Культурология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 23:53, курс лекций

Описание работы

Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие культурологии 4
2. История формирования культурологии. 8
3. Структура культурологии. 16
Заключение 20
Словарь ключевых понятий 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Контр раб по культурологии.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

Кафедра: отечественной истории

  и культурологии

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по культурологии

по «Теме 1. Культурология как наука и  учебная дисциплина»:

    1. Структура культурологии.

 

 

 

Выполнила студентка 

1 курса экономического  факультета 

Заочного  отделения специальность: бухгалтерский  учет, анализ и аудит (ССО)

Шагаева Татьяна  Михайловна

Шифр: 10001

Проверила _________________

___________________________

 

 

г. Ульяновск, 2011 год

Содержание

Введение 2

1. Понятие культурологии 4

2. История формирования культурологии. 8

3. Структура культурологии. 16

Заключение 20

Словарь ключевых понятий 21

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания. Это молодая дисциплина, она возникла около ста лет назад, в системе образования нашей страны она утвердилась еще позже – в течение двух последних десятилетий. Дисциплина гуманитарная, поэтому нет одной культурологии, теорий культур столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологическая теория задает свой подход и предмет.

Хотя человек давно осознал  особенность своего существования, выделившую его из природного мира в специфическую, им самим созданную  среду, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый  ряд предпосылок объективного и  субъективного характера, чтобы  постижение особой сферы человеческого  бытия и деятельности по ее созданию и развитию привело к появлению  культуроведческой науки. Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью.

Культурология  наука  о  культуре,  о  смыслах.  От  истории   культурологию отличает то, что история  пытается установить время  того  или  иного  факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что  значила  культура в  то или иное время. Наиболее  распространенным  определением  культурологии является ее понимание как науки о наиболее  общих  закономерностях  развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание  в  целом,  в  силу  ряда причин  не  полностью  удовлетворяет  тем   критериям   научности,   которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят  подчеркнуть социально-научный характер  культурологического  исследования,  опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной  культурологии.  Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект,  так  и  предмет  и  метод  концептуального  изложения.  Необходимый эмпирический и теоретический базис, который  служит  своего  рода  критерием обоснованности   культурологических   гипотез,   определяет    границы    их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий  ей  стиль  мышления обусловлены  как  неповторимостью  каждой  личности,  ее  внутреннего  мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так  и  ее  принадлежностью  к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся  ли  мы  исследовать социальные формы жизни человека в  культуре,  или,  напротив,  хотим  понять индивидуальное,   личностное    преломление    социокультурных    феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.

Культурология решает несколько взаимосвязанных  задач:

  • получить необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуру, функции, закономерности и основные исторические типы культуры;
  • помочь гармоничному сочетанию профессиональных и гуманитарных знаний, способствовать выработке профессиональной этики и нравственности;
  • Выработать способность к творческому, критически осмысленного восприятия различных национально-культурных, этноконфессиональных и других платформ;
  • помочь сориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.;
  • выработать осознание восприятия социально-преобразующих функций культуры.

Этот курс дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, как сама жизнь.

Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях  достижения этой цели.

  1. Понятие культурологии

 

Человек существует не только в природе  или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло  не так уж давно. В момент возникновения  идеи о культуре как об особой сфере  человеческой жизни она была связана  с активистскими представлениями. Собственно, с этого времени мы можем говорить о начале постепенного изучения культуры, о культуре в  качестве предмета научного познания.

Говоря о предмете, нужно иметь  в виду три основные познавательные ориентации – философскую, историческую и теоретическую. Соответственно, в настоящее время в культурологии различат: философию культуры, историю культуры и науки о культуре. При этом культурологи нередко противопоставляют эти три области культурологического познания.

Второе важнейшее обстоятельство, которое необходимо учитывать при  обсуждении предмета культурологии, - неоднородный характер науки о культуре. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины: антропология, социология, психология, история, педагогика, языкознание, семиотика; все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления.

«Философия культуры – это обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм проявления. Она имеет огромное количество форм и часто оказывается тождественной философии истории. Социология культуры – наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретно-историческим ситуациям» (Л.Ионин).

Если предметом культурологии  выступает понятие культуры, то объектом – являются живые люди, творцы и  носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность результатов их деятельности.

Слово «культура» - в лексиконе практически каждого человека, но в это понятие вкладывают разнообразный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под «культурой» вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», то есть хозяйственные задачи.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и рождена тем, что она постоянно пытается искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.

Культурология изучает культуру общества, человека. Исторически культура и  общество предстают в качестве обособленных относительно друг друга образований. В культурологии общество предстает  как диалектическое единство культурных и некультурных форм, образований, явлений. Это различие культуры и «не культуры»  общества и человека исторически  подвижно, изменчиво, противоречиво, относительно. То, что в одном обществе, народе, нации, при определенных условиях, на определенном этапе может выступать  как культура, для другого общества, народа и т. д. может определять себя как самое яркое проявление «не  культуры».

Вспомним, как долго европейцы  спорили о «культурных» и «некультурных» народах. В своё время, столкнувшись со своеобразием культуры так называемых «диких» народов, европейцы, в силу определенных политических, экономических, идеологических интересов стали  отказывать им в праве на обладание  своей, пусть и своеобразной культурой.

Приверженцы более узкого подхода  к пониманию культуры считают  неправильным распространять ее на всю  совокупность общественных явлений. В  обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, войны, алкоголизм – все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но можем ли мы относить это к сфере культуры?

Если нечто направлено на уничтожение  создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура – только то, что содействует  развитию, а не деградации человека.

Проблемы культурологии изучают  много конкретных наук - археология, этнография, история, социология, а  также науки, изучающие различные  формы сознания - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.

Знание культурологии помогает в формировании способности с  научных позиций мыслить о  социальных и человеческих проблемах, в выработке умения считаться  с многообразием взглядов и ценностей, в воспитании интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История формирования культурологии.

 

Как наука культурология начала формироваться в философии европейского Просвещения XVIII в. Начало осмысления истории культуры человечества связывают с именами итальянского историка Дж. Вико (1668—1744) и немецкого философа И. Г. Гердера (1744—1803). Эти ученые заложили научные основы теоретического исследования культуры как целостного общественного явления.

В эпоху Просвещения утверждается мысль о том, что человек есть творческое существо, способное изменять мир и созидать самого себя.

Впоследствии культурология стала  объектом пристального внимания многих ученых. К изучению культуры обращались философы, этнографы, историки, антропологи, политики, психологи, социологи Англии, Германии, Франции, России, Испании, США и других стран. Они стремились познать, понять, объяснить особенности культурного развития человечества. Изучение их подходов, поисков, учений и теоретических концепций не менее интересно, чем постижение самой истории культуры.

Не всегда те или иные теории были достоверными. Иногда в них отражались субъективные взгляды и предпочтения авторов, стремление выдать желаемое за действительное, представить развитие культуры в иллюзорном виде. Нередко культурологические концепции наполнялись мрачными, тревожными предчувствиями духовного кризиса, распада человеческих отношений. Часто высказывались восторженные мнения о будущем культуры, создавались мифы, утопии и иллюзии. Такая реальность бытия культуры. Она всегда тесно связана с субъективным восприятием и отношением к жизни.

В истории культурологии есть много великих творцов замечательных произведений, составляющих интеллектуальное богатство человечества и дающих мощный толчок познанию и творчеству.

В середине XIX в. в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, обобщавшие различные сведения об особенностях развития и функционирования различных культур.

Появляются первые эволюционистские концепции культуры. Основные черты этого направления: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития – от простого к сложному. Очень часто – обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития общества из психических свойств индивида.

Значительный вклад в эволюционное изучение культуры внес Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ, культуролог, главный представитель теории биоэволюционизма, получившей широкое распространение во второй половине XIX века. Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма, закономерностей общественного развития и биологического организма. Общество, различные типы культур он понимал как некий «сверхорганизм», который осуществляет «надорганическое» развитие.

Идеи эволюционизма утвердили  новый взгляд на развитие культур. Утратив  в начале XX века доминирующее положение в культурологии, эволюционизм, однако, оказал значительное влияние на концепции культурологов последующего поколения.

Русская общественная мысль XIX века также обратилась к культурологическим проблемам, получившим оригинальное развитие в общественно-политическом и философском направлении, славянофильстве, сформировавшемся под влиянием немецкой классической философии. Славянофильство базировалось на приоритете самобытного русского исторического пути, на рассмотрении России как особого мира, существующего наряду с Европой, Западом и Востоком. Своеобразную культурологическую теорию развил один из идеологов славянофильства Николай Яковлевич Данилевский (1822-1855) – русский социолог и этнограф, создатель теории культурно-исторических типов. Его взгляды основаны на ценностном подходе к культуре, на признании культуры как ценности, как неповторимого и уникального явления. Исходя из «философии жизни», культура рассматривалась как живой организм, который рождается, достигает своей зрелости и умирает. Культуры отличаются друг от друга как типы живых организмов.

На рубеже XIX-XX веков формируется новое направление в культурологии – структурный функционализм, основоположником которого считается французский социальный философ, социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1817). Он считал необходимым применять для познания общества научные методы, исследовал социальные факты и психологические характеристики индивида.

Дюркгейм рассматривает структуру  как совокупность социальных фактов, «внутреннюю социальную среду общества», состоящую из двух элементов:

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина