные успехи русского оружия. XVIII век дал немало ярких примеров воинской доблести наших земляков. Одним из них был Степан Трофимович Шипилов, которого в 1716 г. император Петр I направил в Венецию для обучения военному и морскому делу. Вернувшись в Россию, морской офицер в 1720 г. участвовал в знаменитом сражении при острове Гренгам, за что получил золотую медаль с надписью: "Прилежание и храбрость превосходят силу". Другой ковровчанин, Павел Петрович Сыровацкий уже в конце XVIII века служил в армии А. В. Суворова. В 1799-1800 гг. поручик П. П. Сыровацкий совершил знаменитый переход через Альпы, участвовал в нескольких сражениях с французами. За храбрость и подвиги отважный офицер был награжден тремя боевыми орденами8.

На высоком и холмистом  левом берегу реки Оки в 137 километрах к юго-востоку от Владимира находится  древний русский город Муром.

Хотя в результате стихийных бедствий, междоусобиц, нашествий  врагов сооружения IX-XV веков безвозвратно утрачены, такие памятники архитектуры  как Старая Козьмодемьянская церковь (XVI в.), Спасо- Преображенский собор (XVI в.), Троицкий, Благовещенский и Спасский монастыри (XVII в.), Введенская и Воскресенская церкви (XVII в.), а также великолепные сооружения XVII-XIX веков сделали Муром одним из красивейших городов России. Максим Горький писал: "Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты".

Как писал Грабарь "муромские мастера - муроли,    воспитанные на московском "государевом деле", славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до степени прихотливого узора..." 
     Муромские храмы по характеру своей "узорочности" могут составить особую группу, из ряда вон выходящая "узорочность" разрушившегося храма Козьмы и Демьяна (XVI в.) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма".

Муромский кремль в XVII веке был деревянным. В плане он представлял собой неправильный прямоугольник протяженностью 552 сажени. В писцовой книге города Мурома, составленной Б.Д.Бартеневым, сказано "... Город Муром на реке Оке стоит на осыпи, а в городе двое ворота проезжие, да третьи ворота водяные, да тайник, а на воротах три башни, да одиннадцать башен глухих, а меж ворот и меж глухих башен четырнадцать прясел городовых, а город и башни рублены в одну стену с низу лес дубовый, а с верху лес сосновый и елевый, а изнутри города другая стена городовая рублена на тарасах и в башнях воротних и в глухих три боя... ". Двойные крепостные стены были окружены земляным валом и располагались на отвесных склонах оврага с юга и севера, на крутом высоком берегу Оки с востока и отделялись Козьей речкой с запада.

В кремле - церковь каменная Рождества Богородицы и две деревянные церкви Петра и Февронии и Михаила, да двор воеводский, да съезжая изба, да тюрьма, да жилые дома. Кремль соединялся с посадом двумя деревянными мостами - Базарным и Спасским. Во второй половине XVIII века по указанию Екатерины II кремль за ветхостью был разобран, а ров со стороны Никольских и Базарных ворот был засыпан.

Славится Муром и  своими литературными и художественными  произведениями.

Одним из лучших художественных произведений древнерусской литературы XV века является "Повесть о Петре и Февронии" неизвестного муромского автора. Житие Петра и Февронии служило основой для произведений многих иконописцев. Так муромский изограф (иконописец) А.И.Казанцев создал на эту тему две замечательные иконы - "Звезда лучезарная" и "Муромские чудотворцы". Кроме того, необходимо отметить такие произведения как "Житие Константина, Михаила и Федора" XVI века, "Сказание о Марфе и Марии" и "Повесть об Ульянии Осорьиной", написанная около 1614 года.

В Муроме жили и трудились кожевники, скорняки, сапожники, хлебники, кузнецы, калачники, серебренники, портные и другие умельцы. Особенно славились кузнецы, оружейных дел мастер Никита Давыдов, рыбаки - поставщики красной рыбы для царского стола. В XVII-XVIII веках они прославились на всю страну умением приготовить пластованную рыбу.

С того времени  началась слава и муромских калачей. Слава настолько громкая, что  калач в качестве символа вошел  в герб города. Появились предприниматели, которые приобрели вес не только в Муроме, но и в Москве. Таковыми стали Мяздриковы, Железниковы и другие. Наиболее состоятельные - Богдан Цветной (Тарасий Борисов), Савва Болховитин, Семен Черкасов, Федор Веневитин в 20-ых годах XVII века по указу царя Михаила Федоровича переезжают в столицу. Реформаторская деятельность Петра I вызвала к жизни ряд промышленных предприятий, особенно текстильных фабрик и чугунолитейных заводов.

Гороховец был заложен предположительно в XII веке Юрием Долгоруким, и изначально представлял собой крепость на окраине Владимиро-Суздальского княжества. В конце XIV – начале XV века город вошел в состав Московского княжества. В XVII веке Гороховец становится крупным торговым центром. С 1787 года – уездный город Владимирской губернии. Ныне – райцентр во Владимирской области, пристань на реке Клязьма. В XVII—XVIII веках здесь был построен Никольский монастырь. В его облике доминирует двухэтажный Троицкий собор (1681—1689).

С давних времен на Руси люди украшали свои жилища деревянной резьбой. Орнаменты и сюжеты, которые  использовались в резьбе, несли не только декоративную функцию, но и являлись своеобразными оберегами, неся с собой традиции еще дохристианской эпохи. Чаще всего вырезались солнечные знаки, изображения русалок и птиц-сиринов. Существовало две основных техники резьбы: так называемая «глухая» резьба, когда непосредственно на толстой доске вырезается барельеф, и пропильная, при которой деревянное кружево насквозь выпиливается из более тонкой доски.

На противоположном берегу Клязьмы открываются прекрасные виды на всю панораму старинного города. Здесь находится Знаменская церковь (1679 г.), живописно расположенная среди лесов.

Впервые в летописях  село Вязники упоминаются в 1608 году. С 1622 года становятся местом паломничества к чудотворной иконе Казанской Божьей матери. В 1778 году указом Екатерины II Вязники получают статус уездного города Вязниковского уезда Владимирской губернии. С XVII в. развивались иконопись, резьба по дереву, огородничество и садоводство.

В 1797 г. жителей в городе было 5164, церквей — 8. Из них замечательны: собор Казанской Богородицы 1670 г. и Благовещенский мужской заштатный монастырь 1643 г. В монастырской библиотеке было несколько книг XVII в., синодик 1651 г., в котором записано много старинных родов; 40 старинных грамот (с 1649 г.). В городе были женская прогимназия, городское училище с ремесленным классом, церковно-приходская школа и несколько приходских училищ.

Информация о работе Культураа Владимирского края