Культурная картина мира. Миф как способ освоения мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Художественная картина мира связана в смысловом значении для определённой социальной общности. Поэтому культурная и художественная картина мира во многом похожи, что можно обнаружить в смысловом аспекте, т.е. мир представляется не таким, какой он есть на самом деле, а каким он видится данной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, её понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличием одну культуру от другой. Каждая национальная культура, формируясь в специфических условиях своего существования (климатических, исторических, социальных), вырабатывает свое специфическое видение мира.

Содержание работы

1.Введение 3
2. Культурная «картина мира». 4
3. Миф как способ освоения мира. 11
4. Заключение 18
5. Литература 20

Файлы: 1 файл

культорология.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

          Миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры.

          Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

          Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом породнении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру её стихийных сил. Так возникает первая форма религии. Теперь наблюдаемое солнце уже не есть бог, хотя и сохраняет представления о боге солнца как об управляющем начале природы. Боги теперь переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором есть место гражданской свободе человека. Сам космос становится более «разумным», «рациональным», символизируя переход от порядка первобытной общины, к порядку античного полиса.

         Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы ещё не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили, прежде всего, магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте).

          Чрезвычайно важным стало преодоление мифа философией. Миф был первой формой мудрости, которая есть постижение смысла жизни и человеческого смысла мироздания. Потребность в мудрости осталось у человека и после разложения мифа как доминирующей формы культуры, но теперь выражением мудрости стала философия (отсюда её название, буквально переводящееся как «любовь к мудрости»). Если в мифе вся мудрость выражалась внерациональным путём, в символических образах, то философия стремится рационально выразить и обосновать мудрость, сделать мудрость предметом рационального мышления.

          Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе. И это понятно, ибо главное назначение мифа – придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными (архетипическими) формами придания и выражения смысла. Но, конечно же, современная культура вкладывает в эти формы свое, новое содержание. Однако и современный человек опирается на сконцентрированную в архетипических образах психическую энергию, используя её для построения новых смыслов, новых символических систем.  Во-вторых, в культуре ещё очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий  и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов н/Д., 1992г.
  2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Искусство- СПБ, 2001г.
  3. Драч Г.В. Культурология. М., 2006г.
  4. Платонова Э. Конспект лекций по культурологии. М., 2005г.
  5. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999г.
  6. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002г.
  7. Багдасарян Н.Г. Культурология. М., 1999г.
  8. Малюга Ю.Я. Культурология. М., 2007г.
  9. Маркова А.Н. Культурология. М., 2008г.
  10. Соколов Э. Культура, человек  и картина мира. М., 1987г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             




Информация о работе Культурная картина мира. Миф как способ освоения мира