Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:51, контрольная работа
Художественная картина мира связана в смысловом значении для определённой социальной общности. Поэтому культурная и художественная картина мира во многом похожи, что можно обнаружить в смысловом аспекте, т.е. мир представляется не таким, какой он есть на самом деле, а каким он видится данной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, её понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличием одну культуру от другой. Каждая национальная культура, формируясь в специфических условиях своего существования (климатических, исторических, социальных), вырабатывает свое специфическое видение мира.
1.Введение 3
2. Культурная «картина мира». 4
3. Миф как способ освоения мира. 11
4. Заключение 18
5. Литература 20
Миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры.
Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией.
Заключение.
Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом породнении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру её стихийных сил. Так возникает первая форма религии. Теперь наблюдаемое солнце уже не есть бог, хотя и сохраняет представления о боге солнца как об управляющем начале природы. Боги теперь переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором есть место гражданской свободе человека. Сам космос становится более «разумным», «рациональным», символизируя переход от порядка первобытной общины, к порядку античного полиса.
Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы ещё не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили, прежде всего, магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте).
Чрезвычайно важным стало преодоление мифа философией. Миф был первой формой мудрости, которая есть постижение смысла жизни и человеческого смысла мироздания. Потребность в мудрости осталось у человека и после разложения мифа как доминирующей формы культуры, но теперь выражением мудрости стала философия (отсюда её название, буквально переводящееся как «любовь к мудрости»). Если в мифе вся мудрость выражалась внерациональным путём, в символических образах, то философия стремится рационально выразить и обосновать мудрость, сделать мудрость предметом рационального мышления.
Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе. И это понятно, ибо главное назначение мифа – придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными (архетипическими) формами придания и выражения смысла. Но, конечно же, современная культура вкладывает в эти формы свое, новое содержание. Однако и современный человек опирается на сконцентрированную в архетипических образах психическую энергию, используя её для построения новых смыслов, новых символических систем. Во-вторых, в культуре ещё очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий и пр.
Литература.
Информация о работе Культурная картина мира. Миф как способ освоения мира