Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:51, контрольная работа
Художественная картина мира связана в смысловом значении для определённой социальной общности. Поэтому культурная и художественная картина мира во многом похожи, что можно обнаружить в смысловом аспекте, т.е. мир представляется не таким, какой он есть на самом деле, а каким он видится данной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, её понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличием одну культуру от другой. Каждая национальная культура, формируясь в специфических условиях своего существования (климатических, исторических, социальных), вырабатывает свое специфическое видение мира.
1.Введение 3
2. Культурная «картина мира». 4
3. Миф как способ освоения мира. 11
4. Заключение 18
5. Литература 20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Контрольная работа №1
по дисциплине «Культурология»
на тему: «Культурная картина мира. Миф как способ освоения мира».
Стерлитамак, 2010г
Содержание.
1.Введение
2. Культурная «картина мира».
3. Миф как способ освоения мира.
4. Заключение
5. Литература
Введение.
Существуют определенные отличия «Научная картина мира», «Религиозная картина мира», «Художественная картина мира», и «Культурная картина мира».
Научная картина мира - понимают как некую идеальную модель действительности, созданную на основе научных идей и принципов, являющихся базой для построения научных теорий. Особенностью её в том, что она практически лишена ценностного отношению к миру.
В отличие от научной картины мира, религиозная картина представляет модель действительности в фантастических образах. Её основу вера в некий Абсолют, которому следует поклоняться.
Художественная картина мира связана в смысловом значении для определённой социальной общности. Поэтому культурная и художественная картина мира во многом похожи, что можно обнаружить в смысловом аспекте, т.е. мир представляется не таким, какой он есть на самом деле, а каким он видится данной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, её понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличием одну культуру от другой. Каждая национальная культура, формируясь в специфических условиях своего существования (климатических, исторических, социальных), вырабатывает свое специфическое видение мира.
Культурная «картина мира».
Специфическое видение мир, зафиксированное в культуре – это культурная картина мира. Если мир – это среда и человек в их взаимодействии, то культурная картина мира – это результат переработки информации о среде сознанием человека. Каждое явление окружающего мира существует в сознании человека в виде образа, знания о нём и отношении к нему. И поэтому культурная картина мира – это система образов, знаний и представлений человека об устройстве мира и месте человека в нем.
Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.) разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мироведение.
Все богатство бытия данной культуры, вся целостность бытия данного народа формирует определённый способ сознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира - система образцов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Человеческое бытие разнопланово и многослойно. Некоторые из этих пластов (а именно те, которые связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества утвердится в этом мире) не подлежат рациональному контролю, являются неосознанными. Поэтому и понятие «Культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.
В строгом, узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, « самоочевидные», но недоказанные утверждения, вне научные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания. Культурная картина строится с точки зрения того, что он (мир) значит для живущего в нем человека. Но эти значения не всегда могут становиться достоянием сознания и воли. Культура – это формирование определённой общности между людьми, связывающей и объединяющей их и открытой иному бытию и опыту, в свете которых вещи функционируют и как элементы человеческой рациональности, поскольку несут в себе отпечаток человеческого отношения к ним. В процессе воплощения в предмете человеческих замыслов происходит непроизвольная реализация самого субъекта, его способностей, опыта и т.д. В ходе многообразных испытаний предметного мира тот или иной предмет, вещь, явление обретают свое место в миропорядке общественной жизни.
При инструменталистском подходе понятие «культурная картина мира» сводится лишь к рациональным очевидностям, к описанию выраженных в языке знаний (в том числе и науках) о мире и его различных пластах. При таком подходе происходит пренебрежение неповторимостью и уникальностью человека, его бытие теряет личностный характер.
Человеческое бытие нельзя сводить лишь к способности рационально стремиться к тем или иным целям, поскольку бытийский пласт человеческой деятельности заключается не только в нацеленности производить конечное, но понимать совокупность, устремляться к горизонту всеобщности человеческого существования.
Культурная картина мира складывается из тематических ясных, осмысленных и очевидных содержаний артефактов и неосознанных значений и личностных смыслов, а также опытов, переживаний, мотивов, оценок. Поэтому с содержательно тематической точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подобные картины мира; с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Построению этих картин предшествует построению другой картины мира – картин интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.
Развитие связей между культурами проводит к « смазыванию » уникальных особенностей каждый из них. Так, в ХХ в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логики мышления тех, кто работает с компьютером. Тем не менее, в ядре каждой культуры сохраняется то, « выкристаллизовано » под влиянием природы страны, её климата, пейзажей, пищи этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым, культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.
Ядром культурной картины мира является менталитет (от латинского – мышления, образ мыслей, духовный склад). Это понятие близко по назначению культурная картина мира. Культурная картина мира – это осознаваемые представления, а менталитет культуры не осознается, не рефлексируется сознанием, но переживается эмоционально и отражается в поведении. Существует множество определений менталитета.
Менталитет – это глубинные структуры культуры, исторически и социально ускоренное в сознание и поведении многих поколений людей, а потом при всей своей исторической изменчивости наиболее стабильные структуры культуры, которые определяют сходство различных этапов национальной истории.
Особенности менталитета:
- отражает специфику той или иной культуры, её отличие от других
- это исторически обусловленное явление, которое формируется под воздействием множества факторов
- укреплен в бессознательных
структурах человеческой
Понятие «менталитет» было введено в научный оборот французскими психологами и этнологами Л.Леви-Брюлем, Л.Февром, М.Блоком и другими. Оно фиксировало наличие у представителей этнических и социокультурных общностей своего рода психологических особенностей, позволяющих по-своему воспринимать и создавать природный и культурный мир, в том числе и самих себя. В силу этого французские ученые связывали в изучении истории любого народа с изучением его менталитета, является ядром культуры.
Менталитет оказывает самое существенное влияние на образ жизни каждого человека, поскольку, ему сложно избавиться от тех стереотипов мышления и психологии, которые накладывают на него определённая социальная и этническая среда.
По мнению российского философа В.Барулина, менталитет представляет такое глубинное качество духовности человека, которое обусловливается не только характер духовного отражения или общества, его адаптации к общественным условиям, но и активную форму преобразования человеком себя, своей общественной жизни. Понятие близкое по значению «менталитету», можно встретить у представителей психологических концепций Э.Фромма, К.Г.Юнга, Э.Фрейда и другие. Так швейцарский психолог и психиатр К.Г.Юнг пытался постичь глубинные основы коллективной психологии, употребил понятие «Архетип»;
Архетип – это своеобразные формы постижения мира, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей, обусловливают все психические процессы, связанные с их поведением.
Важнейшими компонентами картины мира, наряду с интуитивными представлениями, архетипами, способами мировосприятия, являются культурные нормы и ценности. Нормы – это правила поведения и жизнедеятельности людей и их принципы. Типология норм:
- нормы-запреты (табу). Есть в каждом обществе, но особенно много их в архаичном обществе. По мере развития общества количество табу сокращается.
- нормы-рамки. Определяют границы допустимого поведения.
- нормы-идеалы. Представление о совершенстве в разных сферах жизни, в том числе, о совершенном человеке.
Нормы различаются по степени обязательности выполнения и степени свободы выбора. Наиболее жесткий, принудительный характер имеют правовые нормы, технические, нарушение которых карается санкцией. Другие нормы носят менее жесткий характер, допуская свободу выбора.
Культурные нормы есть определённые образцы, правила поведения, действия, познания. Они складываются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Так нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того « что можно », а «что нельзя ». Огромную роль в формировании норм культуры играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения. Огромную роль в передачи духовного опыта из поколения в поколение играет система образования.
Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество. Например, в ХХ в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье.
Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры. Для молодёжи это изменение культурных внутрисемейных норм означает возможность « продлить детство », приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.
Нормы очень тесно связаны с ценностями, так как они вытекают из ценностей, являясь их продолжением на практике. Например, жизнь или здоровье порождают такие кормы, как не убий, не навреди больному.
Ценности – это материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей. Культурная картинка мира и по своему генезису, и содержательно включает в себя ценностные суждения. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономии, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает иерархия ценностей и ценностных изменений. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигается эстетический подход к миру, в средние века - религиозно-нравственный, в Новое время - научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.
Информация о работе Культурная картина мира. Миф как способ освоения мира