Культурологические концепции конца ХХ в.- начала ХХI в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является выявление особенностей культурологических концепций конца ХIХ в. - начала ХХI в.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть философские, исторические, психоаналитические и цивилизационные концепции культуры;
- изучить направления разработки концепций.
Предметом контрольной работы является исследование культурологических концепций конца ХIХ в. - начала ХХI в.

Содержание работы

Введение
1.Типология культур и теория локальных цивилизаций (О.Шпенглер, А. Тойнби)
2.Психоанализ о культуре (З.Фрейд, К.Юнг)
3.Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга)
4.Деятельностный подход к культуре (Э.С.Маркарян, М.С. Каган)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

- содержит в себе ключ к  объяснению особого характера  взаимодействия (диалога) между разными  культурами;

- дает возможность в единстве  всех наличествующих интерпретаций  выявить всю сложность, все богатство  и всю многогранность феномена  культуры;

- сохраняет теоретическую и  методологическую ценность для  современного культурологического  знания.

Данный подход дал возможность преодолеть чисто «суммативное» представление о культуре как простой совокупности результатов человеческой деятельности (преимущественно духовной), подлежащей лишь эмпирическому описанию и перечислению. До начала 60-х гг. именно такой взгляд на культуру господствовал в нашей научной и философской литературе, препятствуя ее выделению в объект специального теоретического анализа. Использование категории деятельности применительно к культуре послужило основанием для создания особой версии философии культуры и стало мощным импульсом для становления культурологического знания в нашей стране.

Понимание культуры как деятельности способствовало преодолению ограничительного взгляда на культуру как «части общества», как только духовной сферы, лежащей за пределами общественного - прежде всего материального - производства. В результате такого понимания стало очевидным, что культура включает в себя все стороны общественной жизни, все виды и формы общественной практики - материальной и духовной, характеризуя их со стороны либо функционального значения в системе деятельности, либо заключенного в них собственно человеческого содержания . Во всяком случае, в рамках деятельностного подхода оказалось возможным по-новому взглянуть на соотношение общества и культуры.

Важной особенностью деятельностного подхода явилось сочетание предметного и личностного, результативного и процессуального аспектов культурно-исторического развития. Культура стала пониматься не как механический набор результатов прошлого труда, а как совершающийся во времени процесс исторического развития (универсализации) человеческих сил и отношений, включающий в себя моменты освоения и творчества, наследования и инновации. Сама история в аспекте этого подхода предстала не просто как история вещей или идей, а как история людей, как постепенно и последовательно осуществляемый процесс становления и развития свободной и целостной человеческой индивидуальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во второй половине XIX и начале XX веков научно-технический прогресс порождал крупные негативные последствия. Политическое, социальное и духовное развитие существенно замедлилось. Исследователи культуры не могли "пройти мимо" подобных деструктивных явлений. Одни из них акцентировали внимание на кризисных состояниях культуры, другие были склонны сохранять оптимистическую ориентацию. Возникла своеобразная поляризация в выборе методологии и направленности изучения культуры.

Оптимистическое, или сциентистское, направление разработки концепций культуры составили работы, в которых научно-технический прогресс оценивался положительно и рассматривался  главным фактором  культурологического развития. Доминантная позитивная позиция отстаивалась и в отношении развития экономики, политики, права, свободы человека, духовное жизни.  Сциентистский подход к объяснению культуры был характерен для  А. Тойнби.

Пессимистическое, или антисциентистское, направление составляло оппозицию научно-техническому развитию и преимущественно негативно отражало состояние европейской культуры. В работах О. Шпенглера высказывалась негативная оценка технического развития. Отнесение того или иного  исследователя культуры к сциентистам или антисциентистам является во многом достаточно общим. Большей определенности в их культурологической ориентации можно достичь, если обратить внимание на конкретно-научный характер концепций.

По данному основанию культурологические концепции можно дифференцировать по принадлежностям к наукам:

- философские концепции  культуры: О. Шпенглер;

- исторические концепции культуры: А. Тойнби,

- психоаналитические концепции культуры: К. Юнг, З. Фрейд;

- цивилизационные  (собственно культурологические) концепции культуры:Й. Хейзинга.

Завершение XIX и весь XX век характеризуются появлением значительного числа концепций культуры. Понятие "культура" становится наиболее распространенным в гуманитарных и технических науках. Теория культуры за этот период настолько обогатилась, приобрела самостоятельность и социальный авторитет, что стала одной из ведущих гуманитарных наук и учебной дисциплиной. Вместе с тем, концепции культуры ХIХ-ХХ веков трудно классифицировать из-за их многообразия, а иногда и сложного содержания.

 

 

 

 

 


Информация о работе Культурологические концепции конца ХХ в.- начала ХХI в.