Культурно-досуговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Досуг с древних времен по XVII век…………………………………… 3
2. Развитие досуга в XVIII - XIX века…………………………………….. 7
3.Довоенный период 1917 – 1941гг………………………………………... 13
4. Период войны 1941-1945гг……………………………………………… 15
5. Период 1945-1990 года………………………………………………….. 17
6. 1990 - по наши дни………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………….. 22
Список литературы…………………………………………………………. 23

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 43.48 Кб (Скачать файл)

XVIII век не без основания  называют "играющим веком". Действительно,  игровая стихия захватила многие  стороны общественной жизни и  быта, сама культура носила от  части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается  и временем просвещения. Изменения  в экономической, политической  и культурной жизни России  требовали всё большего числа  грамотных, знающих людей. Развивалось  книгопечатание, расширялся круг  читателей, зарождалась и новая  литература, отвечающая интересам  демократических слоёв городского  населения. На рубеже XVII - XVIII столетий  зачитывались похождениями купеческого  сына Саввы Грудцына и мелкого дворянина Фрола Скобеева - героев, каких не знала древнерусская литература. Большое распространение в рукописной светской литературе того времени получили и "жарты"- небольшие стихотворные произведения комического и сатирического характера (типа анекдота, бытовой новеллы), утверждающие в качестве положительных, ценных качеств человека здравый смысл, хитрость. И оригинальная русская бытовая повесть, и жарты, и сатирические произведения широко использовали отечественный фольклор, западный авантюрно-рыцарский роман, авторы их предпочитали разговорный язык с привлечением форм и выражений из области приказного делопроизводства.

С конца XVII века всё более  популярными становились светские лубочные картинки, среди которых  значительный процент составляли западноевропейские "потешные" листы, русские лубки  с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики.

Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским  ярмарочным искусством. 
Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит  и своеобразие площади придавала  также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому  виду следует отнести громкие  зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и  афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а  также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки.

Народная песня, звучавшая  во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских  усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно  городская песня с присущими  ей своеобразными выразительными особенностями  поэтического и музыкального языка.

Начиная с XVIII века русская  песня развивается в тесном соприкосновении  с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е.Фомин, Д.Кашин.

Русская песня исполняется  в городском быту этого времени  в новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом  гармоническом изложении (обычно на три голоса или с терцовой второй), а также с аккордовым сопровождением.

В XIX веке возникает новый  по содержанию и форме жанр устного  народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего  того нового в быту, хозяйстве и  в сознании людей, что принесли в  жизнь нашей страны богатые событиями  конец XIX и XX веков. 
Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких, "частых" (в отличие от "протяжных", "долгих") песен.

Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей  в них изображаются с точки  зрения деревенского человека. Они  исходят от крестьянина (преимущественно  в образе девушки или парня), к  нему же обращены.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I, "ассамблей" (неотъемлемыми элементами которых  были музыка и танцы) постепенно стали  уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших  торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в  проведении балов, маскарадов, ужино  для дворянства.

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные  формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных  учреждений. Уже в XVIII веке стали  появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в  Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры.

В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические  клубы и кружки по интересам различных  направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и  др., которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского  сословия.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного  образования. Их силами создавались  бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах.

К началу XX века хороводы у  сельских жителей практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались. 
Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты.

Начало XX века также характеризовалось  развитием различных общественных организаций, в которые объединялись представители интеллектуальных профессий. Это общества врачей, краеведов, театральные  и литературные общества. Как правило, подобные общества были многочисленны  по количеству участников. 

Довоенный период 1917 – 1941

Второе и третье десятилетие XIX века в России отмечены крупнейшими  событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.

Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования.

Культурно-просветительные  учреждения активно включились в  работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах  создавались пункты ликвидации неграмотности. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные  кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы.

В связи с экономической  разрухой, явившейся следствием гражданской  войны и начавшегося после  неурожая 1921 года голодом, государство  вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.

С появлением колхозов и  совхозов в быт крестьян начали входить  новые формы массовых праздников "первой борозды", "урожая" и  др.  
Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину. В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю, эстрада - искусство молодое, но развившееся необыкновенно стремительно. Этот процесс был связан с распространением так называемой "массовой" культуры, с ростом населения городов, которое требовало развлечения и зрелищ.

Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно развивалось и другое молодое  искусство - кино. В городах один за другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. На этом этапе, т.е. в  предреволюционное десятилетие, два  молодых искусства - кино и эстрада  шли рядом, рука об руку, завоёвывая зрителей, принадлежащих к самым  разным общественным и социальным группам. 
Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем искусством, и в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие задачи. Руководствуясь указанием партии, советская эстрада стремилась решать эти задачи, активно участвовать в воспитании советских людей, в обогащении их духовной культуры.

Наряду с этим стало  заметно тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церковь и отмечающих религиозные праздники. 
 
 
 

 

 

Период войны 1941 - 1945 гг.

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и  ночей и унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и для  культурно-досуговых учреждений.

С началом войны резко  сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй половине 1941 года количество клубных  учреждений и библиотек уменьшилось  на половину по сравнению с предвоенным  периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой  военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения. 
Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного времени.

Основным содержанием  работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение  характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические  подвиги советских людей в  тылу и на фронте; тема советского патриотизма  стала ведущей в их деятельности.

Были созданы разнообразные  передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки -передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времён гражданской войны. 
Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и др.

Пожалуй, наиболее полно  это время отразилось в таких  эстрадных жанрах, как песня и  танец. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с эстрадных  подмостков и оказывает влияние  на песню лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает гражданскую окраску.

Не только песни, но и танец  идёт на прямое, открытое сближение  с современностью. Бурной жизнерадостностью  мироощущения, стремительностью темпа, активным утверждением положительных  начал нашей жизни покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н. Мирозоянц и В. Резцова.

Несколько медленнее осваиваются  новые темпы разговорными жанрами. Трудности усугубляются тем, что  в это период, когда главным  для художника становится пристальное  внимание к разработке характера  советского человека, к его психологии, изображение его жизни и борьбы, роль и назначение малых форм в  системе искусств ставится под сомнение. 
В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 года был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках.

Предстояло так же расширить  сеть средних и высших учебных  заведений, готовящих кадры для  клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры. 
 

 

 

 

 

 

Период 1945-1990 года

В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено  целым комплексом факторов: постепенным  сокращением трудового дня для  рабочих и служащих на государственных  предприятиях, в учреждениях и  организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием  СМИ и, особенно, появлением и распространением телевидения.

В течение 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилась новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусств, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 году Общества политический и научных знаний. Со второй половины 50-х годов в клубных учреждениях активно стало использоваться такая форма работы, как "тематический вечер". Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили распространение "устные журналы", "световые газеты", а с конца 50-х годов возродились "воскресные чтения".

Информация о работе Культурно-досуговая деятельность