Культурология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 23:53, курс лекций

Описание работы

Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие культурологии 4
2. История формирования культурологии. 8
3. Структура культурологии. 16
Заключение 20
Словарь ключевых понятий 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Контр раб по культурологии.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)

Важным направлением в социологии культуры является изучение культурного  содержания таких процессов, как  демократизация общества; влияние на состояние умов свободы слова, экономических  и политических реформ; изменение  культурных потребностей и интересов  человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса. Социология культуры представляет типологию  личности в зависимости от отношения  к сложившейся общественной ситуации.

В социологии культуры выделяются три  уровня знания.

Первый уровень характеризует  наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, распространенные ценности, стили жизни, модели поведения.

Второй сосредоточивает внимание на уровнях культуры различных групп, видах культурной деятельности, соотношении  традиций и новаторства, восприятии ценностей культуры, их освоении человеком.

Третий уровень основан на социологической  информации, полученной в результате эмпирических исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного  наблюдения, анализа документации и  социальной статистики.

Социология культуры непосредственно  связана с решением практических проблем, призвана не только «выдавать» информацию, но и указывать пути преодоления противоречий, привлекать к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры.

 Сложной проблемой социологии  культуры является разработка  и стандартизация индикаторов  и показателей определения культурного  уровня, изменения духовных потребностей. Здесь все уникально, своеобразно  и потому внутренне сопротивляется  единой мерке, тем более какому-либо  стандарту. И, тем не менее, чтобы знать о тенденциях, надо исходить из набора данных, позволяющих производить количественное и качественное измерение. Произвольно же выбранный показатель ведет к искажению представления о реальности, созданию неверной, улучшенной или ухудшенной картины действительного состояния.

Любой сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое осмысление и обобщение, без которых они теряют смысл. Но между теорией и практикой  существует и обратная связь: здание теории «достраивается» за счет эмпирических данных, позволяющих выявить новые  тенденции в развитии культуры.

Социология культуры опирается  на многие специальные социологические  теории, близкие по объекту исследования и существенно дополняющие представления о культурных процессах. Междисциплинарные связи устанавливаются с социологией искусства, социологией морали, социологией религии, социологией науки, социологией права, этносоциологией, социологией возрастных и социальных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и другими отраслями социологического знания. Каждая из них не в состоянии создать целостного представления о культурной реальности. В самом деле, социология искусства дает богатую информацию о художественной жизни общества, а социология досуга, например, показывает, как различные группы населения используют свое свободное время. Это очень важные, но частичные сведения. Очевидно, что требуется более высокий уровень обобщения культуроведческих знаний. И эту задачу выполняет социология культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За свою недолгую историю культурология  не выработала ещё единую теоретическую  схему, позволяющую в достаточно строгой логической форме упорядочить  её содержание. Структура культурологии, её методы, её отношение к тем  или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в  которых ведётся борьба между  весьма различными точками зрения.

Обобщение, структурирование культурологии  представляет собой некую цепь состояния; процессом космическим и процессом  историческим, мировыми законами и  связь между разно материальными  мирами, человеческими отношениями  и путями развития, личности, государства  и религиями, животным царством и  стихиями - словом, всем тем, что мы объединяем в понятие культуры и всем тем, что объединяем в понятие природы.

В каждой главе данного реферата формируется отношение человека к социальной действительности. Наряду с действием на природу, культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом. История человечества – более широкая реальность, чем культура. Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Но в историю человечества входит и разрушительная деятельность человека.

Культура обнаруживает себя в истории  общества и вне этого она непостижима  и невозможна. Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать  явления культуры вне конкретных исторических рамок.

Сложность и противоречивость ситуации, в которой ныне находится развитие культурологии как науки, не являются, однако, чем-то экстраординарным: во-первых, в гуманитарных науках подобная ситуация – далеко не редкость, а во-вторых, сам предмет культурологии –  культура – есть феномен слишком  многосторонний, сложный и внутренне  противоречивый.

 

Словарь ключевых понятий

 

Гуманитарные  науки (лат. Humanitas человеческая природа, образованность духовная культура) – это науки, относящиеся к познанию человека и общества, имеющие особое воспитательное значение в ходе образовательного процесса.

Духовные  ценности – результат различных видов умственной и эстетической деятельности человека, получивший высокое общественное признание и ставший фактом культуры.

Историческая  типология культуры – метод исследования, предполагающий классификацию культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.

Культурология – наука на стыке социального и гуманитарного знания об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования.

Лингвистика – наука о языке, языкознание.

Метод культурологического  анализа (греч. – путь исследования или познания) – совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры.

Предмет культурологии – культура общества как целостность, а также основные тенденции и факторы ее развития.

Семиотика – дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.

Технократизм – стиль мышления и действий, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии.

 

Список  литературы

 

  1. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001.
  2. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. М., Издательство «Экзамен», 2002 г.
  3. Структура культурологии //Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2008.
  4. http://kylturo.ru
  5. http://www.countries.ru/library/uvod/cultdis.htm
  6. http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch01.shtml
  7. http://www.clinpsy.ru/cult-structure.php
  8. http://philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html#BM90058

 

 

 

 

 


Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина