Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Досуг с древних времен по XVII век…………………………………… 3
2. Развитие досуга в XVIII - XIX века…………………………………….. 7
3.Довоенный период 1917 – 1941гг………………………………………... 13
4. Период войны 1941-1945гг……………………………………………… 15
5. Период 1945-1990 года………………………………………………….. 17
6. 1990 - по наши дни………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………….. 22
Список литературы…………………………………………………………. 23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Досуг с древних времен по XVII век…………………………………… 3
2. Развитие досуга в XVIII - XIX века……………………………………..
7
3.Довоенный период 1917 – 1941гг………………………………………... 13
4. Период войны 1941-1945гг………………………………………………
5. Период 1945-1990 года………………………………………………….. 17
6. 1990 - по наши дни………………………………………………………. 20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.
Культурно-досуговая деятельность
в нашем обществе является автономным
образованием, в тоже время она тесно связана
с другими видами деятельности: бытовой,
религиозной, торговой, социальной, политической.
В историческом и современном аспектах
отчётливо просматриваются различия между
организацией досуга в специализированном
центре культурной деятельности (театр,
концертный зал, картинная галерея) и в
неком неорганизованном пространстве.
Культурно-досуговая деятельность в этом
случае сопутствует какому-либо другому
процессу, а не является самоцелью.
Я выбрала эту тему для того, чтобы лучше
узнать историю развития досуга населения
России. Увидеть существенные изменения,
взаимосвязь всех граней деятельности
человека и непосредственное выражение
их же в досуге. Хотела увидеть культурное
развитие и достижения на данный момент.
Чему отдаёт предпочтение человек на данном
историческом этапе.
Наблюдая за историческими
изменениями культурной деятельности
Русского народа, безусловно, видишь целостность
формирования его сознания и духовных
сил.
Досуг с древних времен по XVII век
Досуг, как социальное явление,
имеет глубокие исторические корни,
он всходит к периоду каменного
века, когда возвращение древних
охотников с добычей
Переход племён к оседлому образу жизни
и занятия земледелием сопровождались
целой системой праздников.
Календарные обычаи и обряды
годичного цикла, связанные с
трудовой деятельностью народа, - это
сложное общественное явление, своеобразное
отражение их социально-политической,
историко-культурной, этнической, духовной
жизни на различных этапах развития.
Как концентрированное
Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как праздник.
Существуя во всех обществах с глубокой древности, праздники являются необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина, "празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры".
Во все времена праздник
воспринимался как
С годами праздники наполнялись
новыми религиозными представлениями,
адекватными подробностями
Не смотря на то, что праздники органически
вплелись в ткань повседневной жизни людей
и имели для них, в первую очередь, культурное
значение, именно праздники, по мнению
многих учёных, можно отнести к первоначальным
формам досуговой деятельности.
Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.
Русская народная музыка - особая
самостоятельная облаять
Игра на музыкальных инструментах
сопровождала у древних восточных
славян и события семейного быта,
и массовые народные праздники на
открытом воздухе, и военные походы.
Песни, пляски, музыка, стихи, сказания,
игры и развлечения сделались неотъемлемой
частью праздников.
"Ряженье" сопровождавшее
святки, масленицу и т.д. обладало
характерными чертами,
Распространены игры, борьба, кулачный
бой, беганье в запуски, метание копья.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей.
Любимой забавой высшей знати
становится звериная и птичья охота.
В перерывах между сражениями на княжеском
дворе проводились важные военные игры.
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.
Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре.
До принятия христианства
существовала недифференцированность
русского быта и обрядовости, и потребность
в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов,
выполнявших все обрядовые и ритуальные
функции, ещё не возникла. "Вертимое
плясание", пляски и хороводы были общим
делом всех участников этих обрядовых
действ. Христианство разобщило народ
и жречество. Язычество, как культ, было
подорвано, но языческая обрядность продолжала
существовать на началах двоеверия. Боги
поверженных культов становились бесами.
Часть жрецов продолжала отстаивать культ,
прежняя роль волхвов не угасала, известны
восстания, когда "из чащи времён"
прошлое завладело умами даже через несколько
веков после введения христианства. Другая
часть постепенно вырождалась в мелких
колдунов и чародеев, знающихся с нечистой
силой (т.е. с теми же своими богами). Из
вырождавшихся волхвов произошли первые
скоморохи. Недаром на протяжении всей
своей исторической жизни скоморохи слыли
ведунами и знахарями, людьми, якшающимися
с нечистой силой, способными напустить
"порчу" и принести всякий вред. Главная
сфера их первоначальной деятельности
- обряды, связанные с ритуальным смехом.
В деревнях и сёлах нужда в скоморохах
ощущалась главным образом в дни праздников,
составной частью являлись, как я ужу писала,
народные игрища. Скоморохи были также
непременными участниками свадеб и общественных
пиров - братчин. В остальное время скоморохи
мало, чем отличались от остальных деревенских
жителей.
Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.
На протяжении XVI века в
Русском государстве
Через иностранцев россияне
знакомились бытом и нравами,
господствовавшими в западных странах,
с более продвинутыми формами
досугового времяпрепровождения. В Русском
государстве начало развиваться искусство,
стали проникать новейшие научные знания.
Однако благами культуры могла воспользоваться
лишь незначительная часть населения,
преимущественно представители высшей
аристократии, и прежде всего царь и его
приближённые. Особенно любимым занятием
во время отдыха было чтение. Но в подавляющем
большинстве весь русский народ в проведении
своего досуга продолжал следовать патриархальным
традициям.
Развитие досуга в XVIII - XIX века
XVIII век для России был переходным моментом, а для ярмарочной площадной культуры стало и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования.
Из многочисленных явлений культуры и быта, возникших или начавших "новую жизнь" в Петровскую эпоху, обращу внимание на следующее.
Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".
Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств.
Многолюдные гуляния и
праздники всегда входили в городской
быт, но на протяжении долгого времени
они полностью копировали крестьянскую
традицию: устраивались в те же календарные
сроки и в тех же формах (ряженные
на святках, катание на лошадях и
с ледяных гор на масленицу, качели
на пасху, завивание венков и хороводы
"на природе" на троицу и т.п.). Сами
гуляния назывались в народе "под
горами" или "под качелями".
С XVIII века заметно различается быт городов
и деревень. Перемещение традиционных
земледельческих в новые, городские условия
на могло не сказаться на их характере.
В атмосфере промышленного города нарушаются
такие существенные черты крестьянского
праздника, как его строгая регламентация
и обрядность, перестаёт ощущаться магическая
сторона действий и слов, уходят из памяти
исконные матировки языческая предназначенность
празднеств. Резко меняется также состав
участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается
огромное число людей, представителей
всех сословий, многих местностей и национальностей.
Гулянье становится открытой системой
и легко впитывает в себя элементы и формы
различных традиций, сфер быта, культуры,
искусства.
В.О. Ключевский отмечал, что
ещё с середины XVII века на русское
общество "стала действовать иноземная
культура, богатая опытами и знаниями",
причём это западное влияние неравномерно
протекало в разные слои населения,
коснувшись прежде всего его верхних
кругов. Произошло и социальное расслоение
в сфере потребления искусства:
в то время как крестьянское население
по-прежнему хранило традиционную культуру,
высшее сословие ориентировалось на
Запад, перенимало обычаи, подражало
людям европейской знати, городские
же низы, непривилегированная часть
жителей крупных городов
Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра.
Пётр увлекался фейерверками
и часто принимал в них непосредственное
участие, не жалея на их устройство
денег, поскольку фейерверки обладали
огромной зрелищной эффектностью и
доступны были широкому кругу зрителей.
В то самый день, когда Петра I торжественно
провозгласили императором всероссийским,
в небе Петербурга загорелся храм Януса,
освещенный двадцатью тысячами разноцветных
огней.
Опыт фейерверочного театра, "огненных
действ", как их тогда называли, позднее
использовался и для создания сценических
эффектов в театральных постановках и
в балаганных феериях.