Культураа Владимирского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Владимирская область - край уникальный, древний. Все основные вехи истории России нашли здесь свое отражение. Становление северо-восточной Руси и княжеские усобицы, нашествие татаро-монгольских орд и объединение русских земель вокруг Москвы, смутное время и петровские реформы - весь тысячелетний путь от Рюриковичей до современной России, всю летопись Земли Русской можно прочесть по уникальным историческим памятникам, расположенным на Владимирщине, по именам выдающихся государственных деятелей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Сперанского, Михаила Лазарева, Николая Каманина.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
1. История культуры и архитектуры Владимира ________________________4
2. Древние города Владимирского края________________________________8
3. Изменения в области науки, культуры и быта _______________________20
Заключение______________________________________________________22
Список литературы _________________

Файлы: 1 файл

Культура Владимирского края.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Александров стал городом в 1778 году, до этого именовался Александровской слободой, выросшей из небольшого дворцового села. В начале XVI века Александровская слобода становится путевым двором Василия III. Здесь Великий князь по образу и подобию западноевропейских монархов строит "русский Версаль". Покровский (ныне Троицкий) собор(1513 г.), созданный лучшими русскими и итальянскими мастерами, стал первой жемчужиной в загородной резиденции Василия III.

В царствование Ивана  Грозного Александровская Слобода  становится центром Русского государства. На территории Государева двора воздвигаются подлинные шедевры древнерусского каменного зодчества: Распятская церковь - колокольня, Троицкая (ныне Покровская) и Успенская церкви. Доныне украшают Троицкий собор большие медные врата XVI века, вывезенные Грозным из Твери и Новгорода. Здесь, в дворцовой типографии, в 1576 году увидела свет напечатанная Андроником Невежей "Псалтырь Слободская".

В конце VII века в опустевшей царской резиденции разместился Успенский женский монастырь. Начавшееся здесь возведение монастырских построек привело в конечном счете к созданию редкого по стилевому единству ансамбля, вобравшего в себя характерные черты культового и гражданского зодчества нескольких столетий9.

 

3. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И БЫТА

 

    Процесс   европеизации  России  в  эпоху   Петра  Великого   -   наиболее   противоречивая  часть Петровских  реформ.  Еще  до  Петра  были   созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились  связи  с  зарубежными странами, в  Россию  постепенно  проникают  западноевропейские  культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху.

В 1687  г.  открыта Славяно-греко-латинская академия  -  первое  высшее  учебное заведение в России.  И все же  деятельность  Петра была  революционной. В.Я.Уланов писал:  "Новым в постановке  культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой  не только в области специальной техники, но и в ее широких  культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному  обществу...  но  и  по отношению к широким массам народа10".

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром  в  составе  Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет  много молодых дворян  в  Европу  для  изучения  различных  специальностей,  главным образом  для  овладения  морскими  науками.  Царь  заботился и о развитии образования в России.

В 1701  г.  в  Москве,  в  Сухаревой  башне  открывается  Школа математических и навигацких наук во главе с  профессором  Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из  преподавателей  этой школы был Леонтий Магницкий - автор  "Арифметики...".  В  1711  г.  в  Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к  тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую  еще  со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним  из  ее проявлений было разное летоисчисление,  и  в  1700  г.  Петр  переводит  Россию на новый календарь - 7208 год  становится  1700-м,  а  празднование  Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

    В 1703 г. в  Москве выходит первый номер   газеты  "Ведомости"  -  первой  русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания  театра.

    Происходили  важные изменения в  быту  российских  дворян,  переделавшие  российское дворянство "по  образу  и  подобию"  европейского.  В  1717  г.  выходит книга "Юности  честное зерцало" - своего рода  учебник этикета, а  с  1718  г.  существовали  Ассамблеи  -  дворянские   собрания   по   образцу  европейских11.

    Однако нельзя забывать о  том,  что  все  эти  преобразования  исходили  исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для  высших,  так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих  преобразований  внушал  отвращение  к  ним  и  вел  к  резкому   неприятию  остальных, пусть  даже  самых  прогрессивных,  начинаний.  Петр  стремился  сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и  придавал  большое значение даже самым мелким деталям процесса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Восемнадцатый век стал одной из переломных  эпох  в  истории  России. Культура,  обслуживавшая  духовные  запросы  этого  периода,  начала  быстро приобретать  светский  характер,  чему  в  значительной  мере  содействовало сближение  искусства  с   наукой.   Так,   сегодня   весьма   трудно   найти художественную  разницу  между  географической  «ландкартой»  тех   дней   и зародившейся видовой гравюрой  (за  исключением  разве  произведений  А.  Ф. Зубова).

 Большинство  гравюр первой половины столетия  похоже  на  технические чертежи.  Сближение  между  искусством  и  наукой  пробуждало  у  художников интерес  к  знаниям  и  поэтому  помогало  освобождаться  от  пут  церковной идеологии.

В живописи намечались и определялись  жанры  нового,  реалистического искусства. Преобладающее  значение среди них приобретал  портретный  жанр.  В религиозном  искусстве  принижалась  идея  человека  и  возвеличивалась  идея бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Быстрова А.Н.  Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002 — 712 с.
  2. Варганов A.Д. Суздаль. Владимир, 2000.
  3. Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., Искусство, 1967.
  4. Воронин Н.Н. Из ранней истории Владимира и его округи. В кн.: Советская Археология, 1959, № 4, с. 74-81.
  5. Варганов А.Д. Из ранней истории Суздаля (IX—XIII вв.). В кн.: КСИИМК, 1946, вып. 12, стр. 127—134.
  6. Грабарь И.Э. Фрески Димитриевского собора во Владимире. — В кн.: И. Грабарь, О древнерусском искусстве. М., 1966.
  7. Доброхотов В. Древний Боголюбов-город и монастырь, М., 1999.
  8. Дудорова Л. В. Новые данные о местонахождении древних ворот в древнем городе Владимире. В кн.: Советская Археология. 1980. № 4. С. 281—284.
  9. Заграевский С.В.  Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008.
  10. Караваева Е.М. Градостроительное развитие Суздаля. — «Исследования по истории архитектуры и градостроительства», М., 1964,
  11. Коромыслов Б. Мстера (серия «Народные художественные промыслы») М., Планета, 1970.
  12. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 98-99.
  13. Пилявский В.И. История русской архитектуры. Л., 1984.
  14. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.
  15. Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец). М., 1969.

1 Пилявский В.И. История русской архитектуры. Л., 1984. C. 12.

2 Пилявский В.И. История русской архитектуры. Л., 1984. C. 18.

3 Воронин Н.Н. Из ранней истории Владимира и его округи. В кн.: Советская Археология, 1959, № 4, с. 74-81.

4 Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 98-99.

5 Воронин Н.Н. Из ранней истории Владимира и его округи. В кн.: Советская Археология, 1959, № 4, с. 74-81.

6 Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 98-99.

7Заграевский С.В.  Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008. С. 77.

8Заграевский С.В.  Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008. С. 99.

9Заграевский С.В.  Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008. С. 102.

10Быстрова А.Н.  Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002. С. 150.

11Быстрова А.Н.  Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002. С. 245.


Информация о работе Культураа Владимирского края