Культурная картина мира. Миф как способ освоения мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Художественная картина мира связана в смысловом значении для определённой социальной общности. Поэтому культурная и художественная картина мира во многом похожи, что можно обнаружить в смысловом аспекте, т.е. мир представляется не таким, какой он есть на самом деле, а каким он видится данной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, её понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличием одну культуру от другой. Каждая национальная культура, формируясь в специфических условиях своего существования (климатических, исторических, социальных), вырабатывает свое специфическое видение мира.

Содержание работы

1.Введение 3
2. Культурная «картина мира». 4
3. Миф как способ освоения мира. 11
4. Заключение 18
5. Литература 20

Файлы: 1 файл

культорология.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

               Всё разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на освоение выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:

- витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качества жизни. Уровень потребления, экологическая безопасность;

- экономические ценности: наличие  равных условий для товаропроизводителей     и благоприятных условий для развития производства товаров услуг, предприимчивость;

- социальные ценности: общественное  положение, трудолюбие, семья, достаток. Равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

- политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские  свободы, гражданский мир;

- моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь.   Бескорыстие, верность, справедливость, порядочность, взаимно помощь, уважение к старшим, любовь к детям;                                                                                            - религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

- эстетические ценности: красота,  гармония, стиль и т.д.

          Главная функция ценностей – регулятивная. Для того чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта. Внешний контроль осуществляется обществом, правовыми органами. Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации. Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности. Психологи считают, что ценности - «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т. д. В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни. Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам. 

          Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.

         Таким образом, культурная картина в мире не является чем-то     целым, а составлена из разных частей, как мозаика. Сопоставив рассмотрение мировоззрений, можно заметить, что получается замкнутый цикл: мозаика культурной картины зависит от мировоззрения её созидателей и наоборот.

Следует, что четкая картина  строения мира в культуре попросту невозможна.

 

 

 

 

Миф как способ освоения мира.

          Рассмотрим теперь важнейшие сферы духовной культуры в том порядке, как складывалось  человеческое представление о мире. Это движение последовательно отражают области:

- мифология;

- религия;

- эзотерика;

- искусство;

- наука;

- философия. 

Мы будем рассматривать  миф как первую форму человеческих представлений о мире.

          Миф (от греч.mythos – предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествлённых героях. При этом  предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. А во-вторых, миф не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре.  В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки искусства. Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологи.

          Мифология (от греч.mythos – предание, сказание и logos- слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерных для ранних стадий развития общества. Мифам разных народов присуще сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, человека (антропогонические мифы). О происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звёзд (астральные мифы). Мифы о животных, календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различных испытаниях, которые вставляют на его жизненном пути. Но  ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

          В первобытном обществе миф - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчленённость, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени). Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущения, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Происхождение мифа как системы взглядов, складывающихся в мировоззрении, как определение первооснов мироздания, сложилось в глубокой древности. Конечно, можно утверждать, что миф есть выдумка, игра фантазии, в которой возникают разные иллюзорные образы, но эти образы не могут возникать ниоткуда - они возникают из жизненных наблюдений. Буря - одно из тех проявлений природы, которое вызывало в человеке сильные ощущения, рождало страх перед её могуществом и силой. Самые древние символы, знаки и образы рождались именно из этих ощущений. И именно они стали языком культуры.

          Итак, мифология – форма сознания, стремящаяся к гармонии личности и природы. Это сознание основано на том, что человек неспособен выделить себя из окружающей среды. Мифологическому мышлению не свойственно разделение субъекта от объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственного и временного отношений, происхождения и сущности. В основе мифа лежит особый тип освоения человеком мира – мифологическое сознание.

         Особенность мифологического сознания – установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (расовые классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т.п.). Миф есть форма не только мысли, но и жизни. Миф же – это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, - своего рода «художественную религию», полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественность и сверхъестественность, мысль и чувства, знание и вера. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью осуществлялась связь «времен» - прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Миф несёт в себе два основных мотива. Один из них связан с человеческой судьбой, с тем эмоциональным напряжением, которое испытывает человек, предчувствующий неизбежность смерти. Миф придаёт предчувствию яркую ощутимую форму, вписывает человека в контекст мироздания, возвышая его над обыденностью собственного физического существования. Другой мотив – отношение к проблемам социального устройства. К мифу прибегают для обоснования социальных различий, для изменения, восстановления или сохранения прошлого. Социальный миф, как правило, переплетает с легендами об историческом, культурном прошлом народа. Социальный миф осуществляет себя в устойчивых формах человеческого поведения, связан с обрядами, ритуалами, воплощается в таких предметных формах, как храмы, мавзолеи, эмблемы, одежда. Социальный миф, рожденный противоречиями повседневной жизни и являющийся своеобразной формой их разрешения,- неизбежное явление. Социальный миф тесно связан с идеологией. Идеология актуализирует лишь одну сторону мифологического сознания – организующе-нормативную, отсекая творческое начало в мифе. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремления найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.

          Практическую сторону мифологического сознания выражала магия.

Магия – это способ воздействия на вещи через использования не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. Отсюда понятно, почему в мифе (а миф, напомним, не рассказ, а сама жизнь) такое значение обретает жест, ритуал, слово. Ведь и жест, и ритуал, и слово магически связаны с миром грозных божественных сил, они могут вызывать их гнев, а могут и усмирять их. Да  и само слово не есть просто слово в нашем понимании. Слово всегда мистически связано с обозначаемым предметом или явлением, это слово – магический символ, слово-заклинание и неосторожное обращение со словом может грозить мировыми катастрофами. В древнюю эпоху «злое слово» считалось опаснее «меча». Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека – и не на его разум, который был ещё слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия  не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм, «программировала» их бессознательное на успех в трудном и опасном деле. Функция магии заключается в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. В мифе человек магически овладевал миром, но не следует думать, будто это приносит ему свободу. Ведь магическая связь сама делает своим пленником того, кто к ней обращается. Она освоила способы воздействия на окружающего человека природную и социальную среду, его телесный и душевный мир во имя достижения контроля над ним. Но древний человек  и не стремился к свободе. Миф и магия выражают стремление не к свободе, а к выживанию, но выживание здесь осуществляется за счет подавления любых проявлений свободы.

          Другая его функция – объяснительная. Мифологическое сознание помогала человеку не только овладеть миром, но и защищало его, придавая устойчивость жизни и деятельности. Он как скрытый, но активный пласт, участвует  в  формировании национального самосознания, отражения исконные для народа принципы мировидения, типы жизнедеятельности, формы социальности. Язык и фольклор – способы его воспроизводства. Мифология очеловечивает мир, упорядочивает социальную практику, поддерживает жизненные начала культуры.

          Символ (греч.-знак, опознавательная примета) – синтез образа и знака, наделенные органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа. Для первобытного человека все символы и образы, созданные его пониманием, были жизненными, он не только так верил - он так жил. Человек готов идти на смерть ради своих взглядов, ради тех принципов жизни, которые утверждались в его душе. Он не знал что мир другой. Миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Задача мифа  как мировоззрения состоит в том, чтобы дать человеку знания или объяснение существования мира, формируя образ мышления и восприятия, дать смысл жизни, способ её восприятия, прообраз для поступков, который следует копировать. И так, мифологические мировосприятия – это целостная система верований и знаний человека, в котором сконцентрированы свойственные ему представления о космосе, пространстве и времени.

         Миф – это способ человека познания окружающего мира, который опирается на идентификации различных явлений и человека. Это сходство человек выразил в бытовой культуре - бусы, обереги, вышивка на одежде, татуировки, орнаменты на домах, внешний облик предметов домашнего обихода - все это языковые материальные формы, которые создал человек, отражая какие-то законы мифа. Любой бытовой предмет, украшение – это всегда отражение мироздания так, как его понимал человек. Например, кокошник русской женщины изображал собой небосвод, от которого тянулись благодатные, плодоносные струи дождя в виде подвесок, прикрепленных к кокошнику (само слово «кокошник» происходит от имени богини плодородия Макоши; Макошь-Кокошь-кокошник). Знак креста, который часто использовался в различных орнаментах и вышивках, был самым распространенным символом, обозначившим весь мир, то есть указывал «на все четыре стороны».

         Мифологическое мировосприятия – это особый тип восприятия действительности, при котором человек не разделял физический (материальный, внешний) мир предметов и их имена, вообще любое явления и его имитацию (грозы и обряды, имитирующего грозу), для него все это было единым миром. Начало и конец мира в понимании человека лежит в едином, неопознанном бытии. Поэтому символы рождения были и символами смерти.

          Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на внутреннем родстве (подобии качеств) человека и мира, в котором все наделено смыслом, то есть является «проекцией» человеческой души вовне, в «космос». Мифологическую взаимосвязь человека и окружающего мира можно определить как отношение, которые проецируют друг на друга свои законы и порядки. Человек определяет законы своего общества как законы окружающего его мира животных и растений, то есть проецирует на свое общество законы природы. И наоборот – он проецирует на природу свои отношения. Человек воспринимает свое общество как природное продолжение и считает, что природа также продолжает человеческое общество. Природа – всегда субъект, и она также копирует действие человека, как и он её. Когда человек  размышлял о существовании мира, он мыслил его как некую огромную «семью», в которой все находятся в родственных связях друг с другом. Глава «семьи» - это Бог или боги, природные стихии, от коих произошли все живые существа, последним из которых был человек. Родство всего живого как представление возникло у человека из его наблюдений. Он видел, что в окружающем мире есть какие-то основополагающие законы, которые человек наблюдал у многих живых существ. Например, рождение и смерть  присуще всему живому, объединение по парам и воспитание детей – животным, птицам и т.д. Эти идеи человек фиксировал в ритуалах и ритуальных атрибутах (масках, татуировка, предмета культа).

Информация о работе Культурная картина мира. Миф как способ освоения мира