Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Досуг с древних времен по XVII век…………………………………… 3
2. Развитие досуга в XVIII - XIX века…………………………………….. 7
3.Довоенный период 1917 – 1941гг………………………………………... 13
4. Период войны 1941-1945гг……………………………………………… 15
5. Период 1945-1990 года………………………………………………….. 17
6. 1990 - по наши дни………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………….. 22
Список литературы…………………………………………………………. 23
XVIII век не без основания
называют "играющим веком". Действительно,
игровая стихия захватила
С конца XVII века всё более
популярными становились
Характерной чертой России
XVIII века был и наплыв в страну
иностранцев, в том числе бродячих
актёров, познакомивших население (прежде
всего городское) с европейским
ярмарочным искусством.
Формирующийся площадной фольклор вбирал
в себя и традиционные народные зрелища:
выступления кукольников, вожаков медведей,
музыкантов и балагуров. Их года в год
городская площадь впитывала, отбирала,
перерабатывала весь разнообразный материал,
выплёскивающийся сюда в различные дни,
приспосабливала его к требованиям основного
своего посетителя, и в тоже время формируя
его вкусы и запросы. Всё это привело к
тому, что на ярмарках и гуляньях возводились
целые увеселительные городки, включавшие
как старые, так и новые, не известные деревенской
России развлечения и зрелища.
Балаганы, качели, карусели,
горы составляли, без сомнения, основу
гуляний. Однако они были далеко не
единственными объектами
Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.
Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е.Фомин, Д.Кашин.
Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении (обычно на три голоса или с терцовой второй), а также с аккордовым сопровождением.
В XIX веке возникает новый
по содержанию и форме жанр устного
народного творчества. Новизна содержания
частушек - отражение в них всего
того нового в быту, хозяйстве и
в сознании людей, что принесли в
жизнь нашей страны богатые событиями
конец XIX и XX веков.
Слово "частушка" - первоначально
одно из названий коротких, "частых"
(в отличие от "протяжных", "долгих")
песен.
Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.
В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I, "ассамблей" (неотъемлемыми элементами которых были музыка и танцы) постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужино для дворянства.
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.
Развитию общественных форм
дворянского досуга способствовало
формирование в России системы культурно-
В конце XIX-XX веков получили
распространение
Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах.
К началу XX века хороводы у
сельских жителей практически исчезали
из летнего досуга молодежи, но гулянья,
игры, беседы остались.
Последние десятилетия XIX-XX веков были
отмечены расширением сети образовательных
учреждений в сфере досуга: функционировали
воскресные и вечерне-воскресные школы,
различные образовательные курсы и кружки,
в конце XIX века появились первые народные
университеты.
Начало XX века также характеризовалось
развитием различных
Довоенный период 1917 – 1941
Второе и третье десятилетие XIX века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.
Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования.
Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы.
В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 года голодом, государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.
С появлением колхозов и
совхозов в быт крестьян начали входить
новые формы массовых праздников
"первой борозды", "урожая" и
др.
Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный
вид искусства на рубеже XX века, к 1917 году
являло собой довольно пёструю картину.
В отличие от цирка, который имеет значительно
более давнюю историю, эстрада - искусство
молодое, но развившееся необыкновенно
стремительно. Этот процесс был связан
с распространением так называемой "массовой"
культуры, с ростом населения городов,
которое требовало развлечения и зрелищ.
Одновременно с эстрадой
в начале века не менее стремительно
развивалось и другое молодое
искусство - кино. В городах один
за другим открывались кинотеатры,
или, как они тогда назывались,
синематографы. На этом этапе, т.е. в
предреволюционное десятилетие, два
молодых искусства - кино и эстрада
шли рядом, рука об руку, завоёвывая
зрителей, принадлежащих к самым
разным общественным и социальным группам.
Бурно развивающаяся советская действительность
ставила перед всем искусством, и в том
числе перед эстрадой, интереснейшие творческие
задачи. Руководствуясь указанием партии,
советская эстрада стремилась решать
эти задачи, активно участвовать в воспитании
советских людей, в обогащении их духовной
культуры.
Наряду с этим стало
заметно тенденция к уменьшению
форм досугового времяпрепровождения,
характерных для быта российского населения
в прошлом: стало сокращаться число людей,
посещающих церковь и отмечающих религиозные
праздники.
Период войны 1941 - 1945 гг.
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко
сократились ассигнования на содержание
клубов, библиотек, Домов культуры,
уменьшалась их сеть. Уже во второй
половине 1941 года количество клубных
учреждений и библиотек уменьшилось
на половину по сравнению с предвоенным
периодом. На фронт и в партизанские
отряды ушла значительная часть профессиональных
работников учреждений культуры. Многие
учреждения культуры стали базой
военный госпиталей, воинских частей
и эвакуированного населения.
Деятельность учреждений культуры была
подчинена организации масс на защиту
Родины и решению насущных народохозяйственных
задач военного времени.
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Были созданы разнообразные
передвижные учреждения культуры -
походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера
(на фронте), библиотеки -передвижки, агитпоезда,
агитмашины, агитповозки, агитпункты.
В полной мере использовался опыт передвижной
работы времён гражданской войны.
Особой любовью у народа пользовались
писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов,
М. Шолохов и др.
Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает гражданскую окраску.
Не только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения, стремительностью темпа, активным утверждением положительных начал нашей жизни покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н. Мирозоянц и В. Резцова.
Несколько медленнее осваиваются
новые темпы разговорными жанрами.
Трудности усугубляются тем, что
в это период, когда главным
для художника становится пристальное
внимание к разработке характера
советского человека, к его психологии,
изображение его жизни и
В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление
"О мерах по улучшению работы изб-читален,
сельских клубов и районных домов культуры".
Предусматривались меры по восстановлению
закрывшихся в годы войны учреждений культуры.
Ставилась задача иметь в каждом сельском
Совете клуб, в каждом районном центре
- Дом культуры. Постановлением СНК в феврале
1945 года был создан Комитет по делам культурно-просветительных
учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты
создавались в союзных республиках.
Предстояло так же расширить
сеть средних и высших учебных
заведений, готовящих кадры для
клубов, библиотек, музеев и других
учреждений культуры.
Период 1945-1990 года
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и распространением телевидения.
В течение 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилась новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусств, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 году Общества политический и научных знаний. Со второй половины 50-х годов в клубных учреждениях активно стало использоваться такая форма работы, как "тематический вечер". Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили распространение "устные журналы", "световые газеты", а с конца 50-х годов возродились "воскресные чтения".