Культурно-антропологические измерения семьи и родства в работах М. Мид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:25, реферат

Описание работы

Маргарет Мид - известный американский ученый - антрополог, социолог. Она стала знаменитой благодаря новаторским разработкам в области антропологии; внесла также большой вклад в развитие общественной науки в целом и социологии семьи в частности.
Она участвовала во многих экспедициях, изучала культуру народов Азии и островов Самоа и Бали в Тихом океане, а также многочисленных племен Новой Гвинеи. Эти исследования показали большое разнообразие в культурах разных народов и решающую роль культуры в формировании социальных установок и поведения людей.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Маргарет Мид: начало работы. 4
Глава 2. Поездка на Самоа 6
Глава 2.1 Воспитание детей. 6
Глава 2.2 Родственные отношения в самоанском семействе. 7
Глава 3 Исследования в Новой Гвинее. 11
Глава 3.1Агрессия и любовь в примитивных племенах 11
Глава 3.2 Создание семьи в племени арапеш 12
Глава 3.3 Любовь в семьях примитивных племен. 14
Глава 5.Исследование «разрыва между поколениями». Три типа культур. 17
Вывод 20
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

антропология.docx

— 61.96 Кб (Скачать файл)

Культурно-антропологические  измерения семьи и родства  в работах М. Мид

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Маргарет Мид: начало работы. 4

Глава 2. Поездка на Самоа 6

Глава 2.1 Воспитание детей. 6

Глава 2.2  Родственные  отношения в самоанском семействе. 7

Глава 3 Исследования в Новой Гвинее. 11

Глава 3.1Агрессия и  любовь в примитивных племенах 11

Глава 3.2 Создание семьи  в племени арапеш 12

Глава 3.3 Любовь в семьях примитивных племен. 14

Глава 5.Исследование «разрыва между поколениями». Три  типа культур. 17

Вывод 20

Список использованной литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Культурная антропология изучает процессы и явления жизни людей, которые протекают в культуре (обществе)»1. Представители культурной антропологии   обращают внимание на культуру человеческих групп; особенно популярны в ней этнографические, археологические и лингвистические исследования.

 В процессе развития  культурная антропология разделяется  на Западе на ряд субдисциплин. Заметное место среди них занимает  археология и этнология. Этнология,  в свою очередь, распадается  на этнографию, лингвистику, социальную  антропологию как исследующую  формы коммуникаций и взаимовлияния различных культур. Культурантропологическое знание обосновывает научное изучение человеческой культуры, и материальные культурные объекты, и духовные проявления культуры (верования, ценности, идеи). Огромное внимание культурные антропологи уделяют религиозным верованиям.

Культурная антропология внесла заметный вклад в международную  жизнь, сближая и способствуя  пониманию между народами с различными культурами.

Видными представителями культурной антропологии являются  Ф. Боас (1858 – 1942), А. Кребер (1876 – 1960), М. Мид (1901 – 1978).  Они стояли у истоков школы «Культура и личность».

Школа «Культура и личность» - теоретико-методологическое направление в американской этнологии 1930-1950-х годов, представители которого полагали, что каждая культура обладает специфическим типом личности, ключ к которому, а тем самым и к национальному характеру дает изучение способов воспитания детей. Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со второй половины 19 в. и породившей такие понятия как «национальный характер», «национальная психология». Теория Школы возникла из слияния двух течений: культурного детерминизма школы Боаса, согласно которой характер человека формируется исключительно в результате и неофрейдизма, согласно которому разные культурные типы личности - результат ограниченных вариаций на основе всеобщих, инвариантных закономерностей индивидуального развития.

 Главный постулат теории - наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей его историю.

Теория Культуры и Личности стимулировала применение в полевых исследованиях различных психологических методов (проективных тестов, изучения истории жизни, сновидений, фантазий) и оказала заметное влияние на социологию и социальную психологию. Однако ее многочисленные грубые упрощения:

  • идея единой для общества структуры личности и приравнивание ее к национальному характеру;
  • абсолютизация межкультурных и недооценка внутрикультурных различий между индивидами;
  • фаталистическая трактовка роли детства в развитии личности и односторонняя психоаналитическая интерпретация возрастных процессов;
  • сведение сложных процессов социализации к отдельных элементам ухода за ребенком - так называемый «пеленочный детерминизм» и т.д.)

подверглись резкой критике  со стороны как этнологов, так  и психологов. В своем дальнейшем развитии Школа «Культура и Личность» отошла от этих теоретических спекуляций, уделяя больше внимания кросскультурным статистическим и полевым исследования.

Глава 1. Маргарет Мид: начало работы.

 

Ученица Боаса и Бенедикт, Маргарет Мид развивала ведущую проблему этой Школы по трем направлениям:

  • исследование проблем социализации детей,
  • культурного смысла сексуальных ролей,
  • социального и культурного измерения личности.

Центральным для концепции  Мид является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей  психической жизни, обусловленных  культурой. Эмпирия, основа этой концепции - двадцатипятилетние полевые исследования Мид архаических культур с  применением прожективных тестов, фото- и киноописаний.

Во время учёбы в  колледже Барнард при Колумбийском университете  Маргарет Мид заинтересовалась антропологией. Там же она встретила Рут Бенедикт и Франца Боас, которые оказали на нее большое влияние. Именно Боас руководил её первыми исследованиями в Самоа в 1925-1926гг. , где Маргарет Мид исследовала конфликты подросткового возраста и выявила их социальную природу.

 В урбанизированном, цивилизованном и сложном обществе, таком как США, этого нельзя было сделать. В американской цивилизации с её многочисленными противоречиями различных иммигрантских слоёв, десятками конфликтующих стандартов поведения, сотнями религиозных сект, с её колеблющимися экономическими условиями жизни нарушенный статус юности был более заметен, чем в старших по возрасту и более устоявшихся цивилизациях Европы. Американские условия бросали вызов психологу, педагогу, социологу, требуя от них приемлемого объяснения растущих страданий детей.

Этнографы не делали предметом исследования и простую крестьянскую общину в Европе или изолированную группу белых жителей гор на американском Юге. Образ жизни этих людей прост, но принадлежит он той же самой исторической традиции, которой принадлежат сложные части европейской и американской цивилизации.

Предметом исследования этнографов были примитивные народы, имеющие  за своей спиной тысячелетия исторического  развития по путям, совершенно отличным от европейской и американской цивилизации. Этнограф, по мере того как он осмысливал всё растущий материал о нравах примитивных народов, начинал понимать огромную роль социального окружения, той среды, где родился и был воспитан каждый человек. Аспекты человеческого поведения, которые было принято считать непременными следствиями нашей природы, оказывались простыми продуктами цивилизации, т.е. чем-то таким, что наличествует у жителей одной страны и отсутствует у жителей другой, хотя последние принадлежат к той же самой расе. Всё это привело к тому, что ни раса, ни общая человеческая природа не может предопределить, какую форму примут даже такие фундаментальные человеческие эмоции как любовь, страх, гнев, в различных социальных средах.

Этнографы выбирали простые народы такие как: эскимосы, индейцы цуэбло, жители островов южной части Тихого океана, т.к. «простота цивилизации облегчает её анализ»2.

 

 

Глава 2. Поездка на Самоа

Глава 2.1 Воспитание детей.

 

 Мид, исследуя проблему  юности, решила поехать на Самоа.  Так как женщин–этнологов мало, то знаний о девушках, принадлежащих к примитивным народам, значительно малы, чем знания о юношах. Это было побуждением для исследования самоанской девушки – подростка.

  Мид попыталась показать самоанку в её социальном окружении, описать течение её жизни от рождения до смерти, проблемы, которые она должна будет решать, ценности, которыми она руководствуется в своих решениях.

С рождением ребёнок спит рядом с матерью. После того как  его отнимают от груди, главной нянькой  становится девочка 6 – 7 лет. Если бы на Самоа преобладали маленькие  семьи с малым числом детей, то это обязательно привело к  тому, что половина населения вырастала  бы в заботах о других, воспитывалась  в духе самопожертвования, в то время  как только ребенок подрастает до того возраста, когда его своеволие  становится нестерпимым, на его плечи  возлагается забота о младшем. Каждый ребёнок поэтому здесь дисциплинируется и социализируется ответственностью за младшего брата или сестру. К 6-7 годам девочка хорошо усваивает  главные запреты, и потому ей можно  поручить заботу о младшем. К этому  же времени у неё формируется  и ряд простых навыков.

«У девочек высоко развито  чувство индивидуальной ответственности, но их окружение мало учит их эффективной  кооперации. Это особенно видно, когда  молодежь, проводит какое-нибудь совместное мероприятие: юноши организуются быстро, а девушки, не приученные ни к каким  быстрым эффективным методам  сотрудничества, тратят часы на перебранку…»3

 Как только девочка набирается достаточных физических сил, чтобы носить тяжелые ноши, в интересах семьи оказывается переложить заботу о маленьких детях на плечи её младшей сестры. Вся бытовая рутинная работа перекладывается на плечи детей 14 лет. Как только девочка становится способной на какую-либо целенаправленную работу, её сразу отправляют на рыбалку вместе с взрослыми.

Глава 2.2  Родственные  отношения в самоанском семействе.

Внутри семейства власть дает скорее возраст, чем родственные  связи. В подростковом возрасте девушка как раз находится посередине этой возрастной иерархии, ей должны подчиняться столько же людей, скольким она сама должна подчиняться. Этот процесс (изменение положения в семейной иерархии только в зависимости от относительного возраста члена семьи) имеет силу строгого закона. Замужество девушки почти ничего не даёт в этом отношении. Но девушка, не вышедшая замуж даже после 25 лет, ни в каком отношении не чувствует себя менее уважаемой или более безответственной, чем её замужние сестры.

Ни один самоанский ребенок, исключая таупоу (церемониальной принцессы  дома) и закоренелых малолетних преступников никогда не испытывает чувство, что  он загнан в угол. У него всегда есть родственники, к которым можно  убежать.

Возможность угнетения одного человека другим само по себе исключается  с возможностью переезда человека на другое местожительство. Оценка личности на Самоа представляют собой интересную смесь предусмотрительности поведения  и фатализма. В языке самоанцев  существует слово «муссу», означающее нерасположенность и неуступчивость человека. А причина этой неуступчивости самоанец не хочет объяснить т.к. он сдается, не пытаясь, все проявления муссу хоть как-то объяснить. И если происходит это самое мусу т.е. нежелание ребенка спать и др., то самоанец отвечает: «Кто его знает». Но есть одно исключение из этого правила поведения. Если человек заболевает, то объяснение его болезни ищут в отношении к нему родственников.

Но в основном у самоанцев  преобладает проявление безразличия  к мотивам поведения другого  человека. Но мусу своего рода защита самоанца, т.к. здесь в этом обществе человек  мало предоставлен самому себе. Самоанец никогда не находится один, с самого детства он живет в большой  семье, где нет личного имущества (или оно есть, но его могут  легко подарить другому). Неприкосновенность личной собственности практически  отсутствует.

Здесь существует атмосфера  маленькой деревни, где любой  даже самый интимный поступок становится известным. Именно публичность любого поступка замещается в полной мере ожесточенным и мрачным молчанием  о внутренней жизни. Европейская  женщина может сказать: «Да я  люблю его, но я не знаю, что будет  дальше», а самоанка скажет: « Да мы живем вместе, но вы никогда не узнаете, люблю я его или ненавижу».

 Наиболее важные родственные отношения в самоанском семействе, сильнее всего влияющие на жизнь молодых семей, - это отношения между мальчиками и девочками, называющими друг друга словами «брат или сестра» (безотносительно к тому идет речь о родстве по крови, по браку или по усыновлению) и отношение между и старшими родственниками. Различия между полом и возрастом легко объяснить самими условиями семейной жизни.

Например, с 9-10 лет (это возраст  когда должны соблюдаться правила  приличия) они не смеют коснуться  друг друга, сидеть рядом, упоминать  в присутствии друг друга о  каких-либо непристойностях и др.

Наиболее решающим фактором складывающейся дружбы среди девочек  после семнадцати лет оказывается  родство и сходные сексуальные  интересы.

Причиной поездки на Самоа  было изучение становления девочки  в зрелую женщину без влияния  сложностей уже организованной цивилизации, т.е. почему во время полового созревания девушка ведет себя агрессивно и  бросает вызов семье и обществу или наоборот замыкается в себе. Так вот изучение становления девушки в условиях развитой цивилизации просто невозможно, ведь условия жизни в развитом обществе влияют на поведение девочки уже с рождения. А в примитивных условиях это сделать проще.

«Верно ли, что процесс взросления, в ходе которого маленькая девочка становится взрослой женщиной, сопровождается спазматическим, эмоционально отягченным развитием, пробуждением религиозного чувства, расцветом идеализма, большой жаждой самоутверждения перед лицом авторитета? Можем ли мы считать, что юность – это такое время в жизни каждой девочки, которое столь же обязательно связано с синдромами конфликта и стресса, как и с физическими изменениями её тела?»4

И вот при наблюдении девушек  на Самоа делается вывод, что ответ  на все эти вопросы только отрицательный. Девушка, достигшая половой зрелости отличается от своей сестры младшего возраста только физическими изменениями, т.е. других отличий между ними нет, в основном они похожи. Но возникают  также другие вопросы, если период полового созревания не приносят в жизнь девушки  особенных трудностей, то с чем  связаны стрессы у американских девушек-подростков?

Информация о работе Культурно-антропологические измерения семьи и родства в работах М. Мид