Культурология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 23:53, курс лекций

Описание работы

Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие культурологии 4
2. История формирования культурологии. 8
3. Структура культурологии. 16
Заключение 20
Словарь ключевых понятий 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Контр раб по культурологии.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)
  1. Материальные и духовные ценности (право, нравы, искусство, которые влияют на социальную эволюцию);
  2. Люди как коллективная сила, человеческая среда.

Главную задачу Дюркгейм видел в  том, чтобы объяснить, как эти  два элемента внутренней социальной среды влияют на различные социальные процессы. Он был убежден, что общество не может процветать, если угнетается человеческая личность, если общество не способно гарантировать права  и свободы индивида. В теории Э. Дюркгейма большое значение придается  духовным и нравственным ценностям  как фактам наиболее высокого уровня и глубокого воздействия на человека. Проблемы ценностной ориентации, нравственного  идеала - один из ведущих в концепции  Э. Дюркгейма.

Представителем структурно-функционального  метода в культурологии явился также  американский социолог-теоретик Талкотт Парсонс (1902-1929). Опираясь на структурно-функциональный анализ, он обратился к изучению путей, на которых взаимосвязанные и взаимодействующие элементы социальной системы способствуют развитию и поддержанию этой системы.

В социогуманитарном познании XX века развивается философская и культурологическая школа, получившая название структурализма. Основные идеи разработаны К. Леви-Строссом, Ж. Лаканом, М. Фуко и другими.

Структурализм выдвинул задачу преодоления  описательности в анализе культуры и исследования ее на строго научной  основе с использованием точных методов  естественных наук, включая математическое моделирование, компьютеризацию и  другие методы. Целью структурализма явилось выявление структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при преобразованиях и изменениях, на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. Эти всеобщие формы, или «основополагающие структуры», считают структуралисты, действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовно-творческую деятельность человека. Первичной структурой всей культуры являются знаковые системы. Более простой и универсальной знаковой системой является язык. Но все культурные системы – язык, мифология, религия, искусство, обычаи, традиции и т. д. – могут быть также рассмотрены как знаковая система. Цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора той или иной культуры, в выявлении единых структурных закономерностей некоторого множества культурных объектов.

Становление методов структурного анализа происходит в 20- 50-е годы (психология, литературоведение, языкознание). Наиболее отчетливо его черты  сложились в структурной лингвистике, для которой было характерно стремление определить структуру языка в  отвлечении от его развития, от географических, социальных, исторических обстоятельств  его существования (внутреннее важнее внешнего) и других не системообразующих  элементов. Особое значение приобретало  соединение лингвистики с семиотикой.

Второй период в развитии структурализма – 50-60-е годы – связан с распространением методов структурной лингвистики  на другие области культуры. Этот процесс, прежде всего, проявился в творчестве французского ученого Клода Леви-Стросса (1908-1990), создателя концепции структурной антропологии. Леви-Стросс исследовал культурную жизнь первобытных племен и на основе богатого этнологического материала, используя метод структурного анализа, пришел к выводу, что социальные и культурные установления (правила браков, терминология родства, тотемизм, ритуалы, маски, мифы и другие) представляют собой особого рода языки. В каждой из этих сфер происходит нечто вроде обмена информацией.

В 60-е годы структурный метод  приобрел популярность в США и  нашел свое применение в социологии, архитектуре, литературе, искусствоведении, антропологии. Леви-Стросс занимает видное место среди исследователей, считающих, что в бытии человека находят проявление различные культуры, выражающиеся в поведении, языковых образцах, мифах и обнаруживающие общие для всех базисные структуры человеческой жизни.

Значительное место в развитии культурологии занимает «философия жизни», которая была преимущественно философией культуры. Основоположником этого направления явился немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900). Центральное место в его философско-культурологической концепции занимает понятие «жизнь», основу которой образует воля. Ницше считал, что понять и выразить импульсы воли невозможно с помощью разума и науки. Это способна сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство, в котором Ницше различает два начала: аполлоновское и дионисийское.

Далее Ницше приходит к элитарной  концепции культуры. Первоначально  она опирается только на эстетические истоки. Ницше утверждает право элиты  на привилегированное положение  в культуре, обосновывая это ее уникальной эстетической восприимчивостью и болезненной чувствительностью  к страданиям.

Позднее во взглядах Ницше на жизнь  и культуру происходит усиление социально-нравственного  акцента. Все процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницше  рассматривает как различные  проявления «воли к могуществу», воли к власти, а смысл культуры – в формировании носителя этой воли к власти – сверхчеловека.

Под влиянием «философии жизни» возникло экзистенциалистское понимание культуры. Экзистенциализм – философское течение XX века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Суть философии культуры в экзистенциализме – в анализе переживания человеком своего бытия или непосредственного существования в культуре.

Проблемы культуры XX века решал философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889-1976). В центре его философии – понятие бытия. Особое значение придается бытию человека, которое рассматривается во времени. Философ акцентирует внимание на философском понятии «будущее»; именно оно дает человеку подлинное существование и перспективу развития собственной неповторимой судьбы.

Одной из самых распространенных культурологических концепций XX века является концепция игровой культуры. Наиболее ярким представителем ее был голландский культуролог Иохан Хейзинга (1872-1945), автор фундаментальных работ по истории культуры. В его концепции игра рассматривается как культурно-историческая универсалия, как источник возникновения культуры, ее внутреннее содержание и движущая сила. Хейзинга рассматривает игровое начало как основание всей культуры.

В начале XX века возникло новое направление – психоаналитическая концепция культуры. Этот подход к исследованию существует и сейчас, на рубеже XX и XXI веков, психоаналитические сюжеты проникли в художественную литературу, кинематограф.

Становление основных принципов психоанализа связано с творчеством Зигмунда Фрейда (1856-1939). Его психоаналитическая концепция культуры имеет много противоречий, но они не могут заслонить несомненных достижений. Это расширение предмета исследований культурологов, вовлечение в сферу научного анализа новых объектов изучения; подчеркивание значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры; создание концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой, которая стала основой для осуществления межкультурных исследований в направлении «Культура-и-личность» и других.

Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в культурологии XX века. Самостоятельную концепцию выработал Карл Густав Юнг (1875-1961). Он рассматривал культуру под углом зрения психологических процессов и отводил ведущее место в этих процессах бессознательному. Но, в отличие от Фрейда, Юнг проводил четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Именно Юнг ввел в научный оборот понятие коллективного бессознательного и открыл его культурные истоки.

В XX веке формируются элитарные концепции культуры. Более или менее явное расслоение культуры на «культуру всех» и «культуру избранных» существовало всегда.

К анализу культуры в этом аспекте  обратился испанский философ  Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Концепция испанского философа обращена к существованию человека как индивида, к личностным структурам его бытия и сознания, что во многом родственно «философии жизни».

В период технического прогресса, господства технократии особое значение приобретают  гуманистические концепции культуры.

Гуманизм каждой эпохи имеет  свои принципы и идеалы. Например, гуманизм Возрождения, утверждавший мощь и свободу  творческого человеческого духа, имел элитарный характер, его мораль была значима лишь для избранных.

Современный гуманизм адресуется каждому  человеку, провозглашает право каждого  на жизнь, благосостояние, свободу, т.е. это уже не элитарный, а демократический  гуманизм.

Современные культурологические теории стали опираться на достижения научной  мысли, объединившей усилия ученых разных стран. Развилась интернационализация  научных связей, что привело к  экономическому объединению различных  стран и народов, к всеохватывающему характеру научно-технической революции. Сформировалась принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Все это послужило основанием для возникновения ощущения космического бытия, характерного для человека XX века.

Формируется направление в философии, получившее название космизма. Оно  представлено известными именами: В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена. В их работах поставлены проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической  ответственности человека в ходе космической экспансии.

Своеобразную концепцию культурно-исторического  процесса создал русско-американский социолог и культуролог Питирим  Александрович Сорокин (1889-1968). Культура, считает он, не просто механическое соединение разнообразных явлений, а целостное единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры.

На рубеже XX-XXI веков идет интенсивный поиск новых принципов анализа и обобщения фактического материала по истории мировой культуры, накопленного теоретической мыслью.

Таким образом, предстает ряд концепций, характеризующих развитие культурологии как науки, начиная с ее возникновения и до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура культурологии.

 

Как было упомянуто выше, предметом  культурологи является культура, а  объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные  культурные явления, протекающие в  обществе, учреждения, связанные с  культурой, деятельностью людей  и общества в целом.

Говоря о структуре современной  культурологии, можно выделить смысловые  и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры вводит в круг проблем  культурологии и дает представление  о ее понятийном аппарате; в ней  изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие  вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного  бытия. В рамках теории культуры рассматриваются  такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение  и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов  и ценностей (например, красоты, истины и т.п.). История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины.

Философия культуры. Культурология, как  уже говорилось, это в том числе  и философская наука. Поскольку  культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может  обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия  культуры – это, по сути, предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть центр культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических  и эмпирических исследований всех звеньев  культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой  культуры, ибо сама культура возникает  как способ организации бесконфликтного  бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует  процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления  продуктов культуры и отношение  к ним.

В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня:

  • макрогруппы: слои, сословия, нации, этносы, каждая из которых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни;
  • микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Это могут быть возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; конфессиональные — в зависимости от вероисповеданий; профессиональные, в которых подчеркиваются принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Специфичны субкультуры мужчин и женщин. Возникновение групповых форм культуры возможно в политических партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведением также имеют свои субкультуры.

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина