Культурологические концепции конца ХХ в.- начала ХХI в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является выявление особенностей культурологических концепций конца ХIХ в. - начала ХХI в.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть философские, исторические, психоаналитические и цивилизационные концепции культуры;
- изучить направления разработки концепций.
Предметом контрольной работы является исследование культурологических концепций конца ХIХ в. - начала ХХI в.

Содержание работы

Введение
1.Типология культур и теория локальных цивилизаций (О.Шпенглер, А. Тойнби)
2.Психоанализ о культуре (З.Фрейд, К.Юнг)
3.Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга)
4.Деятельностный подход к культуре (Э.С.Маркарян, М.С. Каган)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: Культурологические концепции конца ХIХ в.- начала ХХ в. Культурологические концепции конца ХХ в.- начала ХХI в.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

3

 

1.Типология культур и теория локальных цивилизаций (О.Шпенглер, А. Тойнби)

 

2.Психоанализ о культуре (З.Фрейд, К.Юнг)

 

3.Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга)

 

4.Деятельностный подход к культуре (Э.С.Маркарян, М.С. Каган)

 

Заключение

Библиографический список

 

6

 

1

 

1

 

 

 

 

 

2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: Культурологические концепции конца ХIХ в.- начала ХХ в. Культурологические концепции конца ХХ в.- начала ХХI в.

 

ВВЕДЕНИЕ

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Это связано с тем, что оно выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той же мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура.

Актуальность контрольной работы обусловлена необходимостью обобщения, систематизации, закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в течение обучения.

Целью контрольной работы является выявление особенностей культурологических концепций конца ХIХ в. - начала ХХI в.

Задачи контрольной работы:

- рассмотреть философские, исторические, психоаналитические и цивилизационные концепции культуры;

- изучить направления разработки концепций.

Предметом контрольной работы является исследование культурологических концепций конца ХIХ в. - начала ХХI в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР  И ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ     (О. Шпенглер, А. Тойнби)

 

В конце XIX - начале XX в. была выдвинута теория исторической типологии культур, которая подвергла критике идею эволюционизма об однолинейности и стадиальной последовательности исторического развития культуры. Согласно этому направлению в культурологии реально существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и неповторимых культур. Каждый народ имеет свой особенный облик, вносит вклад в развитие культуры человечества. В определенном смысле культуры автономны и единство человечества состоит в многообразии локальных цивилизаций.

Типологическим признаком может быть признана общность природно-климатических условий, образующих своеобразную экологическую нишу. Горные, степные, речные, лесные, морские цивилизации имеют черты сходства и различия в хозяйственной, социальной и культурной деятельности. Иная культурно-историческая типология может быть представлена на основе общности религии. В зависимости от наиболее распространенного вероисповедания выделяются типы христианской, исламской, буддистской, конфуцианской цивилизации. По хозяйственно-экономическому признаку различают цивилизации аграрные, индустриальные, постиндустриальные.

Для характеристики общности культуры и цивилизации используют национально-этнический принцип: американская, русская, мексиканская и т.д. Иногда применяют региональный подход: цивилизация Запада и Востока, Севера и Юга.

Обоснование данной культурологической концепции присутствует в трудах  О. Шпенглера, А. Тойнби.

Имя А. Тойнби (1889-1975гг.) - английского исследователя истории культуры - приобрело широкую известность в гуманитарной науке XX в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами.

Тойнби называл себя историческим оптимистом, преисполненным веры в победу разума над силами зла, предостерегал об опасности утраты духовности, пренебрежения к идеалам и ценностям.

Оригинальность взглядов исследователя состоит в соединении социально-философского, исторического и культурологического подходов. Отметим принципиальные положения культурологической концепции А. Тойнби.

Всемирная история может быть представлена в виде древа, корневую систему которого составляют традиционные культуры. Тойнби называет приблизительно 650 таких обществ. Они ограничены территориально, малочисленны и многие из них погибли насильственной смертью.

Основное внимание А. Тойнби сосредоточено на последующих обществах. Он называет их "локальными цивилизациями", имеющими духовные традиции и общую территорию. Цивилизации равноценны, каждая из них уникальна.

В классификации цивилизаций Тойнби выдвигает два критерия: общность религии и степень удаленности от того места, где данная культура первоначально возникла. Обобщая результаты своего исследования, он называет 21 цивилизацию и дает их подробное описание. Судьба названных цивилизаций была неодинаковой, некоторые остались в виде археологических реликтов, другие мертвы, и только немногие из них существуют в XX в.

В настоящее время, согласно Тойнби, мы можем различить:

  • западно-христианское общество в католической, протестантской, лютеранской формах в странах Западной Европы, США, Австралии;
  • православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и в России;
  • исламское общество, сосредоточенное в аридной (сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой китайской стены;
  • индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны;
  • дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном.

Представленный перечень ныне существующих цивилизаций не является исчерпывающим, ибо А. Тойнби не ставит такой задачи.

Каждая цивилизация проходит путь генезиса, роста, надлома и распада. Эти этапы можно проследить на историческом материале, что делает судьбы цивилизаций сравнимыми между собой. Процесс зарождения цивилизаций имеет определенный ритм чередования статики и динамики, пассивности и активности.

Географические условия были одной из причин зарождения цивилизаций: "речных" - египетской, шумерской, индуистской; "нагорных" - андской, хеттской, мексиканской; "архипелагских" - минойской, эллинской и дальневосточной в Японии; "континентальных" - китайской, индской и православно-христианской в России; "лесной" - цивилизации майя.

Согласно Тойнби зарождение или генезис цивилизации - лишь начальный период ее развития. Было бы неверным считать, что ее дальнейшая судьба предрешена и процесс роста будет происходить сам собой. На этом пути цивилизацию ожидают немалые испытания.

Следующей стадией в развитии цивилизации является движение к расцвету, когда энергия творчества достигает высших результатов во всех сферах культуры. Возникающие проблемы успешно решаются, планы реализуются, таланты получают признание. Развитие предполагает единение экономической, политической и духовной энергии. Растущая цивилизация объединяет разные виды энергии на основе внутренней гармонии. Однако позитивное движение цивилизаций не бесконечный процесс. Их силы ослабевают, жизненные ресурсы истощаются.

Цивилизации, считает А. Тойнби, принимают смерть не от внешних неконтролируемых сил или вследствие предопределенности судьбы, а от собственных рук. Начало распада он называет Надломом.

Причиной Надлома А. Тойнби называет потерю инициативы. Энергия общества уходит лишь на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ресурсов. Развитие замирает, цели утрачиваются.

Завершая изложение культурологической концепции А. Тойнби, следует отметить, что, исследуя судьбы локальных цивилизаций, он утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии. "Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче".

Другой ученый Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер — немецкий историософ, представитель философии жизни в своей книге "Закат Европы" (1914) отстаивает идею о том, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных (замкнутых) культур. Уподобляя культуры живым организмам, понимая их как живые существа высшего порядка, О. Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и вырастают подобно цветам, изолированными и лишенными общих связей.

О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. О. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первоначальному символу и даже выводит ее из этого символа, объявляя сущность культуры его выражением. Так для европейской культуры "первосимволом" выступает только ей свойственный способ переживания пространства и времени - "устремленность в бесконечность", которого не знали другие великие культуры. Типологическую систему О. Шпенглера можно назвать символической. "Народы, языки и эпохи, битвы и идеи, государства и боги, искусства и произведения искусства, науки, правовые отношения, хозяйственные формы и мировоззрения, великие люди и великие события являются символами и подлежат в качестве таковых толкованию". К символам культуры относятся античное монетное дело, египетская административная система, китайское книгопечатание, идея нирваны, погребение или сожжение мертвых, механические часы, дальнобойные орудия, масляная живопись и т.д. В каждой культуре и в каждой исторической эпохе существует свой символ, представляющий ее знак. Символы и знаки создают образ культуры, по особым законам складываются в целое, которое воссоздает облик эпохи.

Каждая культура обнаруживает символическую и почти мистическую связь с пространством, в котором она существует. Как только вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее дерево, еще много столетий топорщит свои гнилые сучья.

Таков смысл заката в истории - внутреннего и внешнего завершения, ожидающего каждую живую культуру". Так происходило в античности, таковы признаки и заката Европы.

О. Шпенглер завершает исследование культур мыслью о неизбежности духовного кризиса, который "охватывает весь европейско-американский мир". Каждой культуре присущ особый способ духовного угасания, но у этого этапа есть и общие симптомы. Цивилизация начинается в духовном смысле с переоценки всех ценностей: "перечеканивает все формы предшествовавшей культуры, иначе толкует их, иначе ими пользуется. Она ничего уже не порождает, она только дает новые интерпретации. В этом заключается негативный аспект всех эпох подобного рода". Таково грозное пророчество О. Шпенглера о надвигающейся опасности заката Европы и Америки.

 

2. ПСИХОАНАЛИЗ О КУЛЬТУРЕ (З. Фрейд, К. Юнг)

 

В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда.

Возникнув как теория и метод лечения неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем в исключительно влиятельную философско-антропологическую концепцию, претендующую на роль всеобщего мировоззрения.

Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке. В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, “сферой” человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности". Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом:

1.   "Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида. Такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности.

Информация о работе Культурологические концепции конца ХХ в.- начала ХХI в.