Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие "культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием , разворачивается во времени и христианизации человечества . Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса , отожествляемого с появлением новых технических средств , развитием науки и просвещения .

Содержание работы

Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика.
Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально гумонитарных наук.
Предмет культурологии. Структура культурологических знаний.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

культурология как наука.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

План 

  1. Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика.
  2. Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально гумонитарных наук.
  3. Предмет культурологии. Структура культурологических знаний.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурология как специфический  человеческий мир:общая характеристика.

Понятие о культуре возникло еще  в античности . Оно обозначало состояние (

качество ) общества и личности противоположное варварскому  . Само слово "культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка "  и

первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня развития производства . Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие "культура " концептуализировалось  и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием , разворачивается во времени и христианизации человечества . Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса , отожествляемого с появлением новых технических средств , развитием науки и просвещения . Сомнение в идеи механического , предопределенного прогресса создало предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений . Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII - начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического видения мира . В своем поиске иррационального , духовного романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере , быте , способах существования и деятельности народа . Именно в недрах национальной философии зародилась культурология . Как социальная теория культурология рассматривает общество как результать реализации специфических духовных принципов , зафиксированных в религии , философии , искусстве и т.д. Предметом культурологии , естественно , является сама культура . Но под культурой понимается уникальный социальный организм , имеющий собственные законы существования , которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций . История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея , а как проблема . Под вопрос ставятся  и само понимание истории как последовательного единообразного процесса развития общества , и возможность осуществления  такого процесса в будущем . Отсюда возникает и проблема взаимодействия культур , которую обостряет диффузионизм ( жесткая концепция культурологии отрицает возможность взаимопроникновения культур ). Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений .Проблема осложняется тем , что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса  В этой ситуации необходимо определить сущность культуры . Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом , многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур . Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и выявление основного ( общего ) закона  развития человечества , то перед культурологией стоит множество более конкретных проблем : изучение движущих сил и особенностей развития каждой отдельной культуры . Наиболее важная особенность культурологии заключается в том , что она допускает идею неизбежной смерти культуры , т. е. каждого отдельного социального организма . Основная задача ( цель ) культурологии – установить причины смерти культуры или основу ее существования , секрет долгожительства. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный егопредшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати. Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой. Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет. Культура- это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?

1.     В противоречии между  социализацией и индивидуализацией  личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2.     В противоречии между  нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода- два полюса, два борющихся начала.

3.     В противоречии между  традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме. Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

Параллельно с формированием общефилософской  культурологической концепции , целью которой является создание типологии культур ( их классификация ) , с конца ХIХ века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки , которая рассматривает духовные и материальные продукты деятельности как носители символической информации о данной культуре . Следуя обычной схеме возникновения науки , культурология рождалась из обобщения эмпирического знания прежде всего в области археологии , этнографии , искусствоведения , позже - социологии . Но необходимость синтезировать данные всех этих ( и других ) наук в рамках специальной науки заставляет говорить о философском характере культурологии . Основным предметом культурологии является сущность культуры . В наиболее монолитных классических учениях можно выделить две основные тенденции , два основных подхода к изучению социального организма . Первый подход порожден организмом и его условно можно назвать морфологическим, так как он направлен на изучение внешних форм организации общества . Этот подход характерен прежде всего для функционализма , который понимает под культурой совокупность действующих социальных институтов , а также для английского структурализма , который видит сущность культуры в политической структуре общества Наиболее близко к классической культурологии  иррационалистическое понимание культуры - поиск ее истоков и сущности в сфере духовной . Признание духовных фактов определяющими в функционировании культуры ведет к осознанию специфичности методов ее исследования . Выбор метода зависит от того  , каким духовным факторам придается наибольшее значение . Так , М. Шеллер считает , что религия , философия и наука - не стадии развития духа , а формы его существования . Таким образом , культуры следует различать по превалирующей форме сознания . Однако большинство культурологов признает определяющими для любой культуры до - рационалистические формы сознания . Отсюда признание идущей от романтиков традиции " вживания " в культуру , проникновения в нее через личный психический опыт . Такого рода истолковывающая методика получила название герменевтики ( В. Дильтей ) На каком - то этапе теория культуры  сомкнулась с философией науки . Проблема понимания оказалась общей для гносеологии и культурологии и претерпела некоторые изменения . Герменевтика интересуется самим процессом понимания как основой рациональной деятельности . Язык признается выражением психического опыта , а следовательно , и культуры. Под пониманием подразумевается интерпретация , перевод с одного языка на другой . Таким образом , можно выделить три основные школы культурологии : функциональную , аксиологическую и интуитивистскую . В этих школах проблема сущности культуры превращается в проблему метода ее постижения , а в герменевтике , кроме того , - в проблему передачи информации о культуре .

Формирование  культурологии как междисциплинарной  науки о культуре и ее место  в системе социально гумонитарных наук.

По своему происхождению культурология  тесно связана, прежде всего с  такими направлениями исследований как философия истории и философия  культуры, а также с историей искусств, литературоведением, антропологией  и этнографией.

Философия (от греческого буквально  «любовь к мудрости» – «люблю»  и «мудрость») – форма общественного  сознания; учение об общих принципах  бытия и познания, об отношении  человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир  и место в нём человека; она  исследует познавательное, целостное, социально-политическое , нравственное и эстетическое отношение к миру. Как мировоззрение философия  неразрывно связана с социально  классовыми интересами, политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована  социальной действительностью, она  оказывает активное воздействие  на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.

Связь культурологии с философией культуры – одним из направлений  философии – очень велика. Как  известно, в древности не существовало деления наук на естественные (точные), технические и общественные (и  гуманитарные). Все они были объединены в одной – философии, которую  часто называли «царицей наук». Только в поздние периоды античности начинается дифференциация наук. Причём сначала развитие получили естественные науки (математика, физика). Общественные науки начинают зарождаться и  развиваться только в XIX веке, а некоторые  достигают своего развития лишь в XX веке. 

В европейской гуманитарной традиции культурологии предшествовала так  называемая «история духа», или «духовная  история» (перевод немецкого термина  «Geistesgeschichte»), представлявшая собой  философское (иногда религиозно-философское) осмысление истории культуры. В настоящее  время культурология всё ещё  находится в известной зависимости  от породивших её научных и философских  дисциплин, черпая из них как материал для своих построений, так и  теоретические конструкции, понятия, научную методологию и т.д. Однако сейчас заметнее влияние самой культурологии  на эти науки, присутствие культурологических мотивов, культурологических обобщений, культурологической направленности в  философских, искусствоведческих или  антропологических исследованиях. Что касается «истории духа», то её место в системе гуманитарных знаний занято культурологией, а сама «история духа» сохранилась как  литературный, или философско-литературный, жанр.

Философия культуры, представляющая собой одну из важнейших сфер современной  философической науки, сыграла исключительную роль в процессе возникновения и  становления культурологии.

Именно в философии XVIII–XIX веков  начала формироваться осознание  культуры как целостного явления, доступного системному изучению. Отдельные гуманитарные науки занимались изучением различных  сфер культуры. Синтез знаний в эпоху  Просвещения (конец XVII – начало XIX века), с характерным для неё стремлением  к энциклопедичности, осуществлялся  преимущественно на основе естественных наук (наук о природе). Само древнее  понятие «культура» истолковывалось  как «воспитанность», «образованность», то есть было ограничено областью педагогики, ещё не пробрело общего философского значения.

Философия эпохи Просвещения проявила особый интерес к человеку, истории  человеческого общества. В историческом развитии человечества просветители видели действие как природных факторов (географическая среда, климат, инстинкты  и физиологические потребности  человека), так и факторов неприродного свойства, искусственно создаваемых  человеком. Именно последние были в  дальнейшем обобщены в философском  понятии «культура».

Размышления просветителей, а затем  и философов XIX и XX веков о соотношении  природного, натурального (от латинского «natura» - «природа») и неприродного, культурного  начал в жизни человека были заложены основы двух фундаментальных тенденций  в философском и культурологическом изучении культуры. Эти тенденции  можно обозначить как натуралистическую  и антинатуралистическую (греческое  «anti» – означает и «против» и  «вместо»). Следует отметить, что  в теориях культуры, создававшихся  великими философами и учёными последних  веков или научными и философскими школами, данные тенденции весьма редко  встречаются в «чистом виде». Как правило, одна из них преобладает  или достигается их равновесие, а  иногда и противоречивое сочетание.

Натуралистическую тенденцию в  философии культуры и культурологии  можно охарактеризовать как стремление максимально сблизить сферы культуры и природы, показав зависимость  первой от второй. Культура фактически рассматривается как форма или  часть природы, пусть и специфическая. Отсюда следует, что человеческие общество и культура живут по законам природы, по закону борьбы за существование  и естественного отбора. Культура способна лишь частично подавлять природные  влечения человека, придавать им закрытую от других форму или искажать их почти до неузнаваемости. Но всё  же именно они руководят поступками людей. Такие идеи прослеживаются от философских учений XVII века до социобиологии  второй половины XX века, которая изучает  человечество как популяцию, типологически  сходную с популяциями животных. Для объяснения социальных и культурных явлений социобиология использует биологические теории, генетику и  т.п.

Антинатуралистическая тенденция  в исследованиях культуры предстаёт  как стремление провести чёткие границы  между культурой и природой, показать их принципиальные различия, а иногда и противопоставить их. Здесь культура рассматривается как самостоятельная, автономная по отношению к природе сфера бытия, пусть и имеющая с природой многообразные связи, но живущая по собственным законам.

Своеобразно соединяя натуралистические  и антинатуралистические тенденции, ряд мыслителей XVIII–XX веков (например, Жан-Жак Руссо, Ф.Ницше, З. Фрейд) выступили  с различными вариантами «критики культуры». Они видели в культуре своего рода «извращение» природы, и полагали, что  культура, подавляя природные влечения человека, делает его несчастным. «Критика культуры» в том или ином виде призывает к «возврату к природе». При всех своих недостатках, концепции  такого рода стимулировали развитие культурологических знаний.

Философией культуры были поставлены вопросы об отличии культуры (цивилизации) от докультурных форм человеческой жизни (дикости, варварства), об историческом развитии культуры, о типологических различиях между культурами разных времён и народов (древние и новые  культуры, культуры Запада и Востока). Эти и многие культуры вошли в  сферу культурологической проблематики.

Сохраняющие вплоть до наших дней теснейшие связи между культурологией и философией культуры нельзя объяснить  лишь философскими корнями» культурологии. При всей своей специализации, подчас приближающей их к точным наукам, культурологические исследования вновь и вновь возвращаются к главному предмету философского познания – человеку. Гуманитарные науки, в  том числе культурология, были и  будут формами самопознания человека, а это приводит их к философии  с её древним девизом: «Познай  самого себя!».

Что значит культура с философской  точки зрения?

Понятие «культура» принадлежит к  числу фундаментальных понятий  в языке западной цивилизации. Такого рода понятиям всегда трудно дать определение. Частное понятие, как правило, определяется через более общее. Кроме того, определение предполагает выделение  ряда признаков, характеризующих данное понятие. Когда же мы сталкиваемся с  базовыми понятиями, которые сами по себе являются предельно общими, и  характеризуются множеством разных признаков, определять их приходится другим образом. Необходимо проследить историю  такого понятия, выявить соотносимые с ним и дополняющие его термины, описать область явлений, которое оно обозначает.

Понятие «культура» происходит от латинского языка, языка древних римлян. Первоначально  слово cultura означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Оно  также было близко по происхождению  и значению к слову «культ» (cultus). Оба они указывали на почитание  богов, религию. Начиная с I века до н.э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его  души. Впервые такое употребление термина «культура встречается  в трудах великого римского оратора  и философа Цицерона. Как и все  образованные римляне, Цицерон блестяще владел древнегреческим языком, был  хорошо знаком с литературой и  философией Древней Греции. Он приблизил  смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого слова «пайдейя». Греки видели в «пайдейе» (воспитанности, образованности) своё главное отличие  от варваров. Таким образом, культура (образованность) через противопоставление оказалась связана с представлениями  о варварстве, дикости, невежестве.

Информация о работе Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика