Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:25, реферат
Маргарет Мид - известный американский ученый - антрополог, социолог. Она стала знаменитой благодаря новаторским разработкам в области антропологии; внесла также большой вклад в развитие общественной науки в целом и социологии семьи в частности.
Она участвовала во многих экспедициях, изучала культуру народов Азии и островов Самоа и Бали в Тихом океане, а также многочисленных племен Новой Гвинеи. Эти исследования показали большое разнообразие в культурах разных народов и решающую роль культуры в формировании социальных установок и поведения людей.
Введение 2
Глава 1. Маргарет Мид: начало работы. 4
Глава 2. Поездка на Самоа 6
Глава 2.1 Воспитание детей. 6
Глава 2.2 Родственные отношения в самоанском семействе. 7
Глава 3 Исследования в Новой Гвинее. 11
Глава 3.1Агрессия и любовь в примитивных племенах 11
Глава 3.2 Создание семьи в племени арапеш 12
Глава 3.3 Любовь в семьях примитивных племен. 14
Глава 5.Исследование «разрыва между поколениями». Три типа культур. 17
Вывод 20
Список использованной литературы 23
Кофигуративные культуры – это культуры быстро меняющиеся. Здесь каждое поколение отличается от предыдущего по складу личности, мотивации, эмоциональным переживаниям. Хотя старшее поколение продолжает играть решающую роль в воспитании, оно не воспринимается как безусловный эталон. Кофигурация начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы (например, как результат технического прогресса, переселения, смены вероисповедания, революций и т.д.). Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные сверстниками пути к успеху и избегая совершенных ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся образцами для других представителей своего поколения. Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников. «Это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников».10 Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. «Это общество, в котором отсутствуют деды и бабки», характеризуется кризисом постфигуративной культуры. «Этот кризис может возникнуть разными путями: как следствие катастрофы, уничтожающей почти все население, но в особенности старших, играющих самую существенную роль в руководстве данным обществом; в результате развития новых форм техники, неизвестных старшим;.... в результате обращения в новую веру, когда новообращенные взрослые пытаются воспитать своих детей в духе новых идеалов, не осознанных ими ни в детском, ни в юношеском возрасте, или же в итоге мер, сознательно осуществленных какой-нибудь революцией, утверждающей себя введением новых и иных стилей жизни для молодежи»11.Очевидно, что приведенные автором два последних пути (или, точнее, две причины) кризиса постфигуративной культуры и ее перехода в кофигуративную в значительной мере объясняют те затруднения в образовании, с которыми встречается современное общество конца XX в. Так, на примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником — ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.
По М. Мид, нуклеарная семья (родители — дети) более адаптирована к условиям кофигуративной культуры, когда характер образования определяют не родители, а учителя и сверстники. М. Мид полагает, что это — американская модель (образование воспитывает представителей новой культуры и людей нового века) и эта модель является абсолютной, объясняющей разрыв между поколениями, который «совершенно нов, глобален и всеобщ». Однако именно образование в Европе, в России свидетельствует о том, что данная модель не абсолютна, что образование -это форма не разрыва, а сохранения и объединения двух типов культур и проявляется она в новой организации образования, в частности в формировании педагогики сотрудничества между поколениями.
Префигуративные культуры - культура будущего, где опорой как в научной, так и в этической областях будет выступать творчество молодого поколения. Префигуративная культура, в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей. Темп развития современного общества становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается не только недостаточным, но и мешающим творческому подходу к новым условиям.
Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет.
Концепция Мид схватывает зависимость отношений разных поколений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивает, что такая трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, влияющую на старшее поколение.
Маргарет Мид стала
знаменитой благодаря новаторским
разработкам в области
М. Мид была пионером во многих областях и создала эталон полевого исследования. Она первой в культур-антропологии стала использовать психологические тесты, в частности тест Роршаха, анализировать детские рисунки и игры, взяла в руки фото- и кинокамеру.
Она участвовала во многих экспедициях, с интервалами в несколько лет возвращалась в одни и те же места, изучала культуру народов Азии и островов Самоа и Бали в Тихом океане, а также многочисленных племен Новой Гвинеи. Среди ее работ наиболее знамениты книги «Достижение совершеннолетия на Самоа», «Как взрослеют жители Новой Гвинеи» и «Секс и темперамент в трех примитивных обществах». Все они были опубликованы в конце 20-х - начале 30-х годов. Эти исследования показали большое разнообразие в культурах разных народов и решающую роль культуры в формировании социальных установок и поведения людей.
Маргарет Мид на много лет вперед определила особый интерес психологической антропологии к исследованиям детства. Она была первым антропологом, изучившим воспитание детей у разных народов. Останавливала свое внимание на практике детского пеленания, умывания, приучения к чистоте, что, по ее мнению, оказывало огромное влияние на формирование человеческой личности. Ее документальный фильм «Купание детей в трех культурах» стал классическим.
Она первая, описав процесс взросления у некоторых не-западных народов, начала изучение бессознательных установок взрослых членов общества по отношению к детям и способов коммуникации между взрослыми и детьми, играм с детьми, способам руководства детьми.
Она стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в «цивилизованном мире» практикой воспитания детей и подростков. Работы Мид разбивают обычные представления о возрастных циклах. Так она показывает на примере культуры жителей Самоа, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений — вообще не более, чем черта, присущая западным культурам.
Работы Мид разработали почву для исследований на следующие сорок лет отношений между культурным окружением, воспитательской практикой и поведением взрослых. Эти идеи дали направление кросс-культурным исследованиям детского окружения и развития до настоящего времени.
Основное внимание Мид уделяла исследованию проблем юности, воспитания детей и сексуальных ролей. Однако круг ее научных интересов не был ограничен названными темами: в ее трудах и лекциях рассматриваются вопросы контроля рождаемости и абортов, проблемы образования, рас и этнических групп, религии, социального планирования, старения и смерти, а также перенаселения.
Маргарет Мид изучала проблемы расхождения между молодежью и старшим поколением, которое наблюдалось в каждом исследованном ею обществе.
Основные культурологические идеи Маргарет Мид нашли отражение в следующих работах: «Coming of Age in Samoa» (1928); «Growing Up in New Guinea: A Comparative Study of Primitive Education» (1930); «The Changing Culture of an Indian Tribe» (1932); «Mind Self and Society: From the Stundpoint of Social Behaviorist» (C. W. Morris, Ed., 1934); «Sex and Temperament in Three Primitive Societies» (1935); «The School in American Culture» (1951); «Anthropology: A Human Science» (1964); «Culture and Commitment: A Study of the Generation Gap» (1970); «Культура и мир детства» (сб. пер. на рус. яз., 1988) и др.
К концу 70-х годов Мид
стала почти легендарной
Хотя взгляды Мид нередко подвергались критике на протяжении всей ее жизни и после смерти, трудно переоценить ее вклад в мировую культуру.
1 Гульбин Г.К. Социальная антропология. Изд-во Томского политехнического университета, 2009, с.11
3 Мид М. Взросление на Самоа// Культура и мир детства. М., 1988. С.88 – 171.
4 Мид М. Взросление на Самоа// Культура и мир детства. М., 1988. С.88 – 171.
5 Мид М. Арапеши и мундугуморы: половые роли в культуре// Культура и мир детства. М., 1988. с.50
6 Мид М. Арапеши и мундугуморы: половые роли в культуре// Культура и мир детства. М., 1988. с.259
7 Мид М. Арапеши и мундугуморы: половые роли в культуре// Культура и мир детства. М., 1988. с. 274-280
9 Мид М. Отцовство у человека — социальное изобретение // Культура и мир детства. М., 1988. с. 308-321
10 Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями// Культура и мир детства. М., 1988, с.342
11 Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями// Культура и мир детства. М., 1988, с.343
Информация о работе Культурно-антропологические измерения семьи и родства в работах М. Мид